методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«Значение художественного образа в музыкальном произведении».
Преподаватель: Баркова Е.А.
Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ, всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно - такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Но в общем смысле художественный образ - способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.
Всякий художественный образ не до конца конкретен, ясно фиксированные установочные моменты облечены в нём стихией неполной определённости, полуявленности.
Образ возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Оно является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.
Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».
Музыкальный образ характеризуется отсутствием конкретной жизненной предметности. Музыка ничего не изображает, она создает особый предметный мир, мир музыкальных звучаний, восприятие которого сопровождается глубокими переживаниями.
В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. В.А.Моцарт говорил, что в результате напряженной внутренней работы он начинает обозревать произведение «…духовно одним взглядом, как прекрасную картину или красивого человека…», и слышать музыку «…в воображении вовсе не одно за другим, как это будет звучать потом, а как бы все сразу». Способность к целостному представлению не является свойством только очень талантливых людей, ею обладает с разной степенью точности и силы каждый музыкант.
Музыкальное искусство, несмотря на всю свою уникальную специфичность, не может быть плодотворно освоено без поддержки со стороны других видов искусства, т.к. только в их органическом единстве можно познать целостность и единство мира, универсальность законов его развития во всем богатстве чувственных ощущений, многообразия звуков, красок, движений.
Исследование музыкального содержания - одна из "вечных" проблем музыкознания, исполнительства, педагогики. Музыкальный текст - это всегда сообщение (автор - исполнитель - слушатель), естественно предполагающее исполнительскую интерпретацию. Проблема "текст - исполнитель", разрешаясь через интерпретацию, неизбежно подводит каждого музыканта к пониманию текста как сложного образования в единстве двух его сторон: знаковой (нотный текст) и некоего сообщения, наполненного образно-смысловой содержательностью (музыкальный текст).
"Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое", - писал Лев Аронович Баренбойм.
Многие исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.) относительны и в определённых пределах могут реализоваться по-разному. Поэтому задача музыкального исполнения - не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его эстетических взглядов и т. п. Всё это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его истолкованием, интерпретацией.
Первоосновой любого музыкального исполнения является нотный текст произведения, без которого исполнительская деятельность невозможна. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намерений автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог не подозревать. Дело в том, что нотная запись - это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки». Особую роль в создании образа играет поиск интонационного смысла в процессе изучения произведения. Поскольку мышление ведет начало, как правило, от внешнего или внутреннего «толчка», то ощущение музыкальной интонации является своего рода сигналом, импульсом к любым музыкально- мыслительным действиям.
Моделирование художественного музыкального образа – это один из сложнейших психологических процессов, в основе которого лежат процессы музыкального восприятия, воображения, памяти и музыкального мышления.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Само понятие «восприятие» ученые разводят на понятия «восприятие музыки» (процесс общения с музыкой) и «музыкальное восприятие». В педагогике музыкальное восприятие понимается как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Воображение – деятельность сознания, в результате которой человек создает новые представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, сохранившиеся в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя их. Воображение необходимо в любой деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Различают произвольное воображение (активное) и непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, чертежу или рисунку. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Оно требует отбора материалов, соединения различных элементов в соответствии с поставленной задачей и творческим замыслом.
В процессе формирования художественного музыкального образа участвуют различные виды музыкального мышления: образное, логическое, творческое и ассоциативное.
Музыкант-исполнитель, и слушатель должны оперировать в процессе музыкальных восприятий определенными системами представлений об интонациях, простейших выразительно – изобразительных средствах – всём том, что вызывает определенные настроения, поэтические воспоминания, образы, ощущения и т.д. На этом уровне проявляет себя музыкально-образное мышление, мера и степень развитости которого зависят от того, какое место занимает данный аспект в подготовке музыканта.
Дальнейшие формы отражения музыкальной действительности в сознании человека связаны с осмыслением логической организации звукового материала. Трансформация интонаций в язык музыкального искусства возможна лишь после определенной обработки, сведения их в ту или иную структуру. Вне музыкальной логики, вне многообразных интегративных связей, выявляющих себя через форму, лад, гармонию, метроритм и т.д. музыка останется хаотическим набором звуков и не возвысится до уровня искусства. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи – следующая функция музыкального мышления. Эта функция более сложна по природе, поскольку обусловлена не только и не столько перцептивными, эмоционально-чувственными, но преимущественно интеллектуальными проявлениями со стороны индивида, она предполагает определенную сформированность его музыкального сознания. Необходимо подчеркнуть, что при известной автономности этих двух функций, процессы музыкально-мыслительной деятельности становятся полноценными только при их органическом сочетании и взаимодействии.
Творческое мышление представляет собой особую ступень музыкального мышления. Музыкально-интеллектуальные процессы на этом уровне характеризуются переходом от репродуктивных действий к продуктивным, от воспроизводящих к созидательным. В связи с этим вопрос о поиске продуктивных методов формирующих творческое мышление является весьма актуальным.
Развитие музыкального мышления неразрывно связано со способностью осмысления логики музыкального языка, понимание которого «основано на образном сравнении выразительных средств музыки, служащих передаче ее художественного содержания, со средствами словесного языка, служащими передаче мыслей» (Л.А.Мазель)
Без развития творческих способностей невозможно подготовить профессионала высокого класса ни в одном виде деятельности, тем более в сфере искусства, поскольку музыкальная деятельность, как исполнительская, так и педагогическая требует от специалиста нестандартного, оригинального мышления. Существует много способов развития творческих способностей, одним из которых является проблемное обучение, так как именно мыслительные затруднения, возникающие в проблемной ситуации, побуждают учащегося к активному поисковому мышлению.
Значение музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.
Образ в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию человека на те или иные явления действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_soobshchenie.docx | 33.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«Раннее музыкальное развитие детей ».
Преподаватель: Баркова Е.А.
В настоящее время уделяется недостаточно внимания раннему музыкальному развитию ребенка. Часто дети лишены возможности приобщиться к миру музыки, т.к. родители не знают о том, что на возраст 5-7 лет приходится мощный пик творческой восприимчивости.
Выдающийся немецкий композитор и педагог Карл Орф считал, что только в этом возрасте музыка приносит наибольшие результаты в развитии музыкального слуха, памяти, концентрации.
Занятия музыкой позитивно действуют на психику ребенка, делают его более чутким эмоционально, что помогает ему в общении с окружающими.
Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста не только можно, но и нужно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Для успешного обучения необходимы следующие условия:
физическая готовность;
психическая готовность;
мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.
Педагог, занимающийся с детьми 4-7 лет должен быть большим знатоком детской психологии. Дошкольный возраст отличается многими специфическими характерными чертами:
1.Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Урок надо составлять так, чтобы интерес не ослабевал.
2.Огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира.
3.Ребенок легко воспринимает новое, но так же легко забывает выученное на уроке. Нужно обязательно возвращаться к пройденному, даже если ребенок хорошо его усвоил.
4.Иной темп мышления.
5. Мышление в конкретных образах.
Основная цель обучения - общемузыкальное развитие.
Сопутствующие цели:
приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”;
пробуждение интереса к прекрасному;
воспитание музыкального вкуса.
Ключевая задача музыкального образования:
приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей.
Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:
свободно читать с листа музыкальные произведения;
иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
петь под собственный аккомпанемент;
любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
развивать и расширять образное и эмоциональное - чувственное восприятие.
Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.
Задачи первых двух лет обучения:
развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память);
формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, воспитание аппликатурной дисциплины);
освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.);
приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.);
сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).
Музыкальный слух, ритм, память- эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.
пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
музыку веселую, радостную, спокойную;
звуки высокие, низкие, громкие, тихие;
в пьесе- части (одна быстрая, а другая медленная);
на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).
Ребенку понятны требования:
как надо спеть песню;
как двигаться в спокойном хороводе;
как двигаться в подвижной пляске.
Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении 6-леток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.
Дети шестилетнего возраста могут:
самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;
разобраться в средствах музыкальной выразительности:
а) слышать динамические оттенки;
б) понимать настроение музыкальных пьес.
1.Донотный период обучения: первые шаги в музыкальном воспитании ребенка.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).
Донотный период, самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. В этот период формируется в обучении: понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения.
Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка начинаются со знакомства с инструментом. Этот урок следует проводить в рояльном классе. Нужно объяснить ребенку, что рояль не относится к какой-либо инструментальной группе. Рояль - это «король» всех инструментов. Дальше можно рассказать стишок:
Мы сегодня увидали городок внутри рояля,
Целый город костяной, молотки стоят горой.
Блещут струны жарче солнца - всюду мягкие суконца,
Что ни улица-струна в этом городе видна. (О. Мандельштам)
Чтобы молоток ударил по струнам, нужно нажать клавишу, а клавиши устроены словно живые: как будешь общаться с ними, так тебе рояль и ответит. Если грубо ткнуть жесткими пальцами - звук будет резким, коротким, как будто роялю больно сделали. А если пальцы слегка округленные, упругие, а руки легкие и ловкие, тогда рояль поет, звук у него ясный и легкий, будто радуется, что ты вырастишь хорошим музыкантом. У каждого человека есть имя, так и у каждой клавиши есть свое название. Не следует по порядку учить ноты, т.к. после ученики обычно начинают отсчитывать нужные. Нужно обратить внимание на то, что некоторые нотки расположены парами: по две и по три. Слева от двух нота до, а справа - ми,…Сделать клавиатуру более близкой и понятной поможет сборник Артоболевской «Первая встреча с музыкой». Если сыграть ми, а потом до, то получится, будто ты позвал: «Чижик». Так начинается песенка. Сыграй сам. Так можно позвать чижика по всей клавиатуре. Найди и посчитай, сколько раз? (7). Также можно найти и «фасольку»(7).
На первых уроках следует уделять внимание и развитию слуха. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами (в этом помогут картинки), поиграть в угадалки: ученик говорит, куда движется мелодия и какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте. За помощью можно обратиться к сборникам Ляховицкой, где предлагается досочинять мелодии, или к Миличу «Маленькому пианисту».
Обогащению музыкального кругозора поможет «Музыкальный букварь» Ветлугиной. Он состоит из трех частей: 1ч. - Музыка - язык чувств (характер у людей: солнце и дождь, Гроза и мама); 2ч. - О чем рассказывает музыка (музыкальные портреты: красная шапочка и серый волк, слон и моська); 3ч. - Как рассказывает музыка (высокие и низкие - птички, длинные и короткие - эхо, качели).
Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включенность.
Музыка – мысль, состояние, записанное звуками. Учимся записывать стишок-считалку короткий слог «ТИ», длинный «ТА». Детям очень нравятся ритмические задачки, и они с легкостью с этим справляются. Освоив понятие длинных и коротких слогов, мы сразу играем на одном звуке, начинаем обучение звукоизвлечения с 3го пальца, играем со словами, обязательно вместе песенки-считалки под аккомпанемент с педагогом и вот первый восторг — у меня получилось!
Этот вид работы дает возможность заниматься и первыми навыками звукоизвлечения. На этом этапе использую сборник Баренбойма, где дается прекрасный материал для развития ребенка. Мы учимся записывать песенки — попевки, при этом осваиваем знания – октав, регистров, звуковысотности, ритм, пульсации, постановочные моменты. Ритмические задачки полезно играть на крышке рояля или на столе. Часто ученики, придя на обучение, не имеют дома пианино, мы учимся координировать движения, а закрепляем эти навыки на уроках. Я не считаю проблемой в начальном периоде это 1-2 мес. отсутствия инструмента, мы учимся понятию аппликатуры и независимости пальцев. Существует большое разнообразие упражнений для работы над игровым аппаратом, независимость пальцев – «Шагающие гномы». Играя попевки и ритмические записи это первые навыки читки с листа. Говорим и хлопаем, играем от различных звуков, при этом добавляем упражнения аппликатуры, верным пальцем нужный слог, ладошками, свободной кистью, а рука в естественном положении ( Баренбойм).
Ритмические задачки:
1) Сначала ладошками по крышке рояля или на столе, усложняем, затем исполняем. Например:лев.рука-пульс-доли,правая рука- ритм-пульсация-слоги I –«ТА»,П- «ТИ-ТИ» длин. кор.
Детям нравится этот вид работы, это первый кирпичик в обучении, который в дальнейшем помогает решить задачу метро- ритмической основы музыкального произведения.Учимся записывать попевки на двух линейках и играть их на инструменте.
Затем переходим к понятию: размер, такт, сильная доля, пауза.
Разбираем схему деления долей.
Для меня донотный период – это синтез знаний не только овладения игрой на фортепиано, а так же знания теоретические.
Понятие «интервал». Мы строим интервал вверх, вниз от данного звука, учимся их слышать, при этом осваиваем аппликатурные принципы, учимся анализировать развитие мелодии, видеть вертикали и говорить о том, что мы видим, а потом играем. Сейчас ведь очень часто дети владеют читкой с листа и это очень им мешает в работе, как правило молодые педагоги стремятся как можно больше пройти в начале материала, и ученики заучивают часть его с рук учителя, при этом теряется самое главное- способность читать с листа. Я стараюсь давать новое при условии точного, осмысленного закрепления пройденного материала.
Мы уже много играем, подбираем по слуху песенки-лесенки «Как под горкой, под горой» и т.д. Соединяем ритмические задачки с размером. Усваиваем схему длительности звуков.
Что бы легче было ученику усвоить этот материал, соединяю эти понятия с движением. Ходим длительностями, считая в слух доли, на одном звуке играем со счетом долей. Мы уже играем на 2х линейках песенки от 2х звуков, и переходим к музыкальной грамоте. ( нотный стан, скрипичный, басовый ключи, расположение нот на линейках и между линейками) Малыши это легко усваивают, слушая сказку о двух королях- СКРИПИЧНОМ и БАСОВОМ. Скрипичный ключ открывает волшебную дверь музыки, а басовый – король соль, си, ре, фа, ля- очень любят короля.
Вначале осваиваем прием non legato , свободно и глубоко, поющая нота. Строим интервалы от звука (1й,5й) и упражнения радуга- перенос через октаву, квинта-терция, лев. рука- краб-квинта (1й, 5й),пр.рука – лягушка – терции 2 и 4 палец – с переносом через2 октавы вверх и вниз с педалью и наоборот, упражнения. Затем переходит к игре на legato, соединение по 2,3,4,5 звуков и вот мы уже знаем, что такое гамма. Играем гамму от 1го пальца в расходящемся виде, и через 3 урока на 2 октавы. В этот период соединяю обучение игре с теоретическими знаниями, а так же большое внимание уделяю постановке рук и приемам звукоизвлечения, свобода рук, ощущение веса и независимости пальцев, красоту звука, осмысленность и эмоциональную включенность.
Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение игре на инструменте.
Весь материал, который осваивает ученик, должен быть доступным, ассоциированным привычными жизненными понятиями: часы-пульс, радуга, подъемный кран, соединение 2х звуков legato. Понятие штрихов, динамики, выразительности и обязательно игра в ансамбле с 1го урока. Мир музыки богат и щедр, и эту сказку вы можете дарить, взаимопонимание, чуткое отношение к психологическому развитию ученика, осваивая каждый шаг вместе.
Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:
“Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
“Вдох-выдох” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
“Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
“Меткий стрелок” или “Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
“Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
“Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
“Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
“Эхо” - развитие слуховых навыков.
“Кукушка” - передача характера.
В развитии образного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к “целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
2. Основы нотной грамоты.
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным.
Человеческая речь записывается при помощи букв, из букв складываются слова, а из слов - предложения. Также музыкальная речь записывается при помощи нот, которые живут на линейках и между ними. На руке пять пальцев и линеек тоже пять.)) Считают их снизу вверх, как этажи дома: МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА - на линеечках сидят. РЕ-ФА-ЛЯ-ДО-МИ - все окошечко глядят (играть каденционный оборот). Для того, чтобы знать ноты, надо найти ключ:
Нотный стан тут на замке, ключ у ноты соль в руке.
