Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"
методическая разработка

Макеева Светлана Владимировна

Цели и задачи:

  1.  Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
  2. Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
  3. Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.  Учитель сегодня не актер, а режиссер.
  4. Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар: «Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС»

Макеева С.В., учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»

Эпиграф:  «Жизнь на уроке должна стать подлинной

Сделать ее такой – задача каждого из нас»

Цели и задачи:

  1.  Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
  2. Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
  3. Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.  Учитель сегодня не актер, а режиссер.
  4. Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.

Ход семинара:

Мотивация.

Цель современного образования - развитие у обучающихся способности эффективно действовать в ситуации неопределенности на основе целостного восприятия мира.

В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразделяет требования к результатам освоения программ НОО, ООО и СОО на личностные, метапредметные и предметные результаты.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, является системно-деятельностный подход.

Какое понятие зашифровано в ребусе?

C:\Users\Екатерина\Desktop\Без названия.png

Актуализация

Что такое метапредметность?

«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

В обновленных ФГОС обновились требования к метапредметным результатам:

ФГОС второго поколения

Обновленный ФГОС

ООО: « … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО)  

•ООО: « … метапредметным, включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

– способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

– готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

– овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО)

Что может быть метапредметным?

-связи;

-средства обучения;

-формы обучения;

-результаты обучения;

-умения;

-урок;

-занятие;

-задание;

-задача;

-категория.

 

Более подробно мы остановимся на уроке.

Особенности метапредметного урока:

  1. Это интегрированный урок.
  2. Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
  5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Структурные элементы урока

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

-Технология критического  мышления.

- Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

- Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  • Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
  • Осмысление полученного опыта.
  • Обобщение (рефлексия).
  • Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.

- Личностно–ориентированные технологии обучения.

- Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение составлять план;
  • умение отбирать материал по заданной теме;
  • умение составлять письменные тезисы;
  • умение подбирать цитаты;
  • умение составлять таблицы, схемы, графики.

Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений?  (Исследовательская деятельность; подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, чемпионатах, подготовка и участие в предметных неделях, КТД).

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Рефлексия.

Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:

  •  «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
  •  «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
  •  «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
  •  «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
  •  «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
  •  «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В.  Ломоносова.
  •  «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).

Завершить свое выступление хочется словами:

Метапредметность – это культура воспитания интеллекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Макеева С.В., заместитель директора по СО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горковская средняя общеобразовательная школа » Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС

Слайд 2

Эпиграф: « Жизнь на уроке должна стать подлинной . Сделать ее такой – задача каждого из нас»

Слайд 4

Что такое м етапредметность ? « Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Слайд 5

ФГОС второго поколения Обновленный ФГОС ООО: « … метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО) ООО: « … метапредметным , включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); – способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; – готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; – овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО)

Слайд 6

Что может быть метапредметным ? связи ; средства обучения; формы обучения; результаты обучения; умения ; урок ; занятие ; задание ; задача ; категория .

Слайд 7

Особенности метапредметного урока: Это интегрированный урок. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Слайд 8

Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений . Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль . Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Слайд 9

Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности .

Слайд 10

Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!

Слайд 11

Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений?

Слайд 12

Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт . « Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит . « Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека . « Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко . « Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт. « Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова . « Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).

Слайд 13

Метапредметность – это культура воспитания интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)

Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС

Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии

Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии...

Семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС"

Семинар для молодых педагогов в рамках реализации муниципального проекта "Школа молодого педагога"...

Статья "Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС"

В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она  представл...