"Развитио опорно - двигательного аппарата и нормализации дыхания юного пианиста"
презентация к уроку по музыке ( класс) на тему

Фогорош Лилия Владимировна

Цель:
показать на практике упражнения с начинающими учениками по классу фортепиано, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, помогающие ученикам снять напряженность мышц спины, шейного отдела, ног, кистей и рук.

Задачи:
Стараться качественно выполнять упражнения, расслаблять напряженность и зажатость мышц, что пригодиться при игре на фортепиано.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_razvitie_oporno-dvigyu_apparata_-_kopiya.doc286.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Нелидово

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И НОРМАЛИЗАЦИИ ДЫХАНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА»

http://farm2.static.flickr.com/1002/1021888271_766014d156_b.jpg

                                                                                       Выполнила: преподаватель  

по классу фортепиано

                                                                                                   Фогорош Лилия   Владимировна.

Цель:

показать на практике упражнения с начинающими учениками по классу фортепиано, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, помогающие ученикам снять напряженность мышц спины, шейного отдела, ног, кистей и рук.

Задачи:

Стараться качественно выполнять упражнения, расслаблять напряженность и зажатость мышц, что пригодиться при игре на фортепиано.

Тип и форма:

Презентация с показом и объяснениями.

Оборудование:

Теннисный мячик, платочки, палочка.

       

Ход урока:

          Вступительное слово.

          Упражнения для правильной осанки:

  1. «Лифтик»
  2. «Балерина»
  3. «Палочка»
  4. Вращательные движения.
  5. «Шейка»
  6. Упражнение для стоп.

          Упражнения для крупных мышц:

  1. «Мельница»
  2. «Цыганочка»
  3. «Боксик»
  4. «Прощание»
  5. «Стирка»
  6. «Дирижер»
  7. Повороты туловища под музыку

           Хватательные движения:

  1. «Платочек танцует»
  2. «Кто быстрее»
  3. «Летающий платочек»
  4. «Играем вместе»
  5. Игры с мячом: «Циркач»

                 Дыхание:

  1. Не стряхивать снег»
  2. «Оттолкни веточку»
  3. «Животик дышит» или «Не стряхни снег»
  4. «Плавание»

         Заключение:

 

Вступительное слово:

Часто, независимо от музыкальных данных, ребенок приходит в музыкальную школу с излишней напряженностью мышц спины, шейного отдела, мышцы ног, мышцы кистей и рук. Все это мешает обучению игры на фортепиано.

Очень полезны танцы или любые движения под музыку. А плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку, катание на лыжах еще и замечательные средства развития чувства ритма.

Есть ряд гимнастических упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. В зависимости от индивидуальности ребенка преподаватель может варьировать, изменять упражнения и придумывать новые.

                              Упражнения для правильной осанки:

«Осанка – это стройность и величавость» - так говорил Владимир Даль, врач и языковед. Осанка подчас становится «зеркалом души», отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение, характер. Дети с плохой осанкой – это дети часто робкие, пассивные, стеснительные. Никогда не поздно заняться исправлением осанки, но гораздо легче – не допустить её дефектов.

Правильная осанка – залог здоровья!

  1. «Лифтик»

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут, плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Преподаватель стоит сзади, поддерживая внизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, преподаватель подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки.

Здесь очень важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкенезии).

  1. «Балерина»

Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Преподаватель в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

  1. «Палочка»

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находиться за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.

Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

  1. Вращательные движения.

Ученик сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются – начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи.

Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например – разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.

  1. «Шейка»

Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплыми!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтоб ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягаю шею.

Эти пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и станут «помогать себе», поднимая плечи.

  1. Упражнения для стоп.

Вращательные движения голеностопных суставов – прекрасное средство для того, чтобы преодолеть зажатость и малоподвижность стоп. Важно следить за тем, чтобы не развивалось плоскостопие – это может вызвать трудности при педализации.

                                                 

                                Упражнения для крупных мышц:

Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение  «целостности» движений рук «из корпуса».

  1. «Мельница»

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.

В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – это не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

  1. «Цыганочка»

Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять

под аккомпанемент.

Вначале стоит делать упражнения в упрощенном виде – лишь подвигать  плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, а затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

  1. «Боксик»

Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимая плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.

  1. «Прощание»

Локти свободны, пальцы – продолжение ладони, в луче-запястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит  руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

      

     5. «Стирка»

Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал – надо встряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – эти брызги падают на живот. И когда играешь на фортепиано – звуки, как брызги: а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И никто их не услышит»

  1. «Дирижер»

Ребенок «дирижирует» под музыку.

Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться. Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

  1. Повороты туловища под музыку

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

                                   

Хватательные движения:

Комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учиться естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука при игре.

  1. «Платочек танцует»

Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.

Эта игра способствует не только развитию хватательных рефлексов, но и вырабатываю пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмических слух.

  1. «Кто быстрее»

Платочек лежит на столе. Ребенок пытается на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек. Можно играть нескольким детям одновременно.

С ранними учениками педагогу следует проигрывать. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

Затем упражнения усложняются.

  1. «Летающий платочек»

Спина и плечи свободные. Ребенок крепко стоит на ногах. В ладошке он    держит платочек. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платочками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно опускает и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные и пианистические.

4. Играем вместе.

Дети становятся в круг. Один из них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и опять перебрасывает кому-либо. Здесь важна неожиданность, заставляющая сосредоточиться. Упражнение помогает развивать двигательную реакцию.

После упражнений с платочком можно перейти к упражнениям с мячом. Лучше взять теннисный мячик. Движение при этом должны быть более цепкими и «ощутимыми», нежели с платочком.

 

«Циркач»

Подбрасывать мячик из руки в руку, кидать об пол одной рукой и ловить другой.

Очень полезно поиграть в мячик вдвоем: педагог отпускает его, а ученик подхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются.

Хорошо помогает развитию мышц игра в мягкий мячик. Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а потом разжать ладонь – он распрямится и снова станет круглым.

                           

                                                     Дыхание.

Удачное исполнение музыкальных произведений во многом зависит от умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой».

  1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные, согнутые в локтях. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

  1. «Животик дышит»

Малыш держит обе руки на животике, он ровно, равномерно дышит, не поднимая плеч. Педагог кладет руки ему на плечи.

Или упражнение «Оттолкни веточку»: вдох - через носик, выдох – через ротик, чтоб снег с веточки не стряхнуть движения плавные.

  1. «Плавание»

Руки вытянуть параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»)

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего таким способом – чуть наклонное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.

Заключение:

Учить детей играть на фортепиано – это все равно, что учить малыша ходить. Детским пальчикам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, но им требуется наша помощь. Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки: она должна работать не «от плеча», а «из корпуса». Нагрузку при этом несут мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. А поддержка мышц спины – одно из главных условий не утомляемости аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние коррекционных упражнений на формирование пропорционального развития опорно-двигательного аппарата.

В наше время трудно найти человека с абсолютно здоровым позвоночником.     Тема занятия: «Влияние коррекционных упражнений на формирование    пропорц...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Развитие опорно-двигательного аппарата через соревновательно- игровой метод

Соревновательно- игровой метод и его применение позволяет решать широкий круг задач в самых разлисчных условиях и показывает: что движение плюс эмоции снимают многочисленные стрессы, оказывает благотв...

Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры.

Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры....

Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"

Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...