Русская музыкальная старина
план-конспект занятия по музыке ( класс) на тему

Ладина Олеся Александровна

Урок музыки во 2 классе по программе Т. И. Баклановой "Русская музыкальная старина" с универсальными учебными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_muzykalnaya_starina.docx34.08 КБ
Файл russkaya_muzykalnaya_starina.docx34.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс. Музыка. По программе Т. И. Баклановой

Тема: Русская музыкальная старина

Предмет: Музыка

Учебник для 2 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Изучение истоков народной песни и формирование познавательного интереса к русской народной культуре.

 Задачи: 

Образовательные:

  • Формировать  эмоциональное отношение к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
  • Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.
  • Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение работать в группе.
  • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
  • Развивать  вокально – хоровые умения и навыки

Воспитывающие:

  • Привить навык самостоятельной работы.
  • Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.
  • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

УУД:

Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,

отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.

Предметные: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).

Материал к уроку:

  1. Учебник музыки 2 Класс
  2. Тетрадь для записи полученных знаний
  3. Фонохрестоматия
  4. Иллюстрации предметов старины и презентация по теме урока

Ход урока

«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня, что в душе разливалась его»

                                                        (С. Широбоков)

1.Организационный момент

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: настроить на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе создать условия для продуктивной работы на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

У: Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие)

Д: Здравствуйте.

2. Повторение пройденного материала

У: На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле  жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели?

Д: Дудочки, свистульки из морских раковин, бубны из шкур животных, погремушки из камешков и т д.

У: А как появились эти первые музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру                                                       “Разговор древних людей”

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: восстанавливать информацию

Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей

Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала (дудка, барабан, рог, свистулька, балалайка, ложки)

3.Введение в тему урока

У: Ребята, давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (на экране предметы старины: кочерга, коромысло, самовар в русской избе и т. д. )

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Д: В музыкальное прошлое нашей страны, в русскую деревню (Слайд 2)

У: А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего урока (предлагают варианты ответов)

У: Ребята, а вам интересна тема нашего  урока “Русская музыкальная старина”?

У: Согласны ли вы, что  эта тема  вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего занятия?

Д: Да, она познакомит нас с культурой, бытом и музыкальным искусством русского народа…

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать

Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью

У: Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать

Слушание песни «Во кузнице»

У:  О чём рассказывает песня?

Д: О почетной профессии в старину. О работе кузнеца.

У: Как вы думаете, что происходит в кузнице?

У: Какими качествами должен обладать кузнец?

У:  Почему кузнец должен быть сильным, крепким?

У:  В каком настроении звучала песня?

У: В каком ладу?

У:  В каком темпе звучала народная песня?

У: Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику?

У:  Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе?

Д: Конечно же песня

Исполнение песни звуковыми жестами, голосовыми звуками

(Дети исполняют первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки» (стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой), и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» (ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки), поют звуком «та-та-та»).  

Исполнение песни со словами и  музыкальными инструментами: ложками, бубенцами

У: Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы её отнесём? 

Д: Жанр трудовой песни

У: Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?

Д: Плясовая

Слушание «Камаринской»

У: Эта пляска называется «Камаринская» (табличка на доске). Появилась она в Камаринскойволости, находящейся на территории современной Брянской области.

У: В каком настроении звучала музыка?

У: В каком ладу звучала музыка?

У: В каком темпе звучала музыка?

У: Что можно делать под эту музыку?

У: Покажите, какие танцевальные движения вы бы делали под звуки “Камаринской”?

У: В основе танца лежат шаги. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки "в боки", затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

(Каждый ученик старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости)

У: Темно, в избе догорает лучина, мама садится поближе к люльке и напевает…         (изображение русской избы)                                                            

Слушание музыки «У кота»                            

У: Что же напевает мама?

У:  По каким признакам вы узнали колыбельную песню?

У: В какой динамике звучит колыбельная?

У: В каком настроении звучала песня?

У:  В каком темпе звучала песня?

У: В каком ладу?

У: Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?

Пропевание интонации колыбельной с пластическим интонированием - изображением покачивания колыбельки, люльки,

Личностные: проявлять интерес к происходящему

Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение

Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения

Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

4.Обобщение темы урока

У: Ну, что ребята пришло время  возвращаться нам из старины в наше время

-У: Понравилось вам путешествие?  Тогда ответьте на мои вопросы по группам

Диагностика освоения темы:                                                                                                                 1. Работа в группах

1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?

2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?

3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки?

Д: Отвечает каждая группа

2. Рефлексия.   У: А теперь дополните мое предложение…Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …

У: Ну а мне сегодня остается сказать – любите русскую песню.

У: Сегодня мы с вами хорошо поработали. Всем спасибо за урок

Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности

Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности

Этап

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

1

Организационный момент

Настраиваются на продуктивную работу

Приветствует, создает условия для работы на урок

2

Повторение пройденного материала

Дети отвечают на вопросы:

-Дудочки, свистульки, бубны, погремушки…

Игра “Разговор древних людей”

Даёт задание: -На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле  жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели? (Перед детьми картинки тростника, лук с тетивой, морская раковина, морские камушки, шкура животного)

-А как появились эти первые инструменты?

-Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру“ Разговор древних людей”

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: восстанавливать информацию

Коммуникативные:  работать в паре, адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей

Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала

3

Введение в тему урока

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы

-В русскую деревню

Определяют название темы урока

Формулируют цель и задачи: 

-знакомство с культурой и музыкой русского народа

-Давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (демонстрирует на экране предметы старины)

-Как вы думаете, тема урока “Русская музыкальная старина” вам интересна?

-Согласны ли вы, что  эта тема  вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего урока?

Организует обобщение, корректирует ответы.

Даёт комментарии и корректирует цель

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию, определить потребность в освоении темы, умение отстаивать свою позицию

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать

Коммуникативные:  адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью

4

Новый материал

Отвечают на вопросы

Слушают песню «Во кузнице»

Отвечают на вопросы

-О почетной профессии в старину. О работе кузнеца

Определяют средства выразительности

-Конечно же песня

Дети исполняют первые две фразы куплета песни звуковыми жестами «молоточки» и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» поют звуком «та-та-та»).

Исполняют песню со словами и музыкальными инструментами

Отвечают на вопрос.

- К трудовому

-Плясовая

Слушают “Камаринскую”

Определяют средства выразительности

Импровизируют движения «Камаринской» под музыку

Слушают РНП «У кота» 

Отвечают на вопросы

Определяют средства выразительности

Пропевают интонации «Колыбельной» с пластическим интонированием –изображением покачивания колыбельки

-Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать (вводит в тему , настраивает на прослушивание)

Задает вопросы:

-О чем рассказывает песня?

-Как вы думаете, что происходит в кузнице?

-Какими качествами должен обладать кузнец?

-Почему кузнец должен быть сильным, крепким?

-В каком настроении, темпе, динамике звучала песня?

-Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику

-Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе? Давайте ее и споем. Организует обобщение, корректирует ответы.

Исполняет песню «Во кузнице»  вместе с детьми на фортепиано со звуковыми жестами и музыкальными инструментами. 

-Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы ее отнесем?

-Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?

-Эта пляска называется «Камаринская» (демонстрирует табличку на доске). Появилась она в Камаринской волости, находящейся на территории Брянской области.

-В каком настроении звучала музыка?

-В каком ладу?

-В каком темпе?

-Что можно делать под эту музыку?

-Покажите, какие танцевальные движения, которые вам бы захотелось показать под звуки «Камаринской?» (показывает исполнение элементов танца: пятка – носок, руки в «боки», присядка, подскок и др)

- Теперь представьте, как в избе догорает лучина (демонстрирует слайд) мама садится поближе к люльке и напевает…

- Что же напевает мама?

- По каким признакам вы узнали колыбельную песню?

- В какой динамике звучит колыбельная?

- В каком настроении звучала  песня?

- В каком темпе звучала песня?

- В каком ладу?

- Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?

Личностные: проявлять интерес к происходящему

Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию  в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Коммуникативные:  умение  выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение

Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения

Предметные: формирование понятий“ жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

5

Обобщение темы урока (рефлексия)

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Оценивают свою работу на уроке

-Что мы можем отнести к русской музыкальной старине и почему?

-Назовите жанры народной музыки?

Даёт задание, проводит опрос, обобщает ответы

1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?

2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?

3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки? 

Организует обобщение, корректирует ответы.

-А теперь дополните мои предложения: Я оцениваю свою работу на уроке, потому что…

-Ну а мне остается вам сказать – любите русскую песню!

Учитель выставляет оценки за урок

Познавательные: делать вывод, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи

Коммуникативные: отстаивать своё мнение, корректно взаимодействовать с другими людьми, адекватно передавать ин Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания,

Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

Личностные:  проявление своего отношения к результатам деятельности

Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности

Предметные: закрепление понятия “Русская музыкальная старина”




Предварительный просмотр:

2 класс. Музыка. По программе Т. И. Баклановой

Тема: Русская музыкальная старина

Предмет: Музыка

Учебник для 2 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Изучение истоков народной песни и формирование познавательного интереса к русской народной культуре.

 Задачи: 

Образовательные:

  • Формировать  эмоциональное отношение к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
  • Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.
  • Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение работать в группе.
  • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
  • Развивать  вокально – хоровые умения и навыки

Воспитывающие:

  • Привить навык самостоятельной работы.
  • Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.
  • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

УУД:

Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,

отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.

Предметные: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).

Материал к уроку:

  1. Учебник музыки 2 Класс
  2. Тетрадь для записи полученных знаний
  3. Фонохрестоматия
  4. Иллюстрации предметов старины и презентация по теме урока

Ход урока

«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня, что в душе разливалась его»

                                                        (С. Широбоков)

1.Организационный момент

Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: настроить на продуктивную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе создать условия для продуктивной работы на уроке.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

У: Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие)

Д: Здравствуйте.

2. Повторение пройденного материала

У: На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле  жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели?

Д: Дудочки, свистульки из морских раковин, бубны из шкур животных, погремушки из камешков и т д.

У: А как появились эти первые музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру                                                       “Разговор древних людей”

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: восстанавливать информацию

Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей

Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала (дудка, барабан, рог, свистулька, балалайка, ложки)

3.Введение в тему урока

У: Ребята, давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (на экране предметы старины: кочерга, коромысло, самовар в русской избе и т. д. )

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Д: В музыкальное прошлое нашей страны, в русскую деревню (Слайд 2)

У: А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего урока (предлагают варианты ответов)

У: Ребята, а вам интересна тема нашего  урока “Русская музыкальная старина”?

У: Согласны ли вы, что  эта тема  вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего занятия?

Д: Да, она познакомит нас с культурой, бытом и музыкальным искусством русского народа…

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать

Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью

У: Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать

Слушание песни «Во кузнице»

У:  О чём рассказывает песня?

Д: О почетной профессии в старину. О работе кузнеца.

У: Как вы думаете, что происходит в кузнице?

У: Какими качествами должен обладать кузнец?

У:  Почему кузнец должен быть сильным, крепким?

У:  В каком настроении звучала песня?

У: В каком ладу?

У:  В каком темпе звучала народная песня?

У: Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику?

У:  Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе?

Д: Конечно же песня

Исполнение песни звуковыми жестами, голосовыми звуками

(Дети исполняют первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки» (стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой), и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» (ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки), поют звуком «та-та-та»).  

Исполнение песни со словами и  музыкальными инструментами: ложками, бубенцами

У: Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы её отнесём? 

Д: Жанр трудовой песни

У: Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?

Д: Плясовая

Слушание «Камаринской»

У: Эта пляска называется «Камаринская» (табличка на доске). Появилась она в Камаринскойволости, находящейся на территории современной Брянской области.

У: В каком настроении звучала музыка?

У: В каком ладу звучала музыка?

У: В каком темпе звучала музыка?

У: Что можно делать под эту музыку?

У: Покажите, какие танцевальные движения вы бы делали под звуки “Камаринской”?

У: В основе танца лежат шаги. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки "в боки", затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

(Каждый ученик старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости)

У: Темно, в избе догорает лучина, мама садится поближе к люльке и напевает…         (изображение русской избы)                                                            

Слушание музыки «У кота»                            

У: Что же напевает мама?

У:  По каким признакам вы узнали колыбельную песню?

У: В какой динамике звучит колыбельная?

У: В каком настроении звучала песня?

У:  В каком темпе звучала песня?

У: В каком ладу?

У: Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?

Пропевание интонации колыбельной с пластическим интонированием - изображением покачивания колыбельки, люльки,

Личностные: проявлять интерес к происходящему

Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение

Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения

Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

4.Обобщение темы урока

У: Ну, что ребята пришло время  возвращаться нам из старины в наше время

-У: Понравилось вам путешествие?  Тогда ответьте на мои вопросы по группам

Диагностика освоения темы:                                                                                                                 1. Работа в группах

1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?

2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?

3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки?

Д: Отвечает каждая группа

2. Рефлексия.   У: А теперь дополните мое предложение…Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …

У: Ну а мне сегодня остается сказать – любите русскую песню.

У: Сегодня мы с вами хорошо поработали. Всем спасибо за урок

Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности

Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности

Этап

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

1

Организационный момент

Настраиваются на продуктивную работу

Приветствует, создает условия для работы на урок

2

Повторение пройденного материала

Дети отвечают на вопросы:

-Дудочки, свистульки, бубны, погремушки…

Игра “Разговор древних людей”

Даёт задание: -На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле  жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели? (Перед детьми картинки тростника, лук с тетивой, морская раковина, морские камушки, шкура животного)

-А как появились эти первые инструменты?

-Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру“ Разговор древних людей”

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию

Познавательные: восстанавливать информацию

Коммуникативные:  работать в паре, адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей

Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала

3

Введение в тему урока

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы

-В русскую деревню

Определяют название темы урока

Формулируют цель и задачи: 

-знакомство с культурой и музыкой русского народа

-Давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (демонстрирует на экране предметы старины)

-Как вы думаете, тема урока “Русская музыкальная старина” вам интересна?

-Согласны ли вы, что  эта тема  вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего урока?

Организует обобщение, корректирует ответы.

Даёт комментарии и корректирует цель

Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию, определить потребность в освоении темы, умение отстаивать свою позицию

Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать

Коммуникативные:  адекватно отвечать на вопросы

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью

4

Новый материал

Отвечают на вопросы

Слушают песню «Во кузнице»

Отвечают на вопросы

-О почетной профессии в старину. О работе кузнеца

Определяют средства выразительности

-Конечно же песня

Дети исполняют первые две фразы куплета песни звуковыми жестами «молоточки» и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» поют звуком «та-та-та»).

Исполняют песню со словами и музыкальными инструментами

Отвечают на вопрос.

- К трудовому

-Плясовая

Слушают “Камаринскую”

Определяют средства выразительности

Импровизируют движения «Камаринской» под музыку

Слушают РНП «У кота» 

Отвечают на вопросы

Определяют средства выразительности

Пропевают интонации «Колыбельной» с пластическим интонированием –изображением покачивания колыбельки

-Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать (вводит в тему , настраивает на прослушивание)

Задает вопросы:

-О чем рассказывает песня?

-Как вы думаете, что происходит в кузнице?

-Какими качествами должен обладать кузнец?

-Почему кузнец должен быть сильным, крепким?

-В каком настроении, темпе, динамике звучала песня?

-Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику

-Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе? Давайте ее и споем. Организует обобщение, корректирует ответы.

Исполняет песню «Во кузнице»  вместе с детьми на фортепиано со звуковыми жестами и музыкальными инструментами. 

-Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы ее отнесем?

-Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?

-Эта пляска называется «Камаринская» (демонстрирует табличку на доске). Появилась она в Камаринской волости, находящейся на территории Брянской области.

-В каком настроении звучала музыка?

-В каком ладу?

-В каком темпе?

-Что можно делать под эту музыку?

-Покажите, какие танцевальные движения, которые вам бы захотелось показать под звуки «Камаринской?» (показывает исполнение элементов танца: пятка – носок, руки в «боки», присядка, подскок и др)

- Теперь представьте, как в избе догорает лучина (демонстрирует слайд) мама садится поближе к люльке и напевает…

- Что же напевает мама?

- По каким признакам вы узнали колыбельную песню?

- В какой динамике звучит колыбельная?

- В каком настроении звучала  песня?

- В каком темпе звучала песня?

- В каком ладу?

- Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?

Личностные: проявлять интерес к происходящему

Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию  в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию

Коммуникативные:  умение  выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение

Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения

Предметные: формирование понятий“ жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

5

Обобщение темы урока (рефлексия)

Отвечают на вопросы.

Работают в группах.

Оценивают свою работу на уроке

-Что мы можем отнести к русской музыкальной старине и почему?

-Назовите жанры народной музыки?

Даёт задание, проводит опрос, обобщает ответы

1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?

2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?

3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки? 

Организует обобщение, корректирует ответы.

-А теперь дополните мои предложения: Я оцениваю свою работу на уроке, потому что…

-Ну а мне остается вам сказать – любите русскую песню!

Учитель выставляет оценки за урок

Познавательные: делать вывод, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи

Коммуникативные: отстаивать своё мнение, корректно взаимодействовать с другими людьми, адекватно передавать ин Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания,

Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”

Личностные:  проявление своего отношения к результатам деятельности

Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности

Предметные: закрепление понятия “Русская музыкальная старина”



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге

Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта -  первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории...

Презентация "Русские народные старинные музыкальные инструменты"

Многие считают, что русские народные инструменты непопулярны и неинтересны. А вы попробуйте их послушать! Какой удивительный звук старинных окарин, как дивно звучит жалейка, как заливаются гармошки. П...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.

Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....

Тексты русских детских частушек к уроку " Русский музыкальный фольклор"

В данном материале содержатся тексты русских детских частушек, которые можно использовать при проведении урока по теме " Русский музыкальный фольклор", также во внеурочной деятельности ...