Конспект урока музыки по теме "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Яруллина Ландыш Афраимовна

Конспект урока музыки в 5 классе  по теме "Что за прелесть эти сказки!". На уроке использована татарская народная сказка "Зухра-Йолдыз» ("Звезда Зухры"), произведения татарских композиторов, песня "Где начинается сказка?".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Яруллина Ландыш Афраимовна,

учитель музыки Арского педагогического

колледжа им. Г. Тукая (р. Татарстан)

Конспект урока музыки по программе Критской, Сергеевой

Тема урока «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»

 

Цель урока:

воспитание любви и интереса к татарскому фольклору, развитие ассоциативного мышления учащихся

Задачи:

 - ознакомление учащихся с разными образцами музыкальных сказок;

- научить выделять характерные интонации музыкальных героев;

- развитие и укрепление певческих навыков и умений учащихся на новом музыкальном материале;

 - формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;

 - воспитание у учащихся уважения к народным сказкам и культуре своего народа;

 - создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация по теме, фортепиано, карточки для работы в группах.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Основная часть:

  1. Слушание.
  2. Работа над новым материалом .
  3. Работа в группах.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Методы и приемы :

- словесно-индуктивный (беседа);

- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);

- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

- наглядно-слуховой;

- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

- создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Музыкальный материал:

1. Яхин Р. Песня без слов.

2. Татарский народный танец «Апипа» (в обработке Р. Билялова).

3. Ключарев А. Шурале.

4. Песня «Где начинается сказка».

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

В начале урока для вас прозвучит песня (звучит песня «Где начинается сказка»).

Может, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Тема нашего сегодняшнего урока «Что за прелесть эти сказки!...»

 -  А что же это такое – сказка? Сказка – от слова сказывать, рассказывать. Словом «сказка» обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных.

-  Почему мы так любим сказки? В них красота, глубокая мудрость и справедливость.

 - Чему учат сказки? (Сказка учит доброте, справедливости, тому, каким должен быть человек)

Но ведь мы с вами на уроке музыки. Давайте вместе подумаем, как можно связать музыку и сказку.   На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на вопрос: Зачем нужна музыка в сказке?

Конечно, невозможно представить сказку, в которой бы не звучала музыка.  Нет ни одного фильма-сказки, в котором бы не прозвучала музыка.  Какие музыкальные фильмы-сказки вы знаете?

  Но часто сама музыка становиться главным героем сказки, где проявляет волшебную силу, и помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Музыка в сказке усиливает эмоциональные переживания героев. Ребята попробуйте назвать сказки, в которых звучит музыка? (Белорусская народная сказка «Музыкант – чародей», «Бременские музыканты» Братьев Гримм).

Сегодня я вам расскажу очень красивую татарскую народную сказку. В которой звучит музыка.  Сказка называется «ЗУХРА – ЙОЛДЫЗ».

 (Звезда ЗУХРЫ)

Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, красиво пела и слыла большой мастерицей. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась ни своей красотой, ни трудолюбием, ни красивым пением.

Жила она с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице и взваливала на девушку самую тяжелую работу. Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить мачехе. Да где там!

И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать  из реки воды в бездонную бочку . Да пригрозила: «Если до утренней зари не наполнишь до краев, чтобы ноги твоей в доме не было!» Сколько бы девушка не таскала воды, заполнить бочку не могла. Ноги едва несли ее, руки отнимались  под тяжестью ведер. На берегу Зухра решила немного передохнуть, сняла ведра с коромысла и запела песню.  Была чудная ночь, луна тихо и вольно плыла по небесной дорожке, освещая путь Зухры. Она   взглянула на луну и захотела подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот, а дарить доброту и ласку…  В это время скатилась с неба звездочка: оказывается она всегда следила за Зухрой, видела ее страдания, слушала ее грустные  песни…..

 Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами, закружила и подняла ее ввысь до самой луны.

Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько на луну, то увидите силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую девушку на небо. Ее называют звездой Зухры.

- Ребята вам понравилась эта сказка?  Как вы думаете, для чего нужна в этой сказке музыка? (Чтобы раскрыть душевное состояние героини, раскрыть красоту ее души, помочь в трудную минуту.)

- Не всегда в содержании сказок присутствует музыка. Часто, чтобы сделать их музыкальными, обращаются к композиторам.  А правдивость, красота и волшебство сказок всегда привлекали композиторов. Поэтому на сказочные сюжеты создано много музыкальных произведений.  Для того, чтобы создать музыкальные образы, композитор пользуется средствами музыкальной выразительности. Давайте вспомним их и перечислим (перечисляем).

Сегодня мы с вами поработаем в группах, попробуем создать свою музыкальную сказку.  Нам нужно будет придумать музыкальные характеристики героям сказки «Звезда Зухры»: девушке Зухре,  ее мачехе и ее спасительнице Звездочке.

Сейчас я вам сыграю на фортепиано три пьесы. Каждой группе нужно выбрать ту, которая больше всего подойдет для характеристики вашей героини и поделиться своим выбором. (Дети работают в группах, пишут музыкальную характеристику на одну из героинь и выбирают подходящую музыку)

- Какая группа прочитает нам свою музыкальную характеристику?

- Согласны ли вы с мнением этой группы?

- А сейчас давайте послушаем, какая у нас получилась сказка с вашим музыкальным сопровождением (исполняю музыку под свое чтение сказки)

- Вам понравилось?

- Молодцы ребята! У нас получилась очень красивая сказка!

При сочинении этой сказки мы использовали произведения татарских композиторов: «Песню без слов» Рустама Яхина, татарский народный танец «Апипа» в обработке Р. Билялова, пьесу «Шурале» Александра Ключарева.

- А теперь мы перейдем к разучиванию песни. Но сначала мы выполним упражнение на дыхание и распоемся (распевка).

- Сегодня мы с вами разучим новую песню, которая прозвучала в начале урока. Называется она «Где начинается сказка» (разучивание песни).

- Наш сегодняшний урок подошел к концу.  Давайте попробуем поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока. Продолжите следующие предложения:

1. БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …

2. СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ, ЧТО МУЗЫКА И СКАЗКА …

3. МУЗЫКА НУЖНА В СКАЗКЕ …

4. САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ БЫЛО …

5. МЕНЯ УДИВИЛО……

6. СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ …

7.  Я СМОГ …

8. МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ …

9. СЕГОДНЯ Я НАУЧИЛСЯ …

-  Ребята я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, я очень рада знакомству с вами. Вы – замечательные! В конце урока я хочу попросить вас зажечь на небосклоне нашего урока (на доске) свою звезду, которая будет соответствовать тому настроению с каким вы уходите от сегодняшнего урока.  До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)

Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....

конспект урока по теме "Что за прелесть эти сказки"

Цель:  познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”Образовательные: Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- ...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"

Дети входят в мир  сказочной музыкой Норвегии....

Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк".  Учителям музыки....

Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.

Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...