Образовательная (рабочая) программа для учащихся 2-7 классов ДШИ (8-15 лет) по предмету «Ансамбль»
рабочая программа по музыке ( класс) на тему
- Образовательная (рабочая) программа для учащихся 2-7 классов ДШИ (8-15 лет) по предмету «Ансамбль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ansambl.docx | 37.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Музыкальное воспитание преследует две цели:
1) подготовка хороших инструменталистов с широким кругозором, которые смогли бы продолжить свое образование в музыкальных училищах;
2) воспитание грамотных любителей музыки – не только пассивных слушателей концертов, но и принимающих активное участие в художественной самодеятельности.
Наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе, уделяется все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Для юного музыканта игра в ансамбле – не только необходимый навык, но и прекрасный стимул. Это неповторимое и необъяснимое удовольствие – ансамблевое музицирование. В основе методики – комплексное развитие музыкальных способностей детей через игру в ансамбле. Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки. Данная программа составлена по методике Эдуарда Васильевича Пудовочкина, учителя скрипки и художественного руководителя детского скрипичного ансамбля «Светлячок».
Новизна программы состоит в том, что традиционная форма урока преобразована, в психологически комфортную для младших школьников обстановку общения посредством использования игровой технологии обучения, которая активизирует желание детей принять участие в том или ином виде деятельности. На занятиях практикуются различные творческие задания на импровизацию и сочинение; прививается интерес к коллективной игре в ансамбле. Также воспитывается опыт ученического взаимодействия друг с другом и сотворчества.
Актуальность Программы
Образовательная программа опирается на Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, которая ставит следующие задачи:
- выявление художественно одарённых детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования сферы культуры и искусства;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- воспитание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.
Педагогическая целесообразность
данной программы в том, что ее применение вызовет эмоциональный отклик у детей, необходимый для высокой активности и эффективного усвоения учебного материала. Игра особенно актуальна в групповой системе обучения. Ведь в процессе игры дети раскрепощаются, лучше узнают друг друга. Игра помогает преодолеть комплексы, неуверенность, развить коммуникативные навыки, раскрыть творческие возможности учащихся. Предлагаемые игры способствуют также развитию чувства ритма, слуха, памяти. В помощь учащимся использую цветные кубики, которые обозначают различные длительности нот, магнитную доску с цветными магнитами, которые зрительно помогают различать и усваивать ноты. Использую на уроке связь музыки, слова и образа: дети подбирают к четверостишьям соответствующую картинку и пытаются изобразить её на инструменте. Эти творческие занятия развивают ребенка интеллектуально. Это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражения и самоутверждения, где раскрывается индивидуальная самобытность каждого. В данной программе нет жёсткого регламента прохождения конкретного репертуара по классам, даётся примерный репертуарный список. Программа основана на принципах последовательности, постепенности и нарастающей сложности обучения.
Ансамбль как коллективный урок является одним из самых эффективных форм воспитания в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся.
Цель программы:
- 1. Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков в процессе коллективного музицирования.
- 2. Приобщение учащихся системы дополнительного образования к музыкально-художественной культуре посредством ансамблевого музицирования, повышение интереса к занятиям ансамбля.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей ощущать в музыке пульсацию, сильную долю, синхронно исполнять ритмоформулы на инструменте;
- научить добиваться чистоты интонации, ровности и характера звучания, единства штрихов и аппликатуры;
- закрепление знаний и навыков, полученных в инструментальных классах;
- научить музыкальной терминологии;
- научить определять форму музыкального произведения и различать стили и жанры;
- научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса;
-ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков;
Развивающие:
- развивать музыкальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии;
- развивать чувство ритма, память и внимание;
- развить мелкую моторику и координацию движений;
- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле
- развитие и активизация творческих способностей учащихся с различным уровнем музыкальных задатков;
- развитие чувства партнерства при игре в ансамбле, артистизма и музыкальности;
- развить художественный вкус на лучших образцах народной, отечественной и зарубежной музыки.
Воспитательные:
- воспитать музыканта- любителя, активно использующего приобретенные умения и навыки в ансамблевом музицировании;
- воспитать интерес к творческому процессу и умению работать;
- воспитать чувство ответственности за качество освоения собственной партии;
- выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью;
- воспитать толерантность;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- воспитание дисциплины, сознательности, которые способствуют достижению успеха в работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:
от 7 до 14 лет.
Сроки реализации образовательной программы: 7 лет.
Форма и режим занятий:
Первые навыки игры в ансамбле начинающие скрипачи приобретают на уроках по специальности в дуэте с педагогом. В ансамбль младших классов привлекаются учащиеся со 1-го класса. В первый год обучения используется метод работы мелкогрупповой. Уроки проводятся индивидуально с каждым участником ансамбля по 0,5 часа раз в неделю, где идёт разучивание партий: работа над аппликатурой, штрихами, ритмом, интонацией и т. п. Также практикуются уроки – дуэты по 1 часу, когда объединяются 2 ученика с разной партией, но с приблизительно одинаковой подготовкой. Вместе ученики легче усваивают длительности, успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе ансамбля является групповой урок преподавателя с учениками.
Отличительные особенности.
Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности Э. В. Пудовочкина.
В основе программы лежат следующие педагогические принципы:
- индивидуальный подход и учёт возрастных особенностей;
- сочетание требовательности и уважения к личности учащегося;
- опора на позитив и создание ситуации успеха;
- сознательное усвоение знаний;
- принцип наглядности;
- доступность обучения;
- систематичности и повторяемости материала;
- развитие творческого потенциала личности воспитанника;
Связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального
материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и
художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Скрипка» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на скрипке -
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Оркестровый класс» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Ожидаемые результаты.
К концу седьмого года обучения ученик должен
знать:
- авторов исполняемых произведений, эпоху, стиль и форму;
- художественно-эстетические и технические особенности, характерные для ансамблевого и оркестрового исполнительства;
- музыкальную терминологию.
уметь:
- взять синхронно звук;
- сохранять равновесие в звучании;
- исполнять чисто интонационно (мелодически, гармонически);
- вести и передавать мелодическую линию от партии к партии;
- сохранять единую ритмическую пульсацию;
- читать с листа несложные ансамблевые партии для своего уровня;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте; - создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте; -определять ладотональные и метроритмические особенности; - определять конец предложений и периода;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
исполнять:
- штрихи: деташе, легато, стаккато, мартле и дубль штрихом, согласно своих годовых требований;
- несложные музыкальные произведения различных стилей и жанров на фортепиано;
- партию в соответствии с художественной трактовкой произведения.
Формы контроля:
- текущий контроль (осуществляется непосредственно на уроках ансамбля);
- промежуточная аттестация (в форме прослушивания);
- концертные выступления ансамбля.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Формой аттестации может быть контрольный урок, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
Способ определения результативности:
Результаты успеваемости учащихся оцениваются по пятибалльной системе на классных занятиях. Итоговая оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных в процессе работы, выставляются в конце каждой четверти. Оценивается каждый учащийся в классе ансамбля. На оценивание ученика оказывает влияние и фактор концертных выступлений в составе ансамбля.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра,отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучени |
Формы подведения итогов:
- концертные выступления;
- участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Репертуар
Основные принципы при подборе репертуара:
- доступность для участников ансамбля как в техническом отношении, так и по содержанию; - репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности;
- репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки;
- учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля;
- принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному”;
- принцип разнообразия пьес в репертуаре, который включает в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных авторов;
- выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.
В состав младшего ансамбля входят учащиеся 1-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Но при распределении учащихся преподаватели учитывают уровень их технической подготовки.
Также включаются в репертуар такие пьесы, которые могут исполнить учащиеся обоих ансамблей. Сводный ансамбль стимулирует работу младших учеников, они стараются дотянуться до уровня старших.
Примерный репертуарный список младшего ансамбля:
Самойлов А. “Русская плясовая”.
Русская народная песня “Как пошли наши подружки”.
Эти пьесы с яркой легко запоминающейся мелодией и вторым голосом, звучащем в основном на открытых струнах, рекомендованы для изучения на начальном этапе работы с ансамблем.
Детская песенка “В погреб лезет Жучка”.
Чешская народная песенка “Кукушечка”.
Пьесы-каноны рекомендованы для развития полифонического слуха детей.
Украинская народная песня “Журавель”.
Бакланова Н. “Марш октябрят”.
Бакланова Н. “Мазурка”.
Вольфарт Ф. “Этюд-шутка”.
Дога Е. “Скрипунелла”.
Дунаевский И. “Колыбельная”.
Качурбина Л. “Мишка с куклой”.
Комаровский А. “Вперегонки”.
Колисниченко В. «Веселое настроение»
Легкие дуэты для двух скрипок. Часть 1
Лаптева сбоник ансамблей.
Медведовский Е. “Гамма-джаз”.
Металлиди Ж. “Деревенские музыканты”, “Мой конь”, “Метелица”, “Ах, как я стараюсь”.
Моцарт В. “Пастушья песня”.
Укр. н. п. обр. Гуревича “Ой, лопнул обруч”.
Чичков Ю. “Самая счастливая”.
Филиппенко А. . “Цыплятки”.
Примерный репертуарный список старшего ансамбля:
Пьесы с более развитым мелодическим и ритмическим рисунком способствуют развитию техники штрихов, воспитанию полифонического слуха.
Бах И.С. «Менуэт».
Бюм К. «Вечное движение».
Варламов А. «Красный сарафан».
Вивальди А. Концерт ля минор для 2-х скрипок и фортепиано.
Гендель Г. «Ария».
Градески Э. Регтайм «Мороженое».
Джоплин С. «Регтайм».
Еврейская мелодия «Фрейлихс»
Итальянская народная песня «Санта-Лючия».
Легкие дуэты.
Металлиди Ж. Три пьесы из сюиты «Золотой ключик»
- Марш Буратино
- Вальс Мальвины
- Полька кукол
Цикл пьес для 4-х скрипок и фортепиано.
Русская народная песня «Как по морю».
Свиридов Г. «Вальс» ( из музыки к кинофильму «Метель»)
Чешская народная песня «Пастушок».
Шуберт Ф. «Вальс». (соч. 9 № 1).
Шуберт Ф. «Вальс». (соч. 50 № 12).
Шуберт Ф. «Музыкальный момент». (соч. 94 № 3)
Шостакович Д. «Песня мира».
Шостакович Д. «Лирический вальс».
Шостакович Д. «Гавот».
Работа над этими пьесами требует определенной технической подготовки учащихся. Преодоление технических сложностей: синкопированный ритм, многоголосие, фразировка, переходы в позиции, укрупнение формы, слуховой контроль качества звука, звуковедение – составляет основу работы с ансамблем на данном этапе.
Рекомендуемая нотная литература
Пудовочкин Э.В. “Ансамблевое воспитание скрипача”. Нотное приложение. – Омск, 1991.
Скрипичный ансамбль. Учебный репертуар ДМШ. В.2 – Киев, 1981.
Сборник ансамблевых пьес. Специальный выпуск – 1993.
Металлиди Ж.Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано – Ленинград, 1980.
Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А. Ратнер – С-Пб, 1998.
Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская – С-Пб, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида
Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"
Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)
Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...
Рабочая программа для учащихся 3 "Б" класса с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений
Рабочая программа для учащихся 3 класса с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Программа включает в себя следующие предметы: русский язык, устная речь, чтение, математика, жив...
Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»
Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...