конспект урока по теме "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по музыке на тему
Цель: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”
Образовательные:
Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- сказочника Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сформировать у учащихся понимание регистра, тембра.
Закрепить у учащихся знания об опере, о выразительности и изобразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства.
Усвоить понятие музыкальной живописи.
Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки , литературы и живописи.
Развивающие:
Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся
Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.
Развивать вокально-хоровые навыки, творческую активность учащихся
Воспитательные
Формировать у учащихся общекультурную компетенцию.
Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку Н.А. Римского-Корсакова и сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_za_prelest_.docx | 133.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ! ТРИ ЧУДА»
Цель: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”
Образовательные:
Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- сказочника Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сформировать у учащихся понимание регистра, тембра.
Закрепить у учащихся знания об опере, о выразительности и изобразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства.
Усвоить понятие музыкальной живописи.
Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки , литературы и живописи.
Развивающие:
Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся
Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.
Развивать вокально-хоровые навыки, творческую активность учащихся
Воспитательные
Формировать у учащихся общекультурную компетенцию.
Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку Н.А. Римского-Корсакова и сказкам А.С. Пушкина
Здоровьесберегающие:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока
Тип урока: Изучение нового материала.
Информационно- методическое обеспечение:
Видео-аудио-оборудование;
Мультимедийная презентация
Фортепиано
Музыкальный материал:
Симфоническая картина»Три чуда» Н.А. Римский –Корсаков
Тема Белочки
Тема богатырей
Тема царевны-лебеди
«Чудо-сказки» В.Голиков, сл.Ю.Полухина
Художественный материал:
Иллюстрации к сказке А.С.Пушкина И.Билибина, Б.Зворыкина, живопись Палех.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Ход урока
На доске афиша. (слайд №1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?
Дети. А. С. Пушкин. (слайд №2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (слайд №3)
Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. (слайд №4)
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (слайд№5)
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Слушание.
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.
Что такое регистр? (слайд №7)
Дети. ?????
Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.
(слайд № 8)
Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
А что такое тембр?
Дети. Тембр - это окраска звука. (слайд №9)
Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) (слайд № 8)
(дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
(слайд № 10)
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 11)
Проговорим слова « Не в саду, не в огороде,
А в Кремле при всем народе
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…»
Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!
А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд №12)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.
Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).
Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?
Дети отвечают.
Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 13)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.(слайд № 14)
Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков
Звучит фрагмент.
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу? (слайд № 15)
Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Дети называют.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Дети отвечают.
Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.
Дети выполняют задание.
Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)
Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.
(Дети прикрепляют орехи).
Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.
Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.
Учитель выставляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.
В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...
Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»
Урок музыки разработан для учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина...
Конспект урока английского языка «В гостях у сказки»
Цель урока: Формирование грамматических и коммуникативных навыковЗадачи: Закрепить грамматические навыки образования вопросов в прошедшем простом времени, вырабатывать навыки монологической речи...
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)
Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша») Буровцевой Т.Р....
Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цели урока.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, ...
Конспект урока родной литературы "Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки".
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки....