Рабочая программа по музыке и пению 5 - 8 классы
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке и пению 5 - 8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке и пению 5 - 8 классы | 77.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и педагогических литературных источников и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Перечень нормативных документов
и педагогических литературных источников, используемых в рабочей программе:
- Программы 5-8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 (с изменениями и дополнениями от 10.03. 2000 г.).
- Учебный план ГБОУ школы-интерната ст - цы Платнировской на 2015-2016 учебный год, утверждённый решением педсовета №6 от 28.08.2015 г.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятого Государственной Думой РФ от 21.12.2012 г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования,
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5-7 специальных (коррекционном) классах VIII вида отводится 1 час в неделю(34 часа в каждом классе).
Программа для 5-8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.–М.:Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2006
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – медико -педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
5 класс (1 час в неделю)(34 часа)
Пение
1) Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2.
2) Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.
3) Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
4) Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
5) Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
6) Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально.
7) Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
8) Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
9) Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
10) Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
- «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
- «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.
- «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
- «Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
- «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.
- «Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
II четверть:
- «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
- «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.
III четверть:
- «Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого.
- «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
- «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод.
- «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора.
- «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
- «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
IV четверть:
- «Буратино». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
- «Вместе весело шагни.» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня.
- «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой.
- «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.
Музыкальные произведения для слушания:
Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе».
- Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
- Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
- И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
- Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
- Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
- И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
- М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
- С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
- А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
- «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
- Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
Слушание музыки
1) Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
2) Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
3) Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
4) Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
5) Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальная грамота
1) Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
2) Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.
- Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Содержание программы.
Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||||
1. | Пение | 20 | 15 | 5 | |||
Обучение певческой установке. | 2 | 2 |
| ||||
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. | 2 | 1 | 1 | ||||
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. | 3 | 2 | 1 | ||||
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном материале. | 2 | 2 |
| ||||
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. | 3 | 2 | 1 | ||||
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй. | 2 | 1 | 1 | ||||
Продолжение работы над чистотой интонирования. | 1 | 1 |
| ||||
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов. | 3 | 2 | 1 | ||||
Развитие вокально-хоровых навыков. | 2 | 2 |
| ||||
2. | Слушание музыки | 7 | 5 | 2 | |||
Особенности национального фольклора. | 1 | 1 |
| ||||
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. | 1 | 1 |
| ||||
Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. | 1 | 1 |
| ||||
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. | 1 | 1 |
| ||||
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. | 1 |
| 1 | ||||
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. | 1 |
| 1 | ||||
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка. | 1 | 1 |
| ||||
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса. |
|
| |||||
3. | Музыкальная грамота | 7 | 5 | 2 | |||
Элементарное понятие о нотной записи | 1 | 1 | |||||
Нотный стан, нота, звук, пауза. | 1 | 1 | |||||
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4 | 1 | 1 | |||||
Формирование элементарных понятий о размере: 3/4 | 2 | 1 | 1 | ||||
Формирование элементарных понятий о размере: 4/4 | 1 | 1 | |||||
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых | 1 | 1 |
|
Музыкальных анализов – 5
Тестов - 4
6 класс (1 час в неделю) (34 часов)
Пение
1) Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
2) Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
3) В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
4) В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
5) Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
6) Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
1) Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
2) Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
3)Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
4) Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
5) Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
6) Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
7) Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
8) Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
1) Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
2) Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
- «Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
- «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
- «Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова.
- «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера.
- «Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
II четверть:
- «Волшебная.сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева.
- «Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.
- «Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
- «Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.
- «Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И. Шаферана.
III четверть:
- «Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского.
- «Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора.
-«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского.
- «Варяг» — русская народная песня.
- «Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
- «Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
- «Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина.
IV четверть:
- «Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
- «Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
- «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова.
- «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
- «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания:
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
- X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика». Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
- Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль». Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
- С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
- Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
- «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
- «Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их; музыкальные профессии, специальности;
- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни.
Содержание программы.
Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||||
1. | Пение | 17 | 12 | 5 | |||
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся | 1 | 1 |
| ||||
Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. | 2 | 2 |
| ||||
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных. | 3 | 2 | 1 | ||||
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. | 2 | 1 | 1 | ||||
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. | 3 | 2 | 1 | ||||
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др). | 2 | 1 | 1 | ||||
Развитие умения выразительного пения. | 2 | 1 | 1 | ||||
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов. | 1 | 1 |
| ||||
Повторение песен, изученных в 5-м классе. | 1 | 1 |
| ||||
2. | Слушание музыки | 10 | 5 | 5 | |||
Музыка и изобразительное искусство. | 2 | 1 | 1 | ||||
Музыка, театр, киноискусство и анимация. | 1 | 1 |
| ||||
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. | 2 | 1 | 1 | ||||
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. | 1 | 1 |
| ||||
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала. | 1 | 1 |
| ||||
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. | 1 |
| 1 | ||||
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса. | 1 |
| 1 | ||||
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию». | 1 |
| 1 | ||||
3. | Музыкальная грамота | 7 | 5 | 2 | |||
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности. | 1 |
| |||||
Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); | 1 | 1 | |||||
Регистр (высокий, средний, низкий). | 1 | 1 | |||||
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор. | 1 |
| |||||
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист. | 1 |
|
Музыкальных анализов – 7
Тестов - 5
7 класс (1 час в неделю) (34 часов)
Пение
1) Исполнение песенного материала в диапазоне си — миу , однако крайние звуки используются довольно редко.
2) Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков).
3) Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной.
4) Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
5) Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
1) Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки.
2) Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.
3) Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.
4) Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
5) Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты.
6) Повторное прослушивание произведений из программы 6-го класса.
Музыкальная грамота
1) Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
2) Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка и т. д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
- жанры музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада;
- музыкальные термины: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка;
- современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.
Учащиеся должны уметь:
- исполнять вокально-хоровые упражнения; контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
- «Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
- «Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.
- «С нами, друг!» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
- «Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.
- «Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.
II четверть:
- «Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.
- «Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.
- ««Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.
- «Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А. Ленина, сл. В. Коростылева.
- «Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, сл. С. Островского.
III четверть:
- «Женька» — муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина. «Звездочка моя ясная» — муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной. «Надежда» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
- «Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» — муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.
- «Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.
- «Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.
- «Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина. «Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
IV четверть:
- «Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
- «На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
- «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
- «Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.
- «Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.
- «Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича.
- «Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, сл. народные.
Музыкальные произведения для слушания:
- И. Бах. «Ария», ре мажор.
- Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67. Дж. Бизе. «Вступление». Из оперы «Кармен». Дж. Бизе. «Хабанера». Из оперы «Кармен». М. Майерс. «Каватина». М. Равель. «Болеро».
- Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник». И. Штраус. «Вальс». Из оперетты «Летучая мышь». Ф. Шуберт. «Серенада».
- М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».
- «Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.
- М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».
- С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
- Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».
- Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».
- Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
- А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».
- П. Чайковский. «А11еgrо соn fuосо». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор,ор. 23.
- Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам.
Содержание программы.
Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||||
1. | Пение | 19 | 16 | 3 | |||
Исполнение песенного материала в диапазоне си — миу ,однако крайние звуки используются довольно редко. | 2 | 2 |
| ||||
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. | 2 | 2 |
| ||||
Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. | 2 | 2 |
| ||||
Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно мальчиков). | 1 | 1 |
| ||||
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной. | 3 | 2 | 1 | ||||
Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки. | 3 | 2 | 1 | ||||
Продолжение работы над чистотой интонирования. | 2 | 2 |
| ||||
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов. | 3 | 2 | 1 | ||||
Повторение песен, разученных в 6-м классе. | 1 | 1 |
| ||||
2. | Слушание музыки | 8 | 6 | 2 | |||
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. | 1 | 1 |
| ||||
Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов. | 1 | 1 |
| ||||
Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве. | 1 | 1 |
| ||||
Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский | 1 | 1 |
| ||||
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада. | 1 | 1 |
| ||||
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. | 1 | 1 |
| ||||
Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты | 1 |
| 1 | ||||
Повторное прослушивание произведений, из программы 6-го класса. | 1 |
| 1 | ||||
3. | Музыкальная грамота | 7 | 5 | 2 | |||
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. | 1 |
| |||||
Нотный стан, нота, звук, пауза | 1 |
| |||||
Интонации в разговорной речи и в музыке. | 1 |
| |||||
Явление переноса речевых интонаций в музыке. |
| 1 | |||||
Мелодия, как основное выразительное средство. | 1 |
| |||||
Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. |
| 1 | |||||
Мелодии декламационного характера. | 1 |
| |||||
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка. | 1 |
|
Музыкальных анализов – 4
Тестов - 3
8 класс(1 час в неделю)(34 часа)
Пение
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений
- совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)
- эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений
- выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;
- пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности
- точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги; пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; пение попевок с полутоновыми интонациями; пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное интонирование; вокально-хоровые распевания на песнях; пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.
Музыкальная грамота
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метрроритм, мелодия, гармония, тембр.
Музыкальный материал для пения:
I четверть:
- «Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
- «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.
- «Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, сл. С. Есенина.
- «С нами, друг!» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
- «Листья желтые» — муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.
- «Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.
II четверть:
- «Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.
- «Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.
- ««Огромное небо» — муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского.
- «Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
- «Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А. Ленина, сл. В. Коростылева.
- «Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, сл. С. Островского.
III четверть:
- «Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» — муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева.
- «Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.
- «Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова.
- «Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина. «Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.
IV четверть:
- «Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.
- «Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.
- «Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича.
- «Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, сл. народные.
Музыкальные произведения для слушания:
- М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».
- «Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, сл. М. Лермонтова.
- М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».
- С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
- Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».
- Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».
- Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
- А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».
- П. Чайковский. «А11еgrо соn fuосо». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор,ор. 23.
- Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам. «Иллюзия».
- Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноименному кинофильму.
Требования к уровню выпускников 8 класса:
Обучающийся должен знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
- особенности творчества изученных композиторов;
- особенности народного музыкального творчества.
Обучающийся должен уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен
- отвечать на вопросы о прослушанных произведения
- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения
- называть исполнителя — певец, инструмент, оркестр, ансамбль
- определять характер, содержание произведения
- определять ведущие средства выразительности
- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения
- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Содержание программы.
Согласно годовому календарному графику ГБОУ школы-интерната ст-цы Платнировской определены 34 учебные недели, на которые отводится 34 часа в год, из них по 1 часу в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
№ п/п | Содержание (наименование разделов и тем) | Всего часов | |||||
По примерной программе | По рабочей программе | ||||||
Всего часов, из них | теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||||
1. | Пение | 16 | 12 | 4 | |||
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений | 1 | 1 |
| ||||
Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль) | 1 | 1 |
| ||||
Эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений | 2 | 1 | 1 | ||||
Выразительное «концертное» исполнение разученных произведений; | 3 | 2 | 1 | ||||
Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности. | 3 | 2 | 1 | ||||
Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; | 3 | 2 | 1 | ||||
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги; | 1 | 1 |
| ||||
Пение с закрытым ртом; совершенствование певческого дыхания; упражнения на чистое округленное исполнение. | 1 | 1 |
| ||||
Повторение песен, разученных в 5—7-х классах. | 1 | 1 |
| ||||
2. | Слушание музыки | 9 | 6 | 3 | |||
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. | 1 | 1 |
| ||||
Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. | 2 | 1 | 1 | ||||
Народная музыка в творчестве композиторов. | 1 | 1 |
| ||||
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович | 1 | 1 |
| ||||
Особенности творчества композиторов: А. Хачатурян, Г. Свиридов | 1 | 1 |
| ||||
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. | 1 | 1 |
| ||||
Народная музыка в творчестве композиторов. | 1 |
| 1 | ||||
Повторное прослушивание произведений, из программы 7-го класса. | 1 |
| 1 | ||||
3. | Музыкальная грамота | 9 | 6 | 3 | |||
Язык музыки. | 2 | 1 | 1 | ||||
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. | 1 | 1 |
| ||||
Интонации в разговорной речи и в музыке. | 1 | 1 |
| ||||
Повторение определения средств музыкальной выразительности. | 1 | 1 |
| ||||
Темп, динамика, лад. | 2 | 1 | 1 | ||||
Повторение определения средств музыкальной выразительности - метроритм, мелодия, гармония, тембр. | 2 | 1 | 1 |
Музыкальных анализов – 5
Тестов - 5
Используемая литература:
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. | В.В.Воронкова Сборник1 | Программы | Гуманитарный идательский центр «Владос» Москва 2011г |
Для учителя:
1. Уроки пения; Русич - Москва, 2009.
2. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания;
3. Смолина Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания; Академия Развития, 2010.
4. Стародумова О. « Мы танцуем и поем». Музыкальные сценарии для начальной школы; Феникс, Москва 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке и пению
Рабочая программа по музыке 1 - 8 классов создана на основе Положения ОУ рабочих программах, базисного учебного плана, типовой программы специальной...
Рабочая программа по музыке и пению 1 - 4 классы
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и педагогических литературных источников и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта....
Рабочая программа по музыке и пению для классов СКК 2-4, 5-7 VIII вида с ОВЗ.
Цель данной программы: формирование у школьников музыкальной культуры, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограничен...
Включение духовно-нравственного компонента в содержание рабочей программы по музыке и пению в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ИН).
Статья опубликована в сборнике "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи": в материалах Восьмых областных Благовещенских чтений (Воронежский государственный пед...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ ДЛЯ 5К (Н) КЛАССА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основу а...