конспект урока по теме "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по музыке на тему

Герасимова Елена Львовна

Цель:  познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”

Образовательные:

 Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- сказочника Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Сформировать у учащихся понимание регистра, тембра.

 Закрепить у учащихся знания об опере, о выразительности и изобразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства.

 Усвоить понятие музыкальной живописи.

Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки , литературы и живописи.

Развивающие:

Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся

Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.

Развивать вокально-хоровые навыки, творческую активность учащихся

Воспитательные

Формировать у учащихся общекультурную компетенцию.

Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку Н.А. Римского-Корсакова и сказкам А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_za_prelest_.docx133.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Безымянный«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ! ТРИ ЧУДА»

Цель:  познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”

Образовательные:

 Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора- сказочника Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Сформировать у учащихся понимание регистра, тембра.

 Закрепить у учащихся знания об опере, о выразительности и изобразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства.

 Усвоить понятие музыкальной живописи.

Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки , литературы и живописи.

Развивающие:

Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся

Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.

Развивать вокально-хоровые навыки, творческую активность учащихся

Воспитательные

Формировать у учащихся общекультурную компетенцию.

Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку Н.А. Римского-Корсакова и сказкам А.С. Пушкина

Здоровьесберегающие:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока

Тип урока: Изучение нового материала.

Информационно- методическое обеспечение:

Видео-аудио-оборудование;

Мультимедийная презентация

Фортепиано

Музыкальный материал:

Симфоническая картина»Три чуда» Н.А. Римский –Корсаков

Тема Белочки

Тема богатырей

Тема царевны-лебеди

«Чудо-сказки» В.Голиков, сл.Ю.Полухина

Художественный материал:

Иллюстрации к сказке А.С.Пушкина И.Билибина, Б.Зворыкина, живопись Палех.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

                       

Ход урока

На доске афиша.    (слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. (слайд №4)

« В синем небе звезды блещут

   В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.  (слайд№5)

   Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

     Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (слайд №7)

Дети. ?????

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

 (слайд № 8)

Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр - это окраска звука. (слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) (слайд № 8)

(дети записывают определение  регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(слайд № 10)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

    Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком  регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала  тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 11)

     Проговорим слова « Не в саду, не в огороде,

                                А в Кремле при всем народе

                                Белка песенки поет

                                Да орешки все грызет…»

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

   А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

 Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд №12)        

   « В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал  марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у  нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться  по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Дети отвечают.

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

   Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают.(слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент.

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

   Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу? (слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор  находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.    

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Урок музыки «Что за прелесть эти сказки!»

Урок музыки разработан для  учащихся 4 класса по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной раздела "День, полный событий", посвящённый творчеству А.С. Пушкина...

Конспект урока английского языка «В гостях у сказки»

Цель урока: Формирование грамматических и коммуникативных навыковЗадачи: Закрепить грамматические навыки образования вопросов в прошедшем простом времени, вырабатывать навыки монологической речи...

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)

Технологическая карта и план-конспект урока по теме Страноведение. Мы читаем сказки (Сказки братьев Гримм «Сладкая каша»)  Буровцевой Т.Р....

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...

Конспект урока родной литературы "Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки".

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки....