Урок музыки в 4 классе "География творчества М.И. Глинки"
план-конспект урока (музыка) по теме
Целью данного урока служит исследование влияния музыкальных впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора, а главной задачей понять значение и влияние народной музыки на творчество композитора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 442 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Федотова Мария
География творчества М.И.Глинки
Урок музыки в 4 классе
Цель: Исследование влияния музыкальных впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора.
Задачи: - способствовать пониманию учащимися значения о влиянии народной музыки на творчество композитора;
- развитие умения анализировать, аргументировать свою точку зрения;
- развитие умения «активно слушать музыку» и уметь вычленять характерные интонации.
Встреча с проблемой
1.Актуализация опыта
Учитель предлагает детям вспомнить, что они знают о композиторе М.И.Глинке, а так же какое место в становлении русской музыки он занимает, его произведения.
Затем учитель сообщает:
В становлении Глинки как композитора важную роль сыграли его путешествия по странам Европы - Италия, Испания, Германия, Франция ,Польша и поездки на Кавказ.
2.Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, что ценного для себя как композитора, мог привести М.И.Глинка из этих поездок?
Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно другое, часть противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: прав ли я в своих предположениях?
3. Осознание и формулирование проблемы
Учитель предлагает детям сформулировать те вопросы, которые у них возникли после обмена мнениями. Вопросы детей: Какую роль играет народная (зарубежная) музыка для становления Глинки , как композитора? Отразилось ли пребывание за рубежом на его творчестве? Можем ли мы услышать интонации народной музыки разных стран в его произведениях?
Построение знаний
1. Выбор методов исследования
Учитель обращается к детям с вопросом:
- Как мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы?
Учащиеся говорят о необходимости обратиться к биографии автора для того чтобы полно рассмотреть вопрос о путешествиях композитора. А затем факты путешествий сопоставить с произведениями композитора.
2.Сбор информации
Учащимся демонстрируется презентация «География творчества М.И.Глинки».
3. Организация информации
По ходу демонстрации презентации и объяснения учителя дети фиксируют информацию в таблицу ( приложение 1)
- Итак, теперь мы с вами знаем, что под впечатлением народных мотивов разных стран М.И.Глинка написал свои замечательные произведения, которые с течением времени стали шедеврами мировой классической музыки. Скажите, на все ли поставленные вопросы мы ответили?
Ответ на последний вопрос учитель предлагает детям найти самостоятельно при прослушивании отрывков музыкальных произведений, в помощь слуховому анализу на экране высвечиваются 4 картинки с тематической принадлежностью к странам, интонации народной музыки которых использовал композитор в своих произведениях (приложение2).
4.Построение объяснения
Слушание: «Арагонская хота» - посредством определения средств музыкальной выразительности и характера произведения,, использования подражания народным музыкальным инструментам (кастаньеты) дети приходят к выводу, что принадлежность
к испанского национального колорита можно определить.
Слушание: «Венецианская ночь» - определения характера музыки, интонаций мерного покачивания рисует у учащихся образ поющего гондольера - венецианского певца
Слушание: Полонез из оперы «Жизнь за царя» - путем рассуждений о характере данного танца дети приходят к выводу, что в этом произведении М.И.Глинка использовал интонации польской народной музыки для показа национального колорита польской шляхты в опере «Иван Сусанин».
Слушание: Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила» путем характеристики мелодии дети приходят к выводу о ее изысканности и витиеватости - принадлежности к восточным мотивам.
5. Формулирование выводов
Учащиеся приходят к выводу, что путешествие по странам Европы и поездка на Кавказ явились важным этапом в становлении М.И.Глинки, как композитора; в основу многих его произведений легли народные интонации.
Учитель обращает внимание детей на то, что в названии темы урока говорится о географии творчества великого русского композитора, и предлагает им доказать справедливость этого утверждения с опорой на имеющиеся факты.
Рефлексия
Учащиеся пишут текст-резюме, заканчивая фразу: «Оказывается, ...». Тексты зачитываются в парах, группах. Один представитель от каждой группы читает свой текст всему классу.
Приложение 1
страна | произведение | Средства музыкальной выразительности |
Италия | «Венецианская ночь» | |
Испания | «Арагонская хота» | |
Германия | ||
Франция | ||
Польша | Полонез из оперы «Иван Сусанин» | |
Кавказ | Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила» | |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....
Презентация к уроку музыки "Глинка и Орел"
Презентация состоит из 11 слайдов, включающих информацию о детских годах М.И. Глинки, проведенных в Орле...
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"...
технологическая карта к уроку музыки в 4 классе "География творчества М.И.Глинки"
описание урока в соответствии с ФГОС...
самоанализ урока музыки 4 класс "География творчества М.И.Глинки"
самоанализ урока с требованием по ФГОС...