РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass_2015-16_g.docx | 67.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Налимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: на заседании методического объединения учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ протокол №___________ от «_____» сентября 2015 г. руководитель МО _________________/В.И. Еремеева/ | Согласовано: Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ ____________________/С.А.Бережнова/ «_____» сентября 2015 г. | Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ ________________/Л.Е.Бубякина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
на 2015-2016 учебный год
7 класс
составитель: учитель биологии и химии
МБОУ «Налимская СОШ»
Винокуров Иннокентий Владимирович
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И), В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с. //, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Учебник:
Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.- 255 с.
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, всего- 68 часов.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся основной школы достаточно широкое представление о биологической картине мира.
В ходе образовательного процесса будут использованы тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы. Для активизации учебно-познавательного интереса и развития самостоятельности в поисках нового материала применяются задания, выполняемые в виде презентаций, рефератов, докладов и т.п. Также будут использованы экспериментальные домашние задания.
ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1: Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Наука систематика.
Тема 2: Царство Прокариот (3 часа)
Общая характеристика, происхождение Прокариот.
Многообразие и значение бактерий.
Тема 3: Царство Грибы (5 часов)
Общая характеристика царства Грибы.
Отделы царства грибы.
Отдел Лишайники.
• лабораторная работа № 1 «Строение плесени мукор»
Тема 4: Царство Растения (17 часов)
Общая характеристика царства растений. Подцарство Низшие растения или водоросли. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания.
Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные.
Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные.
Отделы семенных: Отдел Голосеменные растения. Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений. Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных
• лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки»
• лабораторная работа № 3 «Ткани растений»
• лабораторная работа № 4 «Строение шишки и семени»
• лабораторная работа № 5 «Строение шиповника»
• лабораторная работа № 6 «Строение злакового растения»
Тема 5: Царство Животные (38 часов)
Царство Животные. Общая характеристика царств Животных. Подцарство одноклеточные животные. Основные классы одноклеточных животных
Разнообразие подцарства Многоклеточных животных. Тип Губки.
Многообразие кишечнополостных, их экологическое и геологическое значение.
Тип плоские черви. Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических червей. Отличительные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей (нематод). Строение, образ жизни и значение кольчатых червей. Губки, кишечнополостные черви.
Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение моллюсков. Тип Членистоногие. Разнообразие типа Членистоногих, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные.
Класс Насекомые. Общественные насекомые. Тип Иглокожие. Общая характеристика иглокожих.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые. Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение. Класс Хрящевые рыбы. Систематика надкласса Рыбы, характеристика хрящевых рыб. Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образ жизни и промысловое значение.
Класс Земноводные, или Амфибии. Систематика, особенности образа жизни и строения . Происхождение, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни. Разнообразие рептилий. Группы современных рептилий, особенности их строения, образа жизни и практическое значение.
Класс Птицы. Характеристика прогрессивной организации птиц, как высших (теплокровных, летающих) позвоночных животных.
Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд, строение яйца и развитие зародыша. Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов. Разнообразие птиц. Систематика, характеристика отдельных отрядов, природное и экономическое значение птиц.
Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных .Особенности внутреннего строения млекопитающих
Разнообразие млекопитающих. Деление класса Млекопитающие на подклассы и отряды, их характеристика, природное и экономическое значение. Систематика, особенности строения, образ жизни млекопитающих.
• лабораторная работа № 7 «Строение одноклеточных животных»
• лабораторная работа № 8 «Внешнее строение раковин моллюсков»
• лабораторная работа № 9 «Внешнее строение креветки»
• лабораторная работа № 10 «Внешнее строение насекомых»
• лабораторная работа № 11 «Внешнее строение рыбы»
• лабораторная работа № 12 «Внешнее строение птицы»
• лабораторная работа № 13 «Строение скелета млекопитающих»
Тема 6: Царство Вирусы (2 часа)
Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение.
Повторение по темам: «Царства растения, Прокариоты, Грибы, Животные, Вирусы»
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные, социально-коммуникативные, игровые, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения предмета обучающиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Должны знать:
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов, обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости.
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Требования к оценке знаний обучающихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
- Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011.- 255 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с;
- Биология. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б.Захарова/ авт.-сост. О.П.Дудкина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 182 с.
- Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина /авт- сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.-447с
- Биология. 6-7 класс: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2008.- 154 с.Трайтак Д.И. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учеб. для общеобразов. учреждений / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.- М.: Мнемозина, 2012.- 224 с.:ил.
- Намский улус РС (Я): справочные материалы по краеведению / А.И. Аргунова, Л.В. Бочкарева, Л.Е. Васильева и др. \ под научной редакцией д.п.н. проф. О.М. Кривошапкиной.- Якутск: Изд-во ИПКРО РС (Я), 2010.- 56 с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс: Дидактические карточки.- М.: Вентана- Граф, 2007.- 64 с.
- Трайтак Д.И. Биология. Животные. 7 класс: учеб. для общеобразов. учреждений / Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин.- М.: Мнемозина, 2011.- 272 с.:ил.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Таблицы и плакаты (строение растительной клетки; строение животной клетки; разнообразие строения растений, грибов, животных, строение микроскопа; природные зоны).
Карты (физическая карта полушарий Земли; природные зоны Земли).
Технические средства обучения (компьютер, проектор, микроскоп, микропрепараты).
Натуральные объекты (гербарий растений; муляжи; коллекция насекомых).
Число лабораторных работ | Число контрольных работ |
лабораторная работа № 1 «Строение плесени мукор» лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» лабораторная работа № 3 «Ткани растений» лабораторная работа № 4 «Строение шишки и семени» лабораторная работа № 5 «Строение шиповника» лабораторная работа № 6 «Строение злакового растения» лабораторная работа № 7 «Строение одноклеточных животных» лабораторная работа № 8 «Внешнее строение раковин моллюсков» лабораторная работа № 9 «Внешнее строение креветки» лабораторная работа № 10 «Внешнее строение насекомых» лабораторная работа № 11 «Внешнее строение рыбы» лабораторная работа № 12 «Внешнее строение птицы» лабораторная работа № 13 «Строение скелета млекопитающих» | Контрольная работа № 1. «Царство Прокариоты и царство грибы» Контрольная работа №2 «Низшие растения. Высшие споровые растения. Голосеменные растения» Контрольная работа № 3 «Царство высшие семенные растения» Контрольная работа № 4 «Признаки царства одноклеточных животных» Контрольная работа №5 «Тип Плоские Черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» Контрольная работа № 6 «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» Контрольная работа № 7 «Класс Рыбы. Класс Земноводные» Контрольная работа №8 «Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы» Контрольная работа №9 «Класс Млекопитающие» |
Календарно- тематический план по биологии
на 2014-2015 учебный год
7 класс
Раздел, тема урока, количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||||
План/ факт | План/ факт | |||||||||||||||||
а | а | б | б | |||||||||||||||
Введение (3 часа) | ||||||||||||||||||
1.Мир живых организмов. Уровни организации живого. Прави-ла техники безопасности | Вводный урок | Особенности живых организмов, отличия их от тел неживой природы, уровни организации живой природы | Знать основные свойства живых организмов Уметь работать с учебником, давать характеристику свойствам живых организмов | Биоценоз, биотические и абиотические факторы, продуценты, консументы, редуценты | 2.09 | 2.09 | ||||||||||||
2. Ч. Дарвин и происхождение видов | Новая тема | Биография Ч. Дарвина, основные положения учения Дарвина о происхождении видов | Знать причины мно-гообразия видов, роль борьбы за существования, естес-твенный отбор Уметь формулировать понятия, сравнивать и делать выв. | Искусственный отбор. Причины многообразия. Относительный характер приспособленности | 5.09 | 5.09 | ||||||||||||
3. Многообразие организмов и их классификация | Первичное закрепление новых знаний. | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организ-мов. Основные положения эво-люционного учения Ч. Дарвина. | Знать основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Уметь объяснять значение классификации живых организмов. | Вирусы. Основные систематические категории. | 9.09 | 9.09 | ||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||||||||||
4. Общая характеристика прокариот | Новая тема | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Знать особенности организации прокар. Уметь распознавать и описывать строение бактериальной клетки. | Кокки, сарцины, бациллы,вибрионспириллы. Пара-зиты и сапротроф Аэробы и анаэроб | 12.09 | 12.09 | ||||||||||||
5. Многообразие и значение бактерий | Комбинированный урок | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, мо-лочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Знать особенности строения и жизне-деятельности бактерий различных групп. Уметь объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | Симбиотические бактерии, | 16.09 | 16.09 | ||||||||||||
6. П\ц Оксифото-бактерии. Особенности организации, роль в природе, практическое значение | Комбинированный урок | Бактерии подцарства Оксифотобактрии. Многообразие форм цианобактерий. | Знать особенность организации п\ц оксифотобактерии, роль в природе Уметь находить черты сходства и различия. | Брожение, кислородное дыхание | 19.09 | 19.09 | ||||||||||||
Раздел 2. Царство грибы (5 часов) | ||||||||||||||||||
Тема: Общая характеристика грибов (4 ч) | ||||||||||||||||||
7. Общая характеристика грибов | Новая тема | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Уметь распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Знать способы питания грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными. | Микориза. Высшие и низшие грибы. | 23.09 | 23.09 | ||||||||||||
8. Отдел настоящие грибы. | Комбинированный урок | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. | Знать значение плес-невых грибов в при-роде и жизни человека. Уметь распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль в природе и в жизни человека. | Лабораторная работа «Строение плесневых грибов». Классы Аскомицета, Зигомикота, Несовершенные грибы. | 26.09 | 26.09 | ||||||||||||
9. Несовершен-ные грибы. Шляпочные грибы. Отдел Оомицеты. | Комбинированный урок | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые) | Знать шляпочные грибы, произрас-тающие в нашей Республике. Правила сбора грибов. Уметь описывать съедобные и ядовитые грибы. | Класс Базидиомикота | 30.09 | 30.09 | ||||||||||||
10. контрольная работа на тему «царство Прокариоты и царство Грибы» | Урок контроля знаний | Письменная работа с заданиями. Знать: основные понятия тем. | 3.10 | 3.10 | ||||||||||||||
11. Отдел Лишайники (1 ч) | Комбинированный урок | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Уметь описывать строение лишайника. Знать роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | Типы слоевищ лишайников: кустистые, листовые, накипные. | 7.10 | 7.10 | ||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (17 часов) | ||||||||||||||||||
Общая характеристика растений (1 ч) | ||||||||||||||||||
12. Общая характеристика царства Растения. | Новая тема | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Знать признаки царства Растения. Уметь распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. | Лабораторная работа «строение растительной клетки». Отличие от грибов, бактерий. | 10.10 | 10.10 | ||||||||||||
Подцарство Низшие растения (3 ч) | ||||||||||||||||||
13. Строение и жизнедеятельность водорослей. Размножение. | Новая тема | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. Спорофит. Гаметофит. | Знать определение термина: низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Уметь выделять признаки водорослей. | Фитопланктон. Преимущества полового размножения. | 14.10 | 14.10 | ||||||||||||
14-15. Значение и многообразие водорослей | Комбинированный урок | Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Знать отделы водорослей и места обитания. Уметь объяснять роль в природе и в жизни человека. | Фитопланктон. Зеленые водо-росли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария.Красные: порфира. | 17.10 | 17.10 | ||||||||||||
Тема Подцарство Высшие споровые растения (4ч) | ||||||||||||||||||
16. Общая характеристика подцарства высшие растения | Комбинированный урок | Основные отделы, ткани, органы | Уметь вести записи, работать с микроскопом, делать рисунки, анализировать и обобщать информацию, сравнивать высшие растения с водорослями | Лабораторная работа «ткани растений». Значение появления тканей | 21.10 | 21.10 | ||||||||||||
17. Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности | Новая тема | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. | Знать определение термина высшие споровые растения. Уметь распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выяв-лять приспособления растений в связи с выходом на сушу. | Гаметофит, спорофит | 24.10 | 24.10 | ||||||||||||
18. Отдел Плау-новидные и отдел Хвощевидные. Особенности строения | Комбинированный урок | Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека. | Знать растения отде-лов Плауновидные и Хвоще видные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. | Усложнение плаунов и хвощей. Сравнение весеннего и летнего побегов. | 28.10 | 28.10 | ||||||||||||
19. Отдел Папорот-никовидные. Особенности строения и жизнедеятельности | Комбинированный урок | Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека. | Знать места обитания, условия жизни, строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека. | Усложнение папоротников | 31.10 | 31.10 | ||||||||||||
Голосеменные растения (3 ч) | ||||||||||||||||||
20. Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности | Новая тема | Места обитания и условия жиз- ни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. Лабораторная работа «Строение шишки и семени сосны» | Знать определение «голосеменные раст». Распознавать растения этого отдела. Уметь описывать этапы развития голосемен-ных растении. Выделять особен ности голос-х растений. | Строение мужской и женской шишки. Лабораторная работа «строение шишки и семени» | 11.11 | 11.11 | ||||||||||||
21. Многообразие голосеменных. Роль в природе и практическое значение | Комбинированный урок. | Знать виды растений, наиболее распространенные в нашей республике. Значение в природе и жизни человека. | Знать примеры голо-семенных растений. Уметь описывать наиболее распрос-траненные голосе-менные раст. Объяс-нять роль голо-семенных растений в природе и в жизни. | Отличие споры о семени. Реликтовые растения и эндемики | 14.11 | 14.11 | ||||||||||||
22. Контрольная работа | зачет | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «П\ц Низшие растения. П\ц Высшие Голосеменные растения» (или письменная работа с заданиями) | . | 18.11 | 18.11 | ||||||||||||
Отдел покрытосеменные (Цветковые растения (6 ч)) | ||||||||||||||||||
23. Происхождение и особенности строения покрытосеменных | Новая тема | Особенности строения покрытосеменных растений. Усложнение цветковых. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение | Знать растения отдела Покрытосеменные растения, жизненные формы. Уметь объяснять происхож-е покрытосем-х раст. | Отличие голосеменных и цветковых растений. Особенности корневой системы | 21.11 | 21.11 | ||||||||||||
24. Систематика отдела Покрыто-семенные. Класс Двудольные. | Комбинированный урок | Признаки классов Однодольные и Двудольные. | Знать классы покры-тосеменных растений. Уметь описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. | Двойное оплодотворение. Ветро- и насекомоопыляемые растения | 25.11 | 25.11 | ||||||||||||
25. Класс Двудольные. Растения семейства Розоцветные | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Признаки класса Двудольные. Значение растений семейства Розоцветные в природе и в жизни человека. | Знать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Уметь определять принадлежность растений к классу Двудольные | Плоды. Формула цветка | 28.11 | 28.11 | ||||||||||||
26. Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейств Капустные и Пасленовые | Комбинированный урок | Признаки растений семейств Крестоцветные и Пасленовые. Значение в природе и жизни человека. Плоды. Формула цветка. Лабораторная работа «Строение шиповника» | Знать роль этих растений в природе и в жизни человека, их характерные особен-ности. Уметь устана-вливать причинно- следственные связи; узнавать изученные растения семейств Капустные и Пасленовые | Заполнение таблицы, письменная работа. Сорта капустных. значение пасленовых | 2.12 | 2.12 | ||||||||||||
27. Класс Однодольные растения. Характерные признаки растений семейства Злаковые. Лилейные. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Злаковые. Формула цветка. Значение растений данного семейства в природе и в жизни человека. Заслуги Н.И. Вавилова. Признаки растений семейства Лилейные , их многообразие, роль в природе и значение для человека. Цветок, его строение, его формула. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные | Знать признаки однодольных растений. Уметь определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяс-нять причины сокра-щения числ-ти редких и охраняемых раст. Знать особенности строения цветка и плода лилейных, формулу цветка, признаки класса однодольные на примере лилейных. Уметь обосновывать роль в природе узнавать изученные растения | Лабораторная работа «строение злакового растения» | 5.12 | 5.12 | ||||||||||||
28. Контрольная работа на тему «Царство высшие семенные растения» | Тестирование по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (или письменная работа с заданиями) Контроль знан | 9.12 | 9.12 | 9.12 | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (37 часов) | ||||||||||||||||||
Тема Общая характеристика животных (1 ч) | ||||||||||||||||||
29. Общая характеристика Царства Животные | Новая тема | Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя | Знать примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Уметь сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные | Инцистирование. Многообразие и значение простейших | 12.12 | 12.12 | ||||||||||||
Подцарство Одноклеточные (2 ч) | ||||||||||||||||||
30. Общая характеристика простейших. Классификация | Новая тема | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения | Знать процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Уметь выделять особенности одноклеточных животных | Споровики. Лабораторная работа «строение одноклеточных животных» | 16.12 | 16.12 | ||||||||||||
31. Многообразие и значение простейших в биоценозах и в жизни человека | Комбинированный урок | Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории | Знать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Уметь объяснять роль простейших в природе и в жизни человека | Споровики | 19.12 | 19.12 | ||||||||||||
Тема Подцарство Многоклеточные животные (1 ч) | ||||||||||||||||||
32. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки | Новая тема | Признаки многоклеточных животных. Эктодерма. Энтодерма. Регенерация. Тип Губки. Среда обитания. Специализация клеток. Приспособления для защиты от врагов. Роль в природе и в жизни человека | Знать признаки многоклеточных животных. Уметь объяснять происхождение многоклеточных животных | специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний) | 23.12 | 23.12 | ||||||||||||
Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч) | ||||||||||||||||||
33. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | Новая тема | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок | Знать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Уметь выделять особенности кишечнополостных | Систематика кишечнополостных. Отличия разных классов. Соотвестствие клеток , их функциям | 26.12 | 26.12 | ||||||||||||
34. Многообразие и распростра-нение кишечнополостных. Роль в природных сообществах | Комбинированный урок | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Основные признаки кишечнополостных | Знать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Уметь срав-нивать по заданным критериям кишечнополостных | Актинии, полипы | 13.01 | 13.01 | ||||||||||||
35. Контроль-ная работа | Урок контроля | Тестирование по темам «Признаки царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» (или письменная работа с заданиями) | 16.01 | 16.01 | ||||||||||||||
Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 ч) | ||||||||||||||||||
36. Общая характеристика типа Плоские черви | Новая тема | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) | Знать системы орга-нов плоских червей, органы и их функции. Распознавать живот-ных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосаль-щика. Уметь выделять особенности строения. Сравнивать строе ние пресноводной гидры и белой планарии | Сравнение плоских червей с кишечнополостными | 20.01 | 20.01 | ||||||||||||
37. Многообразие и значение плоских червей. Черви- паразиты | Урок обобщения | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Размножение, развитие печеночного сосальщика, бычьего цепня | Знать паразитических плоских червей.Выяв-лять приспособления плоских червей к паразитизму. Уметь объяснять роль плос-ких червей в природе и в жизни человека | Значение паразитизма в животном мире | 23.01 | 23.01 | ||||||||||||
Тема: Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 ч) | ||||||||||||||||||
38. Общая характеристика типа Круглые черви | Комбинированный урок | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями | Уметь описывать животных, принад-лежащих к типу Круг-лые черви. Объяснять меры профилактики заражения. Знать последовательность этапов цикла развития печеночного сосаль-щика. | Сравнение червей разных типов | 27.01 | 27.01 | ||||||||||||
Тема: Кольчатые черви (4 ч) | ||||||||||||||||||
39. Общая характеристика типа Кольча-тые черви. | Комбинированный урок | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Знать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Уметь сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Сравнение червей разных типов | 30.01 | 30.01 | ||||||||||||
40-41. Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые | Комбинированный урок | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетин-ковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. | Знать принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Уметь объяснять роль кольчатых червей в при-роде и в жизни человека. Сравнивать кл. кольчатых червей. | Класс Пиявки | 3.02 6.02 | 3.02 6.02 | ||||||||||||
42. Контрольная работа | Урок контр | Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями) | 10.02 | 10.02 | ||||||||||||||
Тема: Тип Моллюски (2 ч) | ||||||||||||||||||
43. Общая характеристика типа Моллюски | Новая тема | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины | Распознавать и опи-сывать животных типа моллюсков. "Называть системы органов, органы и их функции. "Описывать стадии развития мол-люсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Усложнение организации моллюсков | 13.02 | 13.02 | ||||||||||||
44. Многообразие моллюсков и их значение в природе. | Комбинированный урок | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Знать принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обита-ния, образу жизни. Уметь объяснять роль моллюсков в природе и в жизни челка. | Сравнение брюхо-ногих и двуствор-чатых. Головоногие. Лаб.раб. «Внешнее строение раковин моллюсков» | 17.02 | 17.02 | ||||||||||||
Тема Тип Членистоногие (7 ч) | ||||||||||||||||||
45. Происхождение членистоногих и особенности их организации. Класс Ракообразные | Новая тема | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела,смешанная полость тела | Знать животных типа Членистоногие. Внешнее строение и многообразие членис-тоногих, происхож-дение членистоногих. Уметь выделять признаки животных этого типа. | Сравнение членистоногих с кольчатыми червями | 20.02 | 20.02 | ||||||||||||
46. Многообразие ракообразных, их роль в природе | Комбинированный урок | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутр-х органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и знач. | Знать системы органов, органы и их ф-ии, присп-я к среде обита-ния, образ жизни. Уметь объяснять роль прир и в жизни челка | Лабораторная работа «Внешнее строение креветки» | 24.02 | 24.02 | ||||||||||||
47. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности | Комбинированный урок | Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особен-ности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных | Знать системы орга-нов, органы и их ф-ии, строение паука, прис-пособления к среде обитания, образ жизни. Уметь объяс-нять роль паукообразных в природе и в жизни человека. | Сравнение нервной системы. | 27.02 | 27.02 | ||||||||||||
48. Общая характеристика класса Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности | Комбинированный урок | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий | Распознавать и описывать строение насек-х.Назы- вать системы органов,орга- ны и их функции.Выявлять приспособления насеко- мых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистон-х. | Усложнение систем органов. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомых» | 3.03 | 3.03 | ||||||||||||
49. Размножение и развитие насекомых | Комбинированный урок | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распо-знавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | 6.03 | 6.03 | |||||||||||||
50. Значение и многообразие насекомых | Комбинированный урок | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека | Первично- бескрылые и крылатые | 10.03 | 10.03 | ||||||||||||
51. Контрольная работа | Контроль зн | Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» (или письменная работа с заданиями) | 13.03 | 13.03 | ||||||||||||||
Тема Тип Иглокожие (1 ч) | ||||||||||||||||||
52. Общая характеристика иглокожих. Их многообразие и роль в природе | Новая тема | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглоко-жих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие. | Воднососудистая система и движение. | 17.03 | 17.03 | ||||||||||||
Тема Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1 ч) | ||||||||||||||||||
53. Общая характеристика животных типа Хордовые. Подтип Бесчерепные | Новая тема | Признаки хордовых: внутрен-ний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, дву-сторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местооби-тание и внешнее строение. Сис-темы внутренних органов. Роль в природе и в жизни человека. | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые | Классификация. Оболочники (асцидии). Сравнение бесчерепных и позвоночных | 20.03 | 20.03 | ||||||||||||
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч) | ||||||||||||||||||
54. Происхождение рыб. Хряще-вые рыбы | Комбинированный урок | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в приро-де и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхож-дение. Выявлять приспо-собленность к местам оби-тания. Объяснять значение в природе и жизни челка | 7.04 | 7.04 | |||||||||||||
55. Костные рыбы. Основные группы костных рыб, их роль в природе и практическое значение | Комбинированный урок | Общие признаки подтипа Череп-ные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формиров-е парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Практическое значение | Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль в природе и жизни человека | Сравнивать: хрящевых, кистеперых, лучеперых рыб Лабораторная работа «Внешнее строение рыб» | 10.04 | 10.04 | ||||||||||||
Тема класс Земноводные (3 ч) | ||||||||||||||||||
56. Общая характеристика земноводных. Особенности строения и жизнедеятельности | Новая тема | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды:Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение зем-новодных на основе сопоставления рыб и земноводных | Ароморфозы | 14.04 | 14.04 | ||||||||||||
57. Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека | Комбинированный урок | Многообразие. Отряды: Хвоста-тые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль в природе и в жизни человека | Систематика и наука | 17.04 | 17.04 | ||||||||||||
58. Контроль-ная работа | Контроль зн | Тестирование по темам «Класс Рыбы. Класс Земноводные» (или письменная работа с заданиями) | 21.04 | 21.04 | ||||||||||||||
Тема Класс Пресмыкающихся (2 ч) | ||||||||||||||||||
59. Общая характеристика пресмыкающихся | Новая тема | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Выявлять приспособления пресмык-ся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что они имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земнов-х. | Сравнение земноводных с пресмыкающимися | 24.04 | 24.04 | ||||||||||||
60. Многообразие и роль пресмы-кающихся в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся | Распознавать по рис. Представителей класса Пресмыкающиеся. Опре- делять принадлежность их к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в приро-де и в жизни человека. | Экологические группы рептилий | 28.04 | 28.04 | ||||||||||||
Тема Класс Птицы (3 ч) | ||||||||||||||||||
61. Общая характеристика птиц | Комбинированный урок | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Происхождение. Систематическое положение птиц. Гомойотермные. Пойкилотермные. | Уметь распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц, являющиеся приспособлениями к полету. Объяснять происхождение птиц | Лаб работа«внеш- нее строение птицы». Гомойотермные Пойкилотермные. Сравнение систем органов | 5.05 | 5.05 | ||||||||||||
62.Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Эколог-е группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Важнейшие породы домашних птиц, их использован | Распознавать по рисункам птиц раз- личных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни | Миграции. Килегрудые. Бескилевые птицы. Оседлые, кочующие, перелетные птицы | 8.05 | 8.05 | ||||||||||||
63. Контрольная работа на тему «Класс Пресмыкающиесяи Класс Птицы» | Контроль | Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями) | 12.05 | 12.05 | ||||||||||||||
Тема Класс Млекопитающие (3 ч) | ||||||||||||||||||
64. Общая характеристика млекопитающих | Новая тема | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхож-дение млекопит-х. | Лабораторная работа «строение скелета млекопитающего». Сходство. Систематика. Ароморфозы | 15.05 | 15.05 | ||||||||||||
65. Многообразие млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. | Комбинированный урок | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ. Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие | Определять принад-лежность млекоп-х к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопит-х. Объяснять особенности их развития. | Сравнение плацентарных и сумчатых. Преимущества приматов | 19.05 | 19.05 | ||||||||||||
66. Контрольная работа на тему «Класс Млекопитающие» | Контроль знаний | Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями) | 22.05 | 22.05 | ||||||||||||||
Раздел 5. Царство Вирусы (2 часа) | ||||||||||||||||||
67. Общая характеристика вирусов | Новая тема | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки | Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особеннос-ти жизнедеятельности вирусов. | Открытие вирусов | 26.05 | 26.05 | ||||||||||||
68. Многоо-бразие живых организмов. Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий | Урок обобщения | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных | 29.05 | 29.05 | |||||||||||||
68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс
Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы
Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы
Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...