Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
статья по теме
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.
Задачи:
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
Учить развивать речь и мышление ребенка, способность быть внимательным, овладеть в начальный период учебными навыками и в первую очередь навыками письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.
Задачи:
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
Учить развивать речь и мышление ребенка, способность быть внимательным, овладеть в начальный период учебными навыками и в первую очередь навыками письма.
Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более ритмичной, яркой, и усилится контрол за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкости. Игры по развитию мелкой моторики:
Шнуровки - зачем они?
- Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п., можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
- Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек. Игрушки можно использовать из киндер яйца.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.
Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и т. д.). На основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки. Если не хотите из песка можно коробку наполнить крупой, я в своей группе делаю по сезону: осенью коробку наполняем фасолью, зимой манкой, весной можно взять любую крупу. Играем в игру «юный археолог», прячем игрушки, при помощи кисточек дети ищут, используем магнитные игрушки, при помощи магнита дети вытаскивают попавшую игрушку. На дно коробки наклеиваем разные следы, предметы, силуэты, при помощи лупы дети рассматривают, угадывают, называют.
- Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки и т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку. Самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции.
Данная статья рассказывает о взаимосвязи общей и речевой моторики у детей с общим недоразвитием речи....
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны советы и игровой материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....
Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...
Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....
Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи
Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...