Музыкальная живопись и живописная музыка
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Урок музыки в пятом классе
Используемые материалы:
фонограммы:
Большой Детский хор - Планета детства
презентация, "Средства музыкальной выразительности", текст песни "Планета детства" (в архиве)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soputstvuyushchie_materialy.zip | 298.77 КБ |
muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- «Планета детства»
Композитор: Журбин А.
Автор текста: Синявский П.
1
Нам вспомнится ни раз
Та добрая планета,
Где с лучиками глаз
Встречаются рассветы,
Где солнечные сны,
Где звёздные тропинки,
Где в песенках слышны
Смешинки и грустинки.
Припев:
По улицам идут
Загадочные феи,
А рыцари несут
За феями портфели.
И плещутся звонки
Мелодией хрустальной,
А первые стихи
Согреты первой тайной.
2
Здесь верят волшебству,
Здесь дружат с чудесами,
Все сказки наяву
Приходят в гости сами.
Здесь тучи не видны,
Здесь от улыбок тесно,
Под парусом весны
Летит планета детства.
Припев
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа №40»
ГО Саранск
Урок музыки в пятом классе
«Музыкальная живопись и живописная музыка»
подготовила:
учитель музыки
МОУ СОШ №40
Гущина С. А.
Саранск 2015.
ТЕМА ПОЛУГОДИЯ: «Музыка и изобразительное искусство»
ТЕМА УРОКА: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
ЦЕЛЬ: Раскрыть воплощение образов природы в музыке ии изобразительном искусстве на примере произведений С. Рахманинова и И. Левитана
ЗАДАЧИ:
а) образовательные — ввести понятие «цветовая гамма», «звуковая палитра»; дать первоначальные представления и живописной музыке и музыкальной живописи; продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Рахманинова и И. Левитана; учить выявлять общее в средствах выразительности музыки и изобразительном искусстве.
б) воспитательные — на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать эстетический вкус, чувство любви к природе, Родине.
в) развивающие — развивать музыкальные и творческие способности учащихся (музыкальный слух, память, чувство ритма, чувства, эмоции, фантазию, воображение), развивать певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
пластическое интонирование,
распевание,
слушание музыки,
анализ музыкального произведения,
вокально-хоровая работа,
рефлексия
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядно-слуховой, практический, создание проблемно-поисковых ситуаций.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Э. Григ «Утро», прелюдия соль-мажор С. Рахманинова, песня А. Журбина на слова П. Синявского «Планета детства»
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыкальный центр
Компьютер,
Экран,
Проектор
Фортепиано (синтезатор)
Фонограммы
Нотный материал
Мультимедийная презентация
Детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольник
раздаточный материал
- Эдвард Григ, «Утро» (попевка).
Исполнение попевки в 3-х вариантах:
а) вокализом с закрытым ртом (использование головного регистра, правильное звукообразование, постановка певческого дыхания);
б) вокализом на различные гласные: «У», «О», «А» (работа над артикуляцией, разогрев лицевых мускулов, динамическое развитие);
в) пение со словами (проговаривание на едином дыхании с упором на твердые согласные для активизации языковой мышцы).
2. Утро — это начало нового дня, символ обновления. А какое время года можно считать символом обновления? Конечно, весна! Какие звуки характерны для весны (журчание ручейков, звон капели, первые птичьи трели). Давайте попробуем сочинить небольшой фрагмент весенней музыка. Выберем подходяшие средства музыкальной выразительности (слайды или «Ромашка», или распечатка). Выписать на доске или прикрепить на магнитную доску: динамические оттенки, темп, звуковедение, регистр, лад.
Поделимся на группы. Группа «Ручейки» (люр-ли, люр-ли...). Группа «Капель» (кап-кап). Один-два человека — на металлофоне — птичье пение. Исполнение группами, затем вместе в сопровождении фортепиано.
3. А теперь посмотрим, как тема «Весна» отражена а картинах русских художников (слайдовая презентация репродукций картин русских художников). Обратить внимание учащихся на средства выразительности музыки и живописи, на их общность и специфические особенности, на использование ряда терминов в переносном смысле. Например — говоря о произведении изобразительного искусства употребляют выражение «цветовая гамма». А в музыкальном произведении - «звуковая палитра». Сила звука перекликается с насыщенностью цвета - «яркий звук» или «звучный цвет». Попробуем рассмотреть эту связь на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Каково ее настроение? Какие тона, какие краски использует художник (яркие, насыщенные или легкие, прозрачные). Прочитать отрывок из книги Д. Кабалевского «Про трех китов и про многое другое».
А теперь послушаем музыкальное произведение, которое, на мой взгляд, вс многом перекликается с этим живописным полотном (слушание в записи Прелюдии соль-мажор С. Рахманинова)
Не правда ли, музыка прелюдии пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью. Она вся соткана из песенных интонаций родных русских напевов. Ее отличает прозрачное звучание, отсутствие низших регистров, мягкая смена мажорных и минорных гармоний переменного лада, текучесть музыкальной ткана — все это придает ей необычайно воздушный и пластичный характер. И воображению слушателя рисуется простой трогательный русский пейзаж, возможно, такой, который предстает на картине Левитана: березовая роща, затопленная вешними водами.
(Небольшой рассказ об истории создания прелюдии, о творчестве Сергея Рахманинова).
4. Я думаю, на сегодняшнем уроке будет очень уместно познакомиться с песней, тема которой тоже связана с весной, детством, школой, песней, в которой рассказывается о вас, дорогие ребята. Это песня А. Журбина на слова П. Синявского «Планета детства». Сейчас я для вас его исполню (слова песни на экране).
Вокально-хоровая работа.
а) разучивание первого куплета и припева приемом «эхо» с использованием репетиционного жеста. Работа над текстовыми трудностями, беззвучное пение.
б) определение формы построения песни. Выберем из представленных схем (одночастное, двухчастное, трехчастное, рондо, вариации). Почему (характер куплета песенный, припева — танцевальный)
Продолжим разучивание, но с уже в соответствующем характере.
в) разучивание второго куплета приемом «самостоятельное эхо» (обратите внимание на слово здесь).
г) закрепление припева приемом «цепочка»
д) исполнение всей песни под минусовку с элементами двухголосья (вокализ во второй части куплета).
5. Рефлексия
На экране — эмоционально-цветовая шкала. Дети прикрепляют цветные нотки на символический нотный стан.
Примечание: Все материалы, необходимые для проведения урока, Вы можете найти на моем сайте, пройдя по данной ссылке:
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/02/09/muzykalnaya-zhivopis-i-zhivopisnaya-muzyka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
Конспект урока музыки Тема "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект урока музыки в 5 классеТема "Музыкальная живопись и живописная музыка"...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...