От замков ключи различны, у нее же ключ скрипичный.
Этот ключ совсем особый - открывает нотный стан
Приглашает всех садиться аккуратно по местам.
Не следует разрывать изучение скрипичных и басовых ключей. Для этого лучше использовать одиннадцати линейную нотацию, где нота ДО - пограничник меж двух стран, вот какой почёт ей дан.
Важно, чтобы нотная запись была воспринята учеником, как средство для фиксации музыкальных звукосочетаний. Поэтому надо записать песню, которую изучают по слуху, исполняют голосом, подбирают на инструменте.
Затем необходимо дать понятие о размере. За основу нужно взять произведения с ярко выраженной ритмической организацией. Например, сыграть ученику на инструменте вальс и марш, где ярко выражены сильные и слабые доли, прохлопать, выделяя сильные доли. Теперь мелодию подобрали, записали, произносим и перед сильным слогом ставим палочки. Расстояние между палочками - это такты, а сами эти палочки называются тактовыми чёрточками. Запомните это стихотворение:
Оля, Таня, Женя, Ваня - такт двудольный, такт двудольный.
Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка - такт трёхдольный, такт трёхдольный.
Понятие длительности можно дать двумя способами. Первый - на примере разрезанного яблока, а второй при помощи картинки «Прогулка в зоопарке»: звери решили прогуляться. Вот слон (1 шаг) , в это время медведь (2 шага), бежать приходится мышке (16 шажков).
Наряду с записью на бумаге, нужно тренироваться и в чтении нот. В первую очередь ученику нужно преодолеть боязнь клавиатуры, для навыка слепого чтения с листа. На первых порах спокойнее относитесь к промахам пальцев, при этом нужно учить ученика исправлять свои ошибки, самостоятельно не глядя на клавиатуру, тактильными ощущениями. А если ученик очень рвётся посмотреть на клавиатуру, подложите ему тетрадь под подбородок. Развивая навыки разбора, нужно добиться того, чтобы он воспринимался группами (по 2, 3, 4 ноты) в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты. Итак, чтения с листа бывает слепым, графическим (нужно следить за графической линией направления мелодии и воспроизводить её на клавиатуре) и группами.
3.Игра в ансамбле с педагогом.
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: “С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
развить и активизировать творческое начало личности ребенка;
увлечь ребенка музыкой;
приобщить ребенка к творчеству.
Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
- знакомство с инструментом;
- знакомство с диапазоном, клавиатурой;
- освоение ритмических закономерностей;
- приобретение элементарных первоначальных игровых движений;
- освоение динамических оттенков, штрихов;
- развитие звукового воображения.
4.Работа с родителями
Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.А.Д. Артоболевская писала: “Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.
Цели сотрудничества:
создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
- полное доверие;
- доброжелательность;
- заинтересованность и общность цели;
Задачи в работе с родителями:
- включение родителей в образовательный процесс;
- сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома;
- формирование новых интересов семьи;
- духовное сближение детей и родителей
- формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
Наиболее рациональная форма работы - приглашение родителей на уроки
Заключение
И последнее, что немаловажно. Занятия с учеником-это творческий процесс. Все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу с первых шагов обучения. Ребенок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда ученик испытывает доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие. С этого начинается авторитет педагога, и тем самым создается почва для того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными занятиями. А это –прямой путь к творческим успехам наших учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ АККОМПАНЕМЕНТА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СКРИПИЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Предлагаемый методический доклад не претендует ни на полноту изложения, ни на его исчерпывающий характер, но это попытка углубить и расширить важнейшую тему, затрагивающую процесс работы над раскрытие...
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
работа над созданием художественного образа в программных произведениях младших и средних классов
открытый урок...
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Художественный образв литературном произведении
Презентация на тему: "Художественный образв литературном произведении"...
Работа над художественным образом в вокальном произведении
конспект урока по сольному пению в ДШИ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...