Рабочая программа 5 класс по музыке 2015-2016
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Данный материал в помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_fgos_rab_prog_-2015-2016.docx | 71.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»: на заседании методического объединения учителей технологии, изо, музыки | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР _____________ФИО от « 29 » августа 2015 года | «Утверждаю»: Директор МБОУ СОШ № 6 ___________ФИО Приказ № от «31 » августа 2015 года |
Протокол №__1____ от « 29 » августа 2015 года Руководитель ШМО ___________ФИО |
Рабочая программа
по музыке
для 5 классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель:
учитель музыки
Решетникова
Светлана Георгиевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, с учетом авторской программы по музыке для основного общего образования для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2014).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Искусство. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014г.– 111, [1]с.: ил.,нот.
- Искусство. Музыка. 5 класс. Нотное приложение к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 183, [1]с.: нот.
-Искусство. Музыка. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику mp3[электронный ресурс]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2013.
- Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений[текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2014г.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), предусмотрено проведение 4 контрольных работ, защита проекта-2.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 6 в форме теста.
Рабочая программа имеет целью:
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- творческая работа-защита проекта;
- музыкальная викторина;
- тест.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Особенности организации учебной деятельности: классно-урочная система, индивидуальная, фронтальная и групповая работы.
№ | Тема, форма | Дата проведения |
1 | Тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка». | 1 четверть, урок 8 |
2 | Защита проекта. Тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». | 2 четверть, урок 6 2 четверть, урок 7 |
3 | Тест по темам: «Опера», «Балет». | 3 четверть, урок 4 |
4 | Защита проекта. Тест по теме «Музыка и изобразительное искусство». Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки, творческих навыков. | 4 четверть, урок 7 4 четверть, урок 8 |
Общая характеристика учебного предмета
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, возрастает. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие;
- в формировании художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
-в принятии мультикультурной картины современного мира;
-в становлении музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-в формировании навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-в умении познавать мир через музыкальные формы и образы;
- в активном использовании основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
-в умении организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
-в умении оценивать достигнутые результаты;
-в умении работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
-в формировании ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
- в умении различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
-в умении различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
-в умении описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
-в умении классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
-в умении структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ№6 предусматривает обязательное изучение музыки на уровне основного общего образования в объёме 140 часов. В том числе: в 5 классе-35часов; в 6 классе – 35 часов; в 7 классе – 35 часов; в 8-9 классах – 35 часов (0,5 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа жизни;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
Информационные УУД:
- осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
- расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства;
- использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.
Содержание рабочей программы предмета «Музыка»
5 класс
Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» –реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Музыка рассказывает обо всем. (1 час)
Древний союз (3 часа)
Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка (3 часа)
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». (1 час)
Песня (3 часа)
Песня ‒ верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс (2 часа)
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка (2 часа)
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». (1 час)
Опера (2 часа)
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет (2 часа)
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе (2 часа)
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке. (2 часа)
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке (2 часа)
Живописность искусства.
«Музыка ‒ сестра живописи».
Музыкальный портрет (1 час)
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке (2 часа)
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3 часа)
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись ‒ это музыка, это мелодия».
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». (1 час)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тема | Характеристика видов деятельности |
1.Музыка рассказывает обо всём. (1 час) | 1. Различать характерные признаки видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
Древний союз | |
2.Истоки. (1 час) | 1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Понимать единство истоков различных видов искусства. 3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. 4. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
3.Искусство открывает мир. (1 час) | 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. |
4.Искусства различны, тема едина. (1 час) | 1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. |
Слово и музыка | |
5.Два великих начала искусства. (1 час) | 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. |
6. «Стань музыкою, слово!» (1 час) | 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. |
7. Музыка «дружит» не только с поэзией. (1 час) | 1. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. 4. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. |
8. Урок-обобщение по темам: Тест «Древний союз», «Слово и музыка». (1 час) | Контролировать и оценивать свою деятельность. |
Песня | |
9. Песня - верный спутник человека. (1 час) | 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. |
10. Мир русской песни. (1 час) | 1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. 3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. 4. Рассказывать о народной музыке своего региона. |
11. Песни народов мира. (1 час) | 1. Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. |
Романс | |
12.Романса трепетные звуки. (1 час) | 1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. |
13. Мир человеческих чувств. (1 час) | 1.Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. 3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. |
Хоровая музыка | |
14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. (1 час) | 1. Изучать специфические черты русской народной музыки. 2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. |
15. Что может изображать хоровая музыка. (1 час) Защита проекта. | 1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыки, литературы и изобразительного искусства к изучаемой теме |
16. Урок-обобщение по темам: Тест «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». (1 час) | 1. Развивать слушательскую культуру. 2.Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. 3.Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. |
Опера | |
17. Самый значительный жанр вокальной музыки. (1 час) | 1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений. |
18. Из чего состоит опера. (1 час) | 1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. 3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. |
Балет | |
19. Единство музыки и танца. (1 час) | 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении. |
20. «Русские сезоны» в Париже. (1 час) | 1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). |
Музыка звучит в литературе | |
21. Музыкальность слова. (1 час) | 1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. |
22. Музыкальные сюжеты в литературе. (1 час) | 1. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. |
Искусство исполнительской интерпретации в музыке | |
23-24. Искусство исполнительской интерпретации в музыке. (2 часа) | 1. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации. 2. Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. 3. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности. 4. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. 5. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов. |
Образы живописи в музыке | |
25. Живописность искусства. (1 час) | 1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. |
26. «Музыка - сестра живописи». (1 час) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства. 4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи. |
Музыкальный портрет | |
27. Может ли музыка выразить характер человека. (1 час) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Различать характерные признаки видов искусства. 4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. |
Пейзаж в музыке | |
28. Образы природы в творчестве музыкантов. (1 час) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. 4.Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация). 5.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме, сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. |
29. «Музыкальные краски» в произведе-ниях композиторов-импрессионистов. (1 час) | 1. Понимать характерные черты музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей. 2. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
«Музыкальная живопись» сказок и былин | |
30. Волшебная красочность музыка-льных сказок. (1 час) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 3.Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы. |
31. Сказочные герои в музыке. (1 час) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки. |
32. Тема богатырей в музыке. (1 час) | 1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. |
Музыка в произведениях изобразительного искусства | |
33. Что такое музыкальность в живописи. (1 час) | 1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. |
34. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия». (1 час) Защита проекта. | 1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. 6. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемым темам. 7. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. |
35. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». (1 час) | 1. Различать характерные признаки видов искусства. 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника. 3. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы | |
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» | ||||
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 | - | |
2. | Древний союз | Истоки | 3 | - |
3. | Искусство открывает мир | |||
4. | Искусства различны, тема едина | |||
Часть первая. Музыка и литература | ||||
5. | Слово и музыка | Два великих начала искусства | 3 | - |
6. | «Стань музыкою, слово!» | |||
7. | Музыка «дружит» не только с поэзией | |||
8. | Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» | 1 | 1 | |
9. | Песня | Песня - верный спутник человека | 3 | - |
10. | Мир русской песни | |||
11. | Песни народов мира | |||
12. | Романс | Романса трепетные звуки | 2 | - |
13. | Мир человеческих чувств | |||
14. | Хоровая музыка. Защита проекта. | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 2 | - |
15. | Что может изображать хоровая музыка | |||
16. | Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» | 1 | 1 | |
17. | Опера | Самый значительный жанр вокальной музыки | 2 | - |
18. | Из чего состоит опера | |||
19. | Балет | Единство музыки и танца | 2 | 1 |
20. | «Русские сезоны» в Париже | |||
21. | Музыка звучит в литературе | Музыкальность слова | 2 | - |
22. | Музыкальные сюжеты в литературе | |||
23. | Искусство исполнительской интерпретации в музыке | 2 | - | |
24. | ||||
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство | ||||
25. | Образы живописи в музыке | Живописность искусства | 2 | - |
26. | «Музыка - сестра живописи» | |||
27. | Музыкальный портрет | 1 | - | |
28. | Пейзаж в музыке | Образы природы в творчестве музыкантов | 2 | - |
29. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов | |||
30. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | Волшебная красочность музыкальных сказок | 3 | - |
31. | Сказочные герои в музыке | |||
32. | Тема богатырей в музыке | |||
33. | Музыка в произведениях изобразительного искусства. Защита проекта. | Что такое музыкальность в живописи | 2 | 1 |
34. | «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» | |||
35. | Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». | 1 | ||
Всего часов | 35 | 4 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова,2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).4. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
9. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.
10. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта[текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
11. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки[текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
12. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей[текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
13. Дмитриева, Л.Г.Методика музыкального воспитания в школе[текст] / Л.Г. Дмитриева,Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
14. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
15. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
16. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
17. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
18. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева[текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
19. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
20. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие[текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
21. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания[текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
22.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика[текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
23. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе[текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература[текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке[текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт[текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю.Энциклопедия для юных музыкантов[текст] / И.Ю.Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра[текст] / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
6. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
7.Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература[текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература[текст] /И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
9. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст]/ Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
10. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов[текст]/ Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
11. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я[текст]/ Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс].– Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7.Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3.Импрессионизм в музыке.Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиаПаблишинг. 2007.
4. МузыкальныйБункер.DSMultimediaProductionLtd 1997.
5. Музыкальный класс.000 «Нью Медиа Дженерейшн».
6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
14.Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- магнитная доска;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
для 5 класса
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке
для 5 класса
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
-участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение acapellaв унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Таблица 1
Критерии оценки исполнительской деятельности по предмету «Музыка»
№ п/п | Содержания критерия | Баллы |
1 | Осведомлённость о музыке | |
Наличие глубоких для учащихся данного возраста знаний о музыке, исполнителях, конкурсах, фестивалях и т.п., имеющих значимость и художественную ценность. | 2 | |
Проявление общего музыкального кругозора, не выходящее за пределы учебного курса музыки в основной школе. | 1 | |
Отсутствие общего музыкального кругозора (сведений о музыкальной жизни, композиторах, музыкальных произведениях, конкурсах и фестивалях и т.п.). | 0 | |
2 | Интерес к занятиям музыкой | |
Наличие устойчивого интереса к урокам музыки, обострённое внимание к музыкальному искусству в целом. | 2 | |
Периодически возникающий интерес к урокам музыки, и/или каким-либо отдельным видам учебной деятельности, и/или музыкальному искусству. | 1 | |
Отсутствие интереса к урокам музыки и к музыкальному искусству в целом | 0 | |
3 | Эмоциональная отзывчивость и вдохновенность воплощения музыкальных образов | |
Яркое и постоянное проявление личностных чувств на музыку, её исполнение и сочинение во всех видах учебной деятельности, не ограниченное уроками музыки, особое творческое волнение и подъём духовных сил при исполнении музыкальных произведений. | 2 | |
Периодически проявляющиеся личностные чувства при слушании, и/или исполнении, и/или сочинении музыки, как минимум, в одном виде учебной деятельности (не исключая рисунок, движение и т.п.). | 1 | |
Отсутствие каких-либо индивидуально-окрашенных, личностных проявлений при слушании, исполнении и сочинении музыки (в том числе рисунков, движений, жестов и т.п.). | 0 | |
4 | Умение импровизировать и артистизм исполнения | |
Показанный художественный образ (музыкальное высказывание) выбран самостоятельно; отличается оригинальностью, наличием элементов творческой интерпретации содержания музыки, законченностью построения в любом из видов учебной деятельности. | 2 | |
Музыкальное высказывание имеет оригинальный замысел, при этом очевидно отсутствие необходимых средств для его воплощения (художественных умений и навыков); заданный учителем художественный образ показан как оригинальное небольшое музыкальное построение (или творческая проба). Выбор вида учебной деятельности осуществлён по желанию и возможностям школьника. | 1 | |
Отсутствие каких бы то ни было музыкальных высказываний. | 0 | |
5 | Сформированность вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков | |
Исполнение осмысленное, соответствует образному содержанию музыки и её ритму, интонации отличаются выразительностью и чистотой при хорошей дикции; движение под музыку соответствует её характеру. | 2 | |
Музыкальное произведение исполнено в основном осмысленно, в целом интонационно верно и в приближённом соответствии с музыкальным ритмом, передано в общем образное содержание музыки, произношение слов в пении достаточно отчётливое; движение под музыку соответствует её характеру. | 1 | |
Не сформированы вокально-хоровые и музыкально-ритмические навыки. | 0 | |
Максимальное количество баллов | 10 |
Таблица 2
Критерии оценки проектной деятельности по предмету «Музыка»
№ п/п | Содержания критерия | Баллы |
1 | Содержательность и художественная ценность собранного материала | |
Наличие интересных и привлекательных для одноклассников сведений, выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе, имеющих достаточно высокое значение и художественную ценность. | 2 | |
Наличие интересных и достаточно ценных для одноклассников сведений, не выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе. | 1 | |
Отсутствие содержательных материалов либо наличие нехудожественной, примитивной информации. | 0 | |
2 | Владение основными ключевыми знаниями изучаемого предмета | |
Осмысленное и уместное применение всех ключевых знаний в области музыки за курс основной школы. | 2 | |
Осмысленное и уместное применение отдельных ключевых знаний в области музыки за курс основной школы. | 1 | |
Отсутствие основных ключевых знаний в области музыки за курс основной школы. | 0 | |
3 | Последовательность, логика изложения собственных мыслей | |
Логичное и последовательное представление собранного материала, наличие собственной точки зрения. | 2 | |
В основном логичное и последовательное представление собранного материала | 1 | |
Непоследовательное и нелогичное изложение собственных мыслей. | 0 | |
Максимальное количество баллов | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы по географии на 2015-2016 год 5,6,7,8,9,10,11 классы
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,закономерностях развития природы, размещении насел...
Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс
Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...