Русская музыкальная старина
план-конспект занятия по музыке ( класс) на тему
Урок музыки во 2 классе по программе Т. И. Баклановой "Русская музыкальная старина" с универсальными учебными действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_muzykalnaya_starina.docx | 34.08 КБ |
russkaya_muzykalnaya_starina.docx | 34.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 класс. Музыка. По программе Т. И. Баклановой
Тема: Русская музыкальная старина
Предмет: Музыка
Учебник для 2 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Изучение истоков народной песни и формирование познавательного интереса к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать эмоциональное отношение к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
- Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.
- Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение работать в группе.
- Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
- Развивать вокально – хоровые умения и навыки
Воспитывающие:
- Привить навык самостоятельной работы.
- Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.
- Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
УУД:
Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Познавательные: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,
отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.
Предметные: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).
Материал к уроку:
- Учебник музыки 2 Класс
- Тетрадь для записи полученных знаний
- Фонохрестоматия
- Иллюстрации предметов старины и презентация по теме урока
Ход урока
«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня, что в душе разливалась его»
(С. Широбоков)
1.Организационный момент
Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: настроить на продуктивную работу на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе создать условия для продуктивной работы на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой.
У: Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие)
Д: Здравствуйте.
2. Повторение пройденного материала
У: На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели?
Д: Дудочки, свистульки из морских раковин, бубны из шкур животных, погремушки из камешков и т д.
У: А как появились эти первые музыкальные инструменты? (дети отвечают)
Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру “Разговор древних людей”
Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: восстанавливать информацию
Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы
Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей
Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала (дудка, барабан, рог, свистулька, балалайка, ложки)
3.Введение в тему урока
У: Ребята, давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (на экране предметы старины: кочерга, коромысло, самовар в русской избе и т. д. )
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Д: В музыкальное прошлое нашей страны, в русскую деревню (Слайд 2)
У: А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего урока (предлагают варианты ответов)
У: Ребята, а вам интересна тема нашего урока “Русская музыкальная старина”?
У: Согласны ли вы, что эта тема вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего занятия?
Д: Да, она познакомит нас с культурой, бытом и музыкальным искусством русского народа…
Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать
Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы
Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью
У: Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать
Слушание песни «Во кузнице»
У: О чём рассказывает песня?
Д: О почетной профессии в старину. О работе кузнеца.
У: Как вы думаете, что происходит в кузнице?
У: Какими качествами должен обладать кузнец?
У: Почему кузнец должен быть сильным, крепким?
У: В каком настроении звучала песня?
У: В каком ладу?
У: В каком темпе звучала народная песня?
У: Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику?
У: Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе?
Д: Конечно же песня
Исполнение песни звуковыми жестами, голосовыми звуками
(Дети исполняют первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки» (стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой), и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» (ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки), поют звуком «та-та-та»).
Исполнение песни со словами и музыкальными инструментами: ложками, бубенцами
У: Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы её отнесём?
Д: Жанр трудовой песни
У: Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?
Д: Плясовая
Слушание «Камаринской»
У: Эта пляска называется «Камаринская» (табличка на доске). Появилась она в Камаринскойволости, находящейся на территории современной Брянской области.
У: В каком настроении звучала музыка?
У: В каком ладу звучала музыка?
У: В каком темпе звучала музыка?
У: Что можно делать под эту музыку?
У: Покажите, какие танцевальные движения вы бы делали под звуки “Камаринской”?
У: В основе танца лежат шаги. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки "в боки", затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
(Каждый ученик старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости)
У: Темно, в избе догорает лучина, мама садится поближе к люльке и напевает… (изображение русской избы)
Слушание музыки «У кота»
У: Что же напевает мама?
У: По каким признакам вы узнали колыбельную песню?
У: В какой динамике звучит колыбельная?
У: В каком настроении звучала песня?
У: В каком темпе звучала песня?
У: В каком ладу?
У: Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?
Пропевание интонации колыбельной с пластическим интонированием - изображением покачивания колыбельки, люльки,
Личностные: проявлять интерес к происходящему
Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию
Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение
Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения
Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”
4.Обобщение темы урока
У: Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время
-У: Понравилось вам путешествие? Тогда ответьте на мои вопросы по группам
Диагностика освоения темы: 1. Работа в группах
1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?
2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?
3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки?
Д: Отвечает каждая группа
2. Рефлексия. У: А теперь дополните мое предложение…Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …
У: Ну а мне сегодня остается сказать – любите русскую песню.
У: Сегодня мы с вами хорошо поработали. Всем спасибо за урок
Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности
Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности
№ | Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя | УУД |
1 | Организационный момент | Настраиваются на продуктивную работу | Приветствует, создает условия для работы на урок | |
2 | Повторение пройденного материала | Дети отвечают на вопросы: -Дудочки, свистульки, бубны, погремушки… Игра “Разговор древних людей” | Даёт задание: -На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели? (Перед детьми картинки тростника, лук с тетивой, морская раковина, морские камушки, шкура животного) -А как появились эти первые инструменты? -Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру“ Разговор древних людей” | Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию Познавательные: восстанавливать информацию Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала |
3 | Введение в тему урока | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы -В русскую деревню Определяют название темы урока Формулируют цель и задачи: -знакомство с культурой и музыкой русского народа | -Давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (демонстрирует на экране предметы старины) -Как вы думаете, тема урока “Русская музыкальная старина” вам интересна? -Согласны ли вы, что эта тема вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего урока? Организует обобщение, корректирует ответы. Даёт комментарии и корректирует цель | Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию, определить потребность в освоении темы, умение отстаивать свою позицию Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью |
4 | Новый материал | Отвечают на вопросы Слушают песню «Во кузнице» Отвечают на вопросы -О почетной профессии в старину. О работе кузнеца Определяют средства выразительности -Конечно же песня Дети исполняют первые две фразы куплета песни звуковыми жестами «молоточки» и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» поют звуком «та-та-та»). Исполняют песню со словами и музыкальными инструментами Отвечают на вопрос. - К трудовому -Плясовая Слушают “Камаринскую” Определяют средства выразительности Импровизируют движения «Камаринской» под музыку Слушают РНП «У кота» Отвечают на вопросы Определяют средства выразительности Пропевают интонации «Колыбельной» с пластическим интонированием –изображением покачивания колыбельки | -Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать (вводит в тему , настраивает на прослушивание) Задает вопросы: -О чем рассказывает песня? -Как вы думаете, что происходит в кузнице? -Какими качествами должен обладать кузнец? -Почему кузнец должен быть сильным, крепким? -В каком настроении, темпе, динамике звучала песня? -Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику -Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе? Давайте ее и споем. Организует обобщение, корректирует ответы. Исполняет песню «Во кузнице» вместе с детьми на фортепиано со звуковыми жестами и музыкальными инструментами. -Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы ее отнесем? -Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку? -Эта пляска называется «Камаринская» (демонстрирует табличку на доске). Появилась она в Камаринской волости, находящейся на территории Брянской области. -В каком настроении звучала музыка? -В каком ладу? -В каком темпе? -Что можно делать под эту музыку? -Покажите, какие танцевальные движения, которые вам бы захотелось показать под звуки «Камаринской?» (показывает исполнение элементов танца: пятка – носок, руки в «боки», присядка, подскок и др) - Теперь представьте, как в избе догорает лучина (демонстрирует слайд) мама садится поближе к люльке и напевает… - Что же напевает мама? - По каким признакам вы узнали колыбельную песню? - В какой динамике звучит колыбельная? - В каком настроении звучала песня? - В каком темпе звучала песня? - В каком ладу? - Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно? | Личностные: проявлять интерес к происходящему Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения Предметные: формирование понятий“ жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки” |
5 | Обобщение темы урока (рефлексия) | Отвечают на вопросы. Работают в группах. Оценивают свою работу на уроке | -Что мы можем отнести к русской музыкальной старине и почему? -Назовите жанры народной музыки? Даёт задание, проводит опрос, обобщает ответы 1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни? 2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни? 3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки? Организует обобщение, корректирует ответы. -А теперь дополните мои предложения: Я оцениваю свою работу на уроке, потому что… -Ну а мне остается вам сказать – любите русскую песню! Учитель выставляет оценки за урок | Познавательные: делать вывод, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи Коммуникативные: отстаивать своё мнение, корректно взаимодействовать с другими людьми, адекватно передавать ин Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания, Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки” Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности Предметные: закрепление понятия “Русская музыкальная старина” |
Предварительный просмотр:
2 класс. Музыка. По программе Т. И. Баклановой
Тема: Русская музыкальная старина
Предмет: Музыка
Учебник для 2 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Изучение истоков народной песни и формирование познавательного интереса к русской народной культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать эмоциональное отношение к народным песням в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
- Учить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен.
- Учить слушать музыку и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, динамику, жанровые особенности.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение работать в группе.
- Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.
- Развивать вокально – хоровые умения и навыки
Воспитывающие:
- Привить навык самостоятельной работы.
- Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему.
- Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.
УУД:
Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Познавательные: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,
отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.
Предметные: знать наследие русской народной музыки, жанры народных песен (трудовая, колыбельная, плясовая).
Материал к уроку:
- Учебник музыки 2 Класс
- Тетрадь для записи полученных знаний
- Фонохрестоматия
- Иллюстрации предметов старины и презентация по теме урока
Ход урока
«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня, что в душе разливалась его»
(С. Широбоков)
1.Организационный момент
Цель: которая должна быть достигнута обучающимися: настроить на продуктивную работу на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе создать условия для продуктивной работы на уроке.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой.
У: Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие)
Д: Здравствуйте.
2. Повторение пройденного материала
У: На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели?
Д: Дудочки, свистульки из морских раковин, бубны из шкур животных, погремушки из камешков и т д.
У: А как появились эти первые музыкальные инструменты? (дети отвечают)
Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру “Разговор древних людей”
Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: восстанавливать информацию
Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы
Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей
Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала (дудка, барабан, рог, свистулька, балалайка, ложки)
3.Введение в тему урока
У: Ребята, давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (на экране предметы старины: кочерга, коромысло, самовар в русской избе и т. д. )
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Д: В музыкальное прошлое нашей страны, в русскую деревню (Слайд 2)
У: А теперь, давайте вместе сформулируем тему нашего урока (предлагают варианты ответов)
У: Ребята, а вам интересна тема нашего урока “Русская музыкальная старина”?
У: Согласны ли вы, что эта тема вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего занятия?
Д: Да, она познакомит нас с культурой, бытом и музыкальным искусством русского народа…
Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать
Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы
Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью
У: Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать
Слушание песни «Во кузнице»
У: О чём рассказывает песня?
Д: О почетной профессии в старину. О работе кузнеца.
У: Как вы думаете, что происходит в кузнице?
У: Какими качествами должен обладать кузнец?
У: Почему кузнец должен быть сильным, крепким?
У: В каком настроении звучала песня?
У: В каком ладу?
У: В каком темпе звучала народная песня?
У: Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику?
У: Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе?
Д: Конечно же песня
Исполнение песни звуковыми жестами, голосовыми звуками
(Дети исполняют первые две фразы куплета песни, передавая пульс музыки звуковыми жестами «молоточки» (стучат кулачками по коленкам поочередно каждой рукой), и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» (ладонь левой руки ставят над правым коленом параллельно на уровне груди, ладонью правой руки шлепают попеременно по колену и по ладони левой руки), поют звуком «та-та-та»).
Исполнение песни со словами и музыкальными инструментами: ложками, бубенцами
У: Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы её отнесём?
Д: Жанр трудовой песни
У: Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку?
Д: Плясовая
Слушание «Камаринской»
У: Эта пляска называется «Камаринская» (табличка на доске). Появилась она в Камаринскойволости, находящейся на территории современной Брянской области.
У: В каком настроении звучала музыка?
У: В каком ладу звучала музыка?
У: В каком темпе звучала музыка?
У: Что можно делать под эту музыку?
У: Покажите, какие танцевальные движения вы бы делали под звуки “Камаринской”?
У: В основе танца лежат шаги. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки "в боки", затем раскрываются в разные стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
(Каждый ученик старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости)
У: Темно, в избе догорает лучина, мама садится поближе к люльке и напевает… (изображение русской избы)
Слушание музыки «У кота»
У: Что же напевает мама?
У: По каким признакам вы узнали колыбельную песню?
У: В какой динамике звучит колыбельная?
У: В каком настроении звучала песня?
У: В каком темпе звучала песня?
У: В каком ладу?
У: Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно?
Пропевание интонации колыбельной с пластическим интонированием - изображением покачивания колыбельки, люльки,
Личностные: проявлять интерес к происходящему
Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию
Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение
Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения
Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки”
4.Обобщение темы урока
У: Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время
-У: Понравилось вам путешествие? Тогда ответьте на мои вопросы по группам
Диагностика освоения темы: 1. Работа в группах
1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни?
2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни?
3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки?
Д: Отвечает каждая группа
2. Рефлексия. У: А теперь дополните мое предложение…Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …
У: Ну а мне сегодня остается сказать – любите русскую песню.
У: Сегодня мы с вами хорошо поработали. Всем спасибо за урок
Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности
Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности
№ | Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя | УУД |
1 | Организационный момент | Настраиваются на продуктивную работу | Приветствует, создает условия для работы на урок | |
2 | Повторение пройденного материала | Дети отвечают на вопросы: -Дудочки, свистульки, бубны, погремушки… Игра “Разговор древних людей” | Даёт задание: -На прошлом уроке на музыкальной машине времени мы с вами отправились во времена динозавров. Тогда на земле жили древние люди. Давайте вспомним, какие первые музыкальные инструменты они изобрели? (Перед детьми картинки тростника, лук с тетивой, морская раковина, морские камушки, шкура животного) -А как появились эти первые инструменты? -Так как перечисленные вами инструменты появились в древности, давайте поиграем в игру“ Разговор древних людей” | Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию Познавательные: восстанавливать информацию Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросы Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей Предметные: определяют инструменты сделанные древними людьми из природного материала |
3 | Введение в тему урока | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы -В русскую деревню Определяют название темы урока Формулируют цель и задачи: -знакомство с культурой и музыкой русского народа | -Давайте попробуем определить, куда сегодня нас перенесет музыкальная машина времени? (демонстрирует на экране предметы старины) -Как вы думаете, тема урока “Русская музыкальная старина” вам интересна? -Согласны ли вы, что эта тема вам может пригодиться? Сформулируйте цель нашего урока? Организует обобщение, корректирует ответы. Даёт комментарии и корректирует цель | Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию, определить потребность в освоении темы, умение отстаивать свою позицию Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросы Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью |
4 | Новый материал | Отвечают на вопросы Слушают песню «Во кузнице» Отвечают на вопросы -О почетной профессии в старину. О работе кузнеца Определяют средства выразительности -Конечно же песня Дети исполняют первые две фразы куплета песни звуковыми жестами «молоточки» и поют их звуком «тук-тук». Третью и четвертую фразы куплета песни, передавая ритмический рисунок мелодии звуковыми жестами «колено-ладонь» поют звуком «та-та-та»). Исполняют песню со словами и музыкальными инструментами Отвечают на вопрос. - К трудовому -Плясовая Слушают “Камаринскую” Определяют средства выразительности Импровизируют движения «Камаринской» под музыку Слушают РНП «У кота» Отвечают на вопросы Определяют средства выразительности Пропевают интонации «Колыбельной» с пластическим интонированием –изображением покачивания колыбельки | -Итак, заглянем сначала в русскую деревню. Здесь повсюду – в крестьянской избе, в кузнице и в поле –звучат народные песни: колыбельные, трудовые, плясовые, свадебные, потешки, заклички, календарные… Всех их не перечислишь, но одну такую я предлагаю вам послушать (вводит в тему , настраивает на прослушивание) Задает вопросы: -О чем рассказывает песня? -Как вы думаете, что происходит в кузнице? -Какими качествами должен обладать кузнец? -Почему кузнец должен быть сильным, крепким? -В каком настроении, темпе, динамике звучала песня? -Как вы думаете почему русский народ взял именно эти средства выразительности чёткий ритм, весёлое настроение, умеренный темп, громкую динамику -Как вы думаете, что помогает кузнецу в работе? Давайте ее и споем. Организует обобщение, корректирует ответы. Исполняет песню «Во кузнице» вместе с детьми на фортепиано со звуковыми жестами и музыкальными инструментами. -Если эта песня рассказывает о труде, то к какому жанру мы ее отнесем? -Трудовые песни помогали людям выполнять самую тяжёлую работу, косить, молотить, пахать или ковать железо. С древних времён трудолюбие очень ценилось на Руси, работящих людей народ прославлял в сказках и песнях, а ленивых – высмеивал и осуждал. Русский народ умел хорошо трудиться, и умел хорошо повеселиться. Русская пословица гласит: “Делу время – потехе час”. Весело было и на вечеринке после трудового дня или трудовой недели. Веселье наступало после окончания земледельческих работ. Веселиться народ любил и на праздниках, где все пели, плясали. А как называют такую музыку? -Эта пляска называется «Камаринская» (демонстрирует табличку на доске). Появилась она в Камаринской волости, находящейся на территории Брянской области. -В каком настроении звучала музыка? -В каком ладу? -В каком темпе? -Что можно делать под эту музыку? -Покажите, какие танцевальные движения, которые вам бы захотелось показать под звуки «Камаринской?» (показывает исполнение элементов танца: пятка – носок, руки в «боки», присядка, подскок и др) - Теперь представьте, как в избе догорает лучина (демонстрирует слайд) мама садится поближе к люльке и напевает… - Что же напевает мама? - По каким признакам вы узнали колыбельную песню? - В какой динамике звучит колыбельная? - В каком настроении звучала песня? - В каком темпе звучала песня? - В каком ладу? - Почему мама поёт колыбельную нежно, ласково, тихо, медленно? | Личностные: проявлять интерес к происходящему Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения Предметные: формирование понятий“ жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки” |
5 | Обобщение темы урока (рефлексия) | Отвечают на вопросы. Работают в группах. Оценивают свою работу на уроке | -Что мы можем отнести к русской музыкальной старине и почему? -Назовите жанры народной музыки? Даёт задание, проводит опрос, обобщает ответы 1.Обоснуйте, почему трудовые песни так назвали и сформулируйте понятие жанр трудовой песни? 2.Обоснуйте, почему колыбельные песни так назвали и сформулируйте понятие жанр колыбельной песни? 3.Обоснуйте, почему плясовая музыка имеет такое название и сформулируйте понятие жанр плясовой музыки? Организует обобщение, корректирует ответы. -А теперь дополните мои предложения: Я оцениваю свою работу на уроке, потому что… -Ну а мне остается вам сказать – любите русскую песню! Учитель выставляет оценки за урок | Познавательные: делать вывод, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи Коммуникативные: отстаивать своё мнение, корректно взаимодействовать с другими людьми, адекватно передавать ин Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания, Предметные: формирование понятий “жанр колыбельной песни, трудовой песни, плясовой музыки” Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности Предметные: закрепление понятия “Русская музыкальная старина” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге
Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта - первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории...
Презентация "Русские народные старинные музыкальные инструменты"
Многие считают, что русские народные инструменты непопулярны и неинтересны. А вы попробуйте их послушать! Какой удивительный звук старинных окарин, как дивно звучит жалейка, как заливаются гармошки. П...
Урок музыки по теме: "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни)"
Технологическая карта урока «Музыка» 2 класс...
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...
Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.
Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...
Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.
Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....
Тексты русских детских частушек к уроку " Русский музыкальный фольклор"
В данном материале содержатся тексты русских детских частушек, которые можно использовать при проведении урока по теме " Русский музыкальный фольклор", также во внеурочной деятельности ...