Разработка урока "В мире музыкальной сказки"
план-конспект урока по музыке на тему
Тема урока: В мире музыкальной сказки
Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины сказочного сюжета.
Тип урока: Урок - концерт.
Вид урока: Урок расширения новых и закрепления полученных знаний.
Цель: Дать представление о поэме-сказке.
Задачи: Познакомить с балетом Ф.Яруллина «Шурале», созданного по мотивам поэмы-сказки Г Тукая «Шурале» . Помочь осознать, что с помощью музыки можно увидеть различные картины народной жизни. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между музыкой народной и композиторской, изобразительным искусством и литературой. Развивать эстетический вкус. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятие её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Воспитывать интерес, уважение и любовь к народному искусству.
Музыкальный материал: Песня «Мама», «Слово на ладошках», «Ябеда-корябида», детская песня из кинофильма «Чехарда» на слова Ю.Энтина «Детство-это я и ты»сл. М.Пляцковского,муз. Ю.Чичкова.
Оборудование урока: Экран, проектор, музыкальный материал на электронном носителе, словарь эстетических эмоций, нотная таблица, наглядный материал к музыкальным фрагментам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "В мире музыкальной сказки" | 26.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок во 2 классе
Тема: «В мире музыкальной сказки»
Учитель музыки
высшей квалификационной категории
Минубаева Алия Юлаевна
Открытый урок во 2 классе
Тема урока: В мире музыкальной сказки
Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины сказочного сюжета.
Тип урока: Урок - концерт.
Вид урока: Урок расширения новых и закрепления полученных знаний.
Цель: Дать представление о поэме-сказке.
Задачи: Познакомить с балетом Ф.Яруллина «Шурале», созданного по мотивам поэмы-сказки Г Тукая «Шурале» . Помочь осознать, что с помощью музыки можно увидеть различные картины народной жизни. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между музыкой народной и композиторской, изобразительным искусством и литературой. Развивать эстетический вкус. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятие её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Воспитывать интерес, уважение и любовь к народному искусству.
Музыкальный материал: Песня «Мама», «Слово на ладошках», «Ябеда-корябида», детская песня из кинофильма «Чехарда» на слова Ю.Энтина «Детство-это я и ты»сл. М.Пляцковского,муз. Ю.Чичкова.
Оборудование урока: Экран, проектор, музыкальный материал на электронном носителе, словарь эстетических эмоций, нотная таблица, наглядный материал к музыкальным фрагментам.
Ход урока:
I. Введение в тему урока. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить о музыке в сказке. Но прежде чем мы начнем наш разговор, я хотела бы узнать у вас, а вы любите сказки? Я тоже с самого раннего детства очень-очень люблю сказки. А кто обычно нам их рассказывает с измальства? Конечно же это – мама. Песню о маме вам подарят сегодня на уроке ребята из 4 класса Б, которые занимаются в школьном вокальном кружке.
(Сюрпризный момент)
Исполнение песни «Мама» учениками 4 Б класса,
И мама нас учит с вами быть самыми добрыми и хорошими.
?Скажите, а Ябеда-это положительный или отрицательный герой.
!Есть замечательные слова Юрия Энтина,которые показывают нам качества такого человека в шуточной форме.Предлагаю вам тоже показать их, исполнив песню «Ябеда-Корябеда»!
Исполнение песни «Ябеда – Корябида»
!Надеюсь,что среди нас с вами нет таких людей. А мы продолжаем наш урок.
Вы заметили, сегодня у нас с Вами он необычный, а необычность его в том, что мы перенесемся с вами в сказку! Да непростую, а музыкальную!
? А какие сказки вы можете назвать?
!....(дети называют сказки).
! Я тоже в детстве очень любила сказки, и у меня есть одна, которая сохранилась в моей памяти до сегодняшнего дня! Об этой сказки мы сегодня с вами и поговорим. Но прежде чем начнем разговор, я хотела бы у вас узнать…как Вы думаете, а чему учат нас сказки?
! Добру, красоте, благородству и многому-многому другому…
?А откуда к нам пришли сказки?
! Из народа!
?! Совершенно правильно!
? Как Вы думаете, только русский народ сочинял сказки?
!Нет! Сказки есть у каждого народа, потому что в них люди воспевают красоту, доброту и мир, тем самым учат нас и всему самому хорошему что есть на этом белом свете.
II. Беседа о ТУКАЕ!!!! (Исполнение песен «Туган тел»)
? А поговорим мы сегодня с вами не просто о сказке, а о сказке в музыке. Как вы думаете почему?
! Потому что сказки мы можем и слушать, и слышать, и видеть.
Каждая сказка рождает мир творческого воображения. Если это писатель или поэт, то он сочиняет на основе народных сказок свое литературное произведение, если это художник, то он пишет что? Правильно - картины! А если это композитор, то он сочиняет музыкальное произведение. Это может быть и песня, и опера, и балет.
?Что такое опера?
! Это музыкальный спектакль, где все действующие лица поют.
? А что такое балет?
! Это музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют.
?А какого композитора вы знаете, который написал балет?
!Правильно - это Петр Ильич Чайковский!
? А как называется его балет?
! «Щелкунчик»!
Сегодня мы с вами познакомимся с балетом «Шурале», который написал замечательный татарский композитор - Фарид Яруллин по одноименной поэме-сказке татарского писателя Габдуллы Тукая.
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ!!!!
(беседа)
? Вам знакомо имя - Габдулла Тукай!
! Габдулла Тукай – выдающийся татарский поэт. В Республике Татарстан 2011 Мамарождения великого татарского поэта. Родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье приходского муллы. Очень рано остался сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его. Он написал прекрасное стихотворение, в котором выражена вся его боль.
А прочитает нам его ученица 8 класса 55-ой школы Шайдуллина Айгуль.
(стихотворение)
С 6 лет жизнь Тукая проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться. Впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. Действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне.
В дальнейшем его детство продолжалось в городе Уральске. Позже он переезжает в Казань, где проходит его активная творческая жизнь: пишет стихи, делает переводы. В расцвете своего таланта, в 26 лет Габдулла Тукай уходит из жизни
С ранних лет мы учимся говорить на родном языке, так вот Тукай написал слова к песне, которая так и называется «Туган тел»,что в переводе на русский язык означает-родной язык. Музыку к этой песне написал народ. Давайте, в знак уважения исполним 1-й куплет этой песни. Но для начала вспомним, какая она по характеру и настроению?
!Мелодичная, протяжна, искренняя и т.д.
?! Сели как исполнители. Спины у всех ровные, ноги опущены вниз не болтаются! Внимательно слушаем музыку и исполняем в соответствии с её характером.
исполнение песни «Туган тел»
?! Вот такие прекрасные слова написал Габдулла Тукай в стихах о Родном крае. Мы тоже сейчас можем с вами немного потренироваться в словесном музыкальном упражнении, которое называется «Слово на ладошке» для того чтобы быть эрудированными, внимательными и образованными.
исполнение песни «Слово на ладошке»
Ребята, Габдулла Тукай создал поэму-сказку,которая называется «Шурале».
? Кому ