Конспект урока музыки по теме "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!". На уроке использована татарская народная сказка "Зухра-Йолдыз» ("Звезда Зухры"), произведения татарских композиторов, песня "Где начинается сказка?".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarullina_l._chto_za_prelest_eti_skazki._konspekt_uroka_muzyki.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Яруллина Ландыш Афраимовна,
учитель музыки Арского педагогического
колледжа им. Г. Тукая (р. Татарстан)
Конспект урока музыки по программе Критской, Сергеевой
Тема урока «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»
Цель урока:
воспитание любви и интереса к татарскому фольклору, развитие ассоциативного мышления учащихся
Задачи:
- ознакомление учащихся с разными образцами музыкальных сказок;
- научить выделять характерные интонации музыкальных героев;
- развитие и укрепление певческих навыков и умений учащихся на новом музыкальном материале;
- формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
- воспитание у учащихся уважения к народным сказкам и культуре своего народа;
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация по теме, фортепиано, карточки для работы в группах.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Основная часть:
- Слушание.
- Работа над новым материалом .
- Работа в группах.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Методы и приемы :
- словесно-индуктивный (беседа);
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);
- частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
- наглядно-слуховой;
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
- создание эффекта удивления и ситуации успеха.
Музыкальный материал:
1. Яхин Р. Песня без слов.
2. Татарский народный танец «Апипа» (в обработке Р. Билялова).
3. Ключарев А. Шурале.
4. Песня «Где начинается сказка».
Ход урока:
Здравствуйте ребята!
В начале урока для вас прозвучит песня (звучит песня «Где начинается сказка»).
Может, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Тема нашего сегодняшнего урока «Что за прелесть эти сказки!...»
- А что же это такое – сказка? Сказка – от слова сказывать, рассказывать. Словом «сказка» обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных.
- Почему мы так любим сказки? В них красота, глубокая мудрость и справедливость.
- Чему учат сказки? (Сказка учит доброте, справедливости, тому, каким должен быть человек)
Но ведь мы с вами на уроке музыки. Давайте вместе подумаем, как можно связать музыку и сказку. На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на вопрос: Зачем нужна музыка в сказке?
Конечно, невозможно представить сказку, в которой бы не звучала музыка. Нет ни одного фильма-сказки, в котором бы не прозвучала музыка. Какие музыкальные фильмы-сказки вы знаете?
Но часто сама музыка становиться главным героем сказки, где проявляет волшебную силу, и помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Музыка в сказке усиливает эмоциональные переживания героев. Ребята попробуйте назвать сказки, в которых звучит музыка? (Белорусская народная сказка «Музыкант – чародей», «Бременские музыканты» Братьев Гримм).
Сегодня я вам расскажу очень красивую татарскую народную сказку. В которой звучит музыка. Сказка называется «ЗУХРА – ЙОЛДЫЗ».
(Звезда ЗУХРЫ)
Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, красиво пела и слыла большой мастерицей. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась ни своей красотой, ни трудолюбием, ни красивым пением.
Жила она с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице и взваливала на девушку самую тяжелую работу. Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить мачехе. Да где там!
И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную бочку . Да пригрозила: «Если до утренней зари не наполнишь до краев, чтобы ноги твоей в доме не было!» Сколько бы девушка не таскала воды, заполнить бочку не могла. Ноги едва несли ее, руки отнимались под тяжестью ведер. На берегу Зухра решила немного передохнуть, сняла ведра с коромысла и запела песню. Была чудная ночь, луна тихо и вольно плыла по небесной дорожке, освещая путь Зухры. Она взглянула на луну и захотела подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот, а дарить доброту и ласку… В это время скатилась с неба звездочка: оказывается она всегда следила за Зухрой, видела ее страдания, слушала ее грустные песни…..
Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами, закружила и подняла ее ввысь до самой луны.
Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько на луну, то увидите силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую девушку на небо. Ее называют звездой Зухры.
- Ребята вам понравилась эта сказка? Как вы думаете, для чего нужна в этой сказке музыка? (Чтобы раскрыть душевное состояние героини, раскрыть красоту ее души, помочь в трудную минуту.)
- Не всегда в содержании сказок присутствует музыка. Часто, чтобы сделать их музыкальными, обращаются к композиторам. А правдивость, красота и волшебство сказок всегда привлекали композиторов. Поэтому на сказочные сюжеты создано много музыкальных произведений. Для того, чтобы создать музыкальные образы, композитор пользуется средствами музыкальной выразительности. Давайте вспомним их и перечислим (перечисляем).
Сегодня мы с вами поработаем в группах, попробуем создать свою музыкальную сказку. Нам нужно будет придумать музыкальные характеристики героям сказки «Звезда Зухры»: девушке Зухре, ее мачехе и ее спасительнице Звездочке.
Сейчас я вам сыграю на фортепиано три пьесы. Каждой группе нужно выбрать ту, которая больше всего подойдет для характеристики вашей героини и поделиться своим выбором. (Дети работают в группах, пишут музыкальную характеристику на одну из героинь и выбирают подходящую музыку)
- Какая группа прочитает нам свою музыкальную характеристику?
- Согласны ли вы с мнением этой группы?
- А сейчас давайте послушаем, какая у нас получилась сказка с вашим музыкальным сопровождением (исполняю музыку под свое чтение сказки)
- Вам понравилось?
- Молодцы ребята! У нас получилась очень красивая сказка!
При сочинении этой сказки мы использовали произведения татарских композиторов: «Песню без слов» Рустама Яхина, татарский народный танец «Апипа» в обработке Р. Билялова, пьесу «Шурале» Александра Ключарева.
- А теперь мы перейдем к разучиванию песни. Но сначала мы выполним упражнение на дыхание и распоемся (распевка).
- Сегодня мы с вами разучим новую песню, которая прозвучала в начале урока. Называется она «Где начинается сказка» (разучивание песни).
- Наш сегодняшний урок подошел к концу. Давайте попробуем поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока. Продолжите следующие предложения:
1. БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СЕГОДНЯШНЕМ УРОКЕ МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ …
2. СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ, ЧТО МУЗЫКА И СКАЗКА …
3. МУЗЫКА НУЖНА В СКАЗКЕ …
4. САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ БЫЛО …
5. МЕНЯ УДИВИЛО……
6. СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ЗАСТАВИЛ МЕНЯ ЗАДУМАТЬСЯ …
7. Я СМОГ …
8. МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ …
9. СЕГОДНЯ Я НАУЧИЛСЯ …
- Ребята я хочу поблагодарить вас за хорошую работу, я очень рада знакомству с вами. Вы – замечательные! В конце урока я хочу попросить вас зажечь на небосклоне нашего урока (на доске) свою звезду, которая будет соответствовать тому настроению с каким вы уходите от сегодняшнего урока. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)
Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....
конспект урока по теме "Что за прелесть эти сказки"
Цель: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”Образовательные: Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"
Дети входят в мир сказочной музыкой Норвегии....
Конспект урока музыки во 2 классе по теме Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Конспект урока музыки 2 класс. Симфоническая сказка С. Прокофьева "Петя и волк". Учителям музыки....
Урок внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки!» по сказкам А. С. Пушкина.
Цели:1. Образовательные:закрепить знания сказок А.С. Пушкина;совершенствовать навык беглого, выразительного, осознанного чтения;обогащать словарный запас. 2. Коррекционно - развивающие:коррекция ...