Рабочая программа 5 класс по музыке 2015-2016
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Решетникова Светлана Георгиевна

Данный материал в помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fgos_rab_prog_-2015-2016.docx71.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»:

на заседании методического

объединения учителей

технологии, изо, музыки

«Согласовано»:

Заместитель директора  по УВР                 _____________ФИО

от « 29 » августа  2015 года

«Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ № 6  ___________ФИО

 Приказ №

от «31 »  августа  2015 года

Протокол №__1____

от « 29 » августа   2015 года

Руководитель ШМО

___________ФИО

Рабочая программа

по музыке

для 5  классов

1 час в неделю (всего 35 часов)

                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                   учитель музыки

                                                                                                                    Решетникова

                                                                                                                    Светлана Георгиевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе   Примерной основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России,  с учетом авторской  программы по музыке для основного общего образования для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак  (М.: Дрофа, 2014).

            Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014г.– 111, [1]с.: ил.,нот.

- Искусство. Музыка. 5 класс. Нотное приложение к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 183, [1]с.: нот.

-Искусство. Музыка. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику mp3[электронный ресурс]/ Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2013.

- Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений[текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2014г.

Программа  рассчитана на 35 часов (1  час в неделю), предусмотрено проведение  4 контрольных работ, защита проекта-2.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 6 в форме теста.

 

Рабочая программа имеет целью: 

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

            Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

             Личностные задачи:

- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать  свою эстетическую позицию;

- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

           Познавательные и социальные задачи:

- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

- формировать целостную художественную картину мира;

- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

          Коммуникативные  задачи:

- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Виды и формы текущего, тематического,  промежуточного, итогового контроля

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- творческая работа-защита проекта;

- музыкальная викторина;

- тест.

          Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

          Особенности организации учебной деятельности: классно-урочная система, индивидуальная, фронтальная и групповая работы.

Тема, форма

Дата проведения

1

Тест  по темам: «Древний союз»,  «Слово и музыка».

1 четверть, урок 8

2

Защита проекта.

Тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка».

2 четверть, урок 6

2 четверть, урок 7

3

Тест  по темам: «Опера», «Балет».

3 четверть,  урок 4

4

Защита проекта.

Тест по теме «Музыка и изобразительное искусство». Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки, творческих навыков. 

4 четверть, урок 7

4 четверть, урок 8

Общая характеристика учебного предмета

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

        Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, возрастает. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры.

         При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III –пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие;

- в формировании художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
-в принятии мультикультурной картины современного мира;
-в становлении музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-в формировании навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
-в  умении познавать мир через музыкальные формы и образы;
- в активном использовании основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
-в умении организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;

-в умении оценивать достигнутые результаты;
-в умении работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
-в формировании ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
- в умении различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
-в умении различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
-в умении описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

-в умении классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
-в умении структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.

        

Место учебного  предмета в учебном плане

          Учебный план МБОУ СОШ№6 предусматривает обязательное изучение музыки на уровне основного общего образования в объёме 140 часов. В том числе: в 5 классе-35часов; в 6 классе – 35 часов; в 7 классе – 35 часов; в 8-9 классах – 35 часов (0,5 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

        В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

        

           Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

        Регулятивные УУД:

- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;

- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

        Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду  с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное  и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

        Коммуникативные УУД:

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

        Информационные УУД:

- осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;

- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

- расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства;

- использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;

- расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.

Содержание рабочей программы предмета «Музыка»

5 класс

Основная содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» –реализуется в главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь, раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы  одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь».

Музыка рассказывает обо всем. (1 час)

Древний союз                            (3 часа)

Истоки.

Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина.

Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

Слово и музыка                        (3 часа)

Два великих начала искусства.

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». (1 час)

Песня                                          (3 часа)

Песня  верный спутник человека.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Романс                                        (2 часа)

Романса трепетные звуки.

Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка                        (2 часа)

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

Что может изображать хоровая музыка.

Урок-обобщение по темам: «Песня»,  «Романс»,  «Хоровая музыка».   (1 час)

Опера                                          (2 часа)

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит опера.

Балет                                           (2 часа)

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны в Париже».

Музыка звучит в литературе    (2 часа)

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературе.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке.  (2 часа)

Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Образы живописи в музыке                                                 (2 часа)

Живописность искусства.

«Музыка  сестра живописи».

Музыкальный портрет                                                         (1 час)

Может ли музыка выразить характер человека?

Пейзаж в музыке                                                                   (2 часа)

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

«Музыкальная живопись» сказок и былин                     (3 часа)

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства   (2 часа)

Что такое музыкальность в живописи.

«Хорошая живопись  это музыка, это мелодия».

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». (1 час)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Характеристика видов деятельности

1.Музыка рассказывает обо всём.

(1 час)

1. Различать характерные признаки  видов искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.

3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Древний союз

2.Истоки.

(1 час)

1. Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Понимать единство истоков различных видов искусства.

3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

4. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

3.Искусство открывает мир.

(1 час)

1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

3. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

4.Искусства различны, тема едина.

(1 час)

1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Слово и музыка

5.Два великих начала искусства.

(1 час)

1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

6. «Стань музыкою, слово!»

(1 час)

1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2.  Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

7. Музыка «дружит» не только с поэзией. (1 час)

1. Исследовать значение литературы  для воплощения музыкальных образов.

2. Анализировать  и обобщать многообразие связей музыки и литературы.  

3. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

4. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

8. Урок-обобщение по темам: Тест «Древний союз», «Слово и музыка». (1 час)

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Песня

9. Песня - верный спутник человека.

(1 час)

1. Осознавать  и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере  песенного жанра).

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на  человека.

3. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника  (учитывать мнения товарищей), развивать  вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

10. Мир русской песни.

(1 час)

1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

2. Осознавать интонационно-образные,  жанровые и стилевые основы  музыки.

3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

4. Рассказывать о народной музыке своего региона.

11. Песни народов мира.

(1 час)

1. Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

2. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров  и стилей.

3. Находить ассоциативные связи  между художественными образами  музыки и другими видами искусства.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

Романс

12.Романса трепетные звуки.

 (1 час)

1. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.  2. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

3. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

13. Мир человеческих чувств.

(1 час)

1.Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки.

2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.

3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы  (поэзии) к изучаемой музыке.

Хоровая музыка

14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.

(1 час)

1. Изучать специфические черты  русской народной музыки.

2.Эмоционально воспринимать духовную  музыку русских композиторов.

3. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

15. Что может изображать хоровая музыка.

(1 час)

Защита проекта.

1. Находить ассоциативные связи  между художественными образами литературы и музыки.

2. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

3. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыки, литературы и изобразительного искусства к изучаемой теме

16. Урок-обобщение по темам: Тест «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». (1 час)

1. Развивать слушательскую культуру.

2.Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

3.Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Опера

17. Самый значительный жанр вокальной музыки. (1 час)

1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для  воплощения музыкальных образов.

2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений.

18. Из чего состоит опера.

(1 час)

1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Балет

19. Единство музыки и танца.

(1 час)

1. Анализировать  и обобщать многообразие связей музыки,  литературы и изобразительного искусства.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания.

4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.

20. «Русские сезоны» в Париже. (1 час)

1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи  между художественными образами  музыки и другими видами искусства.

3. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации  (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).

4. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа

(танцевальная импровизация).

Музыка звучит в литературе

21. Музыкальность слова.

 (1 час)

1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2. Исследовать значение музыки для  воплощения литературных образов.

3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

22. Музыкальные сюжеты в литературе.

 (1 час)

1. Исследовать значение музыки  для воплощения литературных

образов и наоборот.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами  музыки и литературы.

3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке

23-24. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

(2 часа)

1. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.

2. Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты  исполняемой музыки.

3. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятельности.

4. Интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности.

5.  Самостоятельно  исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов.

Образы живописи в музыке

25. Живописность искусства.

(1 час)

1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи  между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать  их в исполнении.

26. «Музыка - сестра живописи».

(1 час)

1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

3. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

4. Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности  музыки  и  живописи.

Музыкальный портрет

27. Может ли музыка выразить характер человека. (1 час)

1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи  между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Различать характерные признаки  видов искусства.

4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе  слушания музыки.

Пейзаж в музыке

28. Образы природы в творчестве музыкантов.

(1 час)

1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

3. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения  к изучаемой теме.

4.Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации  заданного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация).

5.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой  теме, сравнивать, анализировать,  высказывать собственную точку зрения.

29. «Музыкальные краски» в произведе-ниях композиторов-импрессионистов.

(1 час)

1. Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

2. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения  музыкальных образов.

3. Находить ассоциативные связи  между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

30. Волшебная красочность музыка-льных сказок.

(1 час)

1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные  связи между художественными

образами музыки и других видов искусства.

3.Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы.

31. Сказочные герои в музыке.

(1 час)

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

3. Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.

32. Тема богатырей в музыке.

(1 час)

1.Понимать значение народного творчества  в сохранении и развитии общей культуры  народа.

2. Находить ассоциативные связи  между художественными образами музыки и других видов искусства.

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

33. Что такое музыкальность в живописи.

(1 час)

1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между  музыкой и изобразительным искусством.

2. Анализировать и обобщать многообразие связей между

музыкой и изобразительным  искусством.

3.Устанавливать ассоциативные

связи между художественными образами  музыки  и искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

34. «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

(1 час)

Защита проекта.

1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения  музыкальных образов.

3. Анализировать и обобщать многообразие  связей музыки и изобразительного искусства.

4. Находить ассоциативные связи  между художественными образами  музыки и изобразительного искусства.

5. Различать характерные признаки  музыки и изобразительного искусства.

6. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемым темам.

7. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

35. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

(1 час)

1. Различать характерные признаки  видов искусства.

2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и  художника.

3. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов               и          тем

Всего

часов

Контрольные работы

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

-

2.

Древний союз

Истоки

3

-

3.

Искусство открывает мир

4.

Искусства различны, тема едина

Часть первая. Музыка и литература

5.

Слово и музыка

Два великих начала искусства

3

-

6.

«Стань музыкою, слово!»

7.

Музыка «дружит» не только с поэзией

8.

Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»

1

1

9.

Песня

Песня - верный спутник человека

3

-

10.

Мир русской песни

11.

Песни народов мира

12.

Романс

Романса трепетные звуки

2

-

13.

Мир человеческих чувств

14.

Хоровая музыка.

Защита проекта.

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

2

-

15.

Что может изображать хоровая музыка

16.

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

1

17.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки

2

-

18.

Из чего состоит опера

19.

Балет

Единство музыки и танца

2

1

20.

«Русские сезоны» в Париже

21.

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова

2

-

22.

Музыкальные сюжеты в литературе

23.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке

2

-

24.

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

25.

Образы живописи в музыке

Живописность искусства

2

-

26.

«Музыка - сестра живописи»

27.

Музыкальный портрет

1

-

28.

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов

2

-

29.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

30.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок

3

-

31.

Сказочные герои в музыке

32.

Тема богатырей в музыке

33.

Музыка в произведениях изобразительного искусства.

Защита проекта.

Что такое музыкальность в живописи

2

1

34.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

35.

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

1

               Всего часов

35

4

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Методические пособия для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова,2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).4. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение,2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г.Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. –  2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

7. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

8. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

9. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.

10. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта[текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

11. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки[текст] / Ю.Б. Алиев.  - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

12. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей[текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.

13. Дмитриева, Л.Г.Методика музыкального воспитания в школе[текст] / Л.Г. Дмитриева,Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.

15. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

16. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.

17. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст]  /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

18. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева[текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.

19. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

20. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие[текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

21. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания[текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

22.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика[текст]  / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

23. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе[текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература[текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. -  М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке[текст] / Е.И.  Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт[текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю.Энциклопедия для юных музыкантов[текст] / И.Ю.Куберский, Минина Е.В.  . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра[текст] / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

6. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

7.Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная  литература[текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.

8. Прохорова, И.А. Советская музыкальная  литература[текст] /И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.

9. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст]/ Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

10.  Саминг, Д.К. 100 великих композиторов[текст]/ Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.

11. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я[текст]/ Э.И.  Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс].– Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7.Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3.Импрессионизм в музыке.Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиаПаблишинг. 2007.

4. МузыкальныйБункер.DSMultimediaProductionLtd 1997.

5. Музыкальный класс.000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14.Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- магнитная доска;

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано);

- комплект детских музыкальных инструментов;

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

для 5 класса

Учащийся  научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке

для 5 класса

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В  области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

-участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение acapellaв унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Приложение 1

Таблица 1

Критерии оценки исполнительской деятельности по предмету «Музыка»

№ п/п

Содержания критерия

Баллы

1

Осведомлённость о музыке

Наличие глубоких для учащихся данного возраста знаний о музыке, исполнителях, конкурсах, фестивалях и т.п., имеющих значимость и художественную ценность.

2

Проявление общего музыкального кругозора, не выходящее за пределы учебного курса музыки в основной школе.

1

Отсутствие общего музыкального кругозора (сведений о музыкальной жизни, композиторах, музыкальных произведениях, конкурсах и фестивалях и т.п.).

0

2

Интерес к занятиям музыкой

Наличие устойчивого интереса к урокам музыки, обострённое внимание к музыкальному искусству в целом.

2

Периодически возникающий интерес к урокам музыки, и/или каким-либо отдельным видам учебной деятельности, и/или музыкальному искусству.

1

Отсутствие интереса к урокам музыки и к музыкальному искусству в целом

0

3

Эмоциональная отзывчивость и вдохновенность воплощения музыкальных образов

Яркое и постоянное проявление личностных чувств на музыку, её исполнение и сочинение во всех видах учебной деятельности, не ограниченное уроками музыки, особое творческое волнение и подъём духовных сил при исполнении музыкальных произведений.

2

Периодически проявляющиеся личностные чувства при слушании, и/или исполнении, и/или сочинении музыки, как минимум, в одном виде учебной деятельности (не исключая рисунок, движение и т.п.).

1

Отсутствие каких-либо индивидуально-окрашенных, личностных проявлений при слушании, исполнении и сочинении музыки (в том числе рисунков, движений, жестов и т.п.).

0

4

Умение импровизировать и артистизм исполнения

Показанный художественный образ (музыкальное высказывание) выбран самостоятельно; отличается оригинальностью, наличием элементов творческой интерпретации содержания музыки, законченностью построения в любом из видов учебной деятельности.

2

Музыкальное высказывание имеет оригинальный замысел, при этом очевидно отсутствие необходимых средств для его воплощения (художественных умений и навыков); заданный учителем художественный образ показан как оригинальное небольшое музыкальное построение (или творческая проба). Выбор вида учебной деятельности осуществлён по желанию и возможностям школьника.

1

Отсутствие каких бы то ни было музыкальных высказываний.

0

5

Сформированность вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков

Исполнение осмысленное,  соответствует образному  содержанию музыки и её ритму, интонации отличаются выразительностью и чистотой  при хорошей дикции; движение под музыку соответствует её характеру.

2

Музыкальное произведение исполнено в основном осмысленно, в целом интонационно верно и в приближённом соответствии с музыкальным ритмом, передано в общем образное содержание музыки, произношение слов в пении достаточно отчётливое; движение под музыку соответствует её характеру.

1

Не сформированы вокально-хоровые и музыкально-ритмические навыки.

0

Максимальное количество баллов

10

Таблица 2

Критерии оценки проектной деятельности по предмету «Музыка»

№ п/п

Содержания критерия

Баллы

1

Содержательность и художественная ценность собранного материала

Наличие интересных и привлекательных для одноклассников сведений, выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе, имеющих достаточно высокое значение и художественную ценность.

2

Наличие интересных и достаточно ценных для одноклассников сведений, не выходящих за пределы учебного курса музыки в основной школе.

1

Отсутствие содержательных материалов либо наличие нехудожественной, примитивной информации.

0

2

Владение основными ключевыми знаниями изучаемого предмета

Осмысленное и уместное применение всех ключевых знаний в области музыки за курс основной школы.

2

Осмысленное и уместное применение отдельных  ключевых знаний в области музыки за курс основной школы.

1

Отсутствие основных ключевых знаний в области музыки за курс основной школы.

0

3

Последовательность, логика изложения собственных мыслей

Логичное и последовательное представление собранного материала, наличие собственной точки зрения.

2

В основном логичное и последовательное представление собранного материала

1

Непоследовательное и нелогичное изложение собственных мыслей.

0

Максимальное количество баллов

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...

Рабочие программы по географии на 2015-2016 год 5,6,7,8,9,10,11 классы

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,закономерностях развития природы, размещении насел...

Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...