Методический семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС"
методическая разработка
Цели и задачи:
- Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
- Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
- Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель сегодня не актер, а режиссер.
- Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov_v_ramkah_obnovlennyh_fgos.docx | 83.28 КБ |
metapredmetnye_rezultaty.pptx | 204.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар: «Формирование метапредметных результатов в рамках обновленных ФГОС»
Макеева С.В., учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»
Эпиграф: «Жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать ее такой – задача каждого из нас»
Цели и задачи:
- Пересмотреть современные подходы к содержанию и результатам образования.
- Показать коллегам, что ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности, готовности к переобучению
- Напомнить коллегам, что, основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель сегодня не актер, а режиссер.
- Замотивировать коллег на дальнейшее самостоятельное изучение материала семинара, и применение полученных знаний в своей деятельности.
Ход семинара:
Мотивация.
Цель современного образования - развитие у обучающихся способности эффективно действовать в ситуации неопределенности на основе целостного восприятия мира.
В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразделяет требования к результатам освоения программ НОО, ООО и СОО на личностные, метапредметные и предметные результаты.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, является системно-деятельностный подход.
Какое понятие зашифровано в ребусе?
Актуализация
Что такое метапредметность?
«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
В обновленных ФГОС обновились требования к метапредметным результатам:
ФГОС второго поколения | Обновленный ФГОС |
ООО: « … метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО) | •ООО: « … метапредметным, включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); – способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; – готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; – овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО) |
Что может быть метапредметным?
-связи;
-средства обучения;
-формы обучения;
-результаты обучения;
-умения;
-урок;
-занятие;
-задание;
-задача;
-категория.
Более подробно мы остановимся на уроке.
Особенности метапредметного урока:
- Это интегрированный урок.
- Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
- Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
- Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
- Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Способность к импровизации.
- Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
- Учитель не актёр, а режиссёр!
Сценарий урока нужно составить таким образом, что бы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
-Технология критического мышления.
- Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
- Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
- Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
- Осмысление полученного опыта.
- Обобщение (рефлексия).
- Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
- Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.
В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:
- аналитические,
- учебно-информационные,
- коммуникативно-речевые.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение составлять план;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение составлять письменные тезисы;
- умение подбирать цитаты;
- умение составлять таблицы, схемы, графики.
Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений? (Исследовательская деятельность; подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, чемпионатах, подготовка и участие в предметных неделях, КТД).
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Рефлексия.
Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:
- «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
- «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
- «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
- «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
- «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова.
- «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).
Завершить свое выступление хочется словами:
Метапредметность – это культура воспитания интеллекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф: « Жизнь на уроке должна стать подлинной . Сделать ее такой – задача каждого из нас»
Что такое м етапредметность ? « Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а педагог с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
ФГОС второго поколения Обновленный ФГОС ООО: « … метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» (п. 8 ФГОС ООО) ООО: « … метапредметным , включающим: – освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, курсов модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); – способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; – готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; – овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» (п. 41 ФГОС-2021 ООО)
Что может быть метапредметным ? связи ; средства обучения; формы обучения; результаты обучения; умения ; урок ; занятие ; задание ; задача ; категория .
Особенности метапредметного урока: Это интегрированный урок. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Структурные элементы урока Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений . Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль . Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности .
Требование к учителю Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика! Добиваться от учеников аргументированных ответов. Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Чётко и точно формулировать задание. Способность к импровизации. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!
Какая внеурочная деятельность способствует формированию метапредметных умений?
Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт . « Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит . « Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека . « Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко . « Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт. « Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова . « Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).
Метапредметность – это культура воспитания интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)
Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...
Оценка содержания примерной рабочей программы по русскому языку в 5 классе в рамках обновленного ФГОС ООО
Выступление на педсовете...
Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...
Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии
Система оценивания образовательных результатов в рамках обновленных ФГОС по биологии...
Семинар "Формирование метапредметных результатов в рамках ФГОС"
Семинар для молодых педагогов в рамках реализации муниципального проекта "Школа молодого педагога"...
Статья "Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС"
В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она представл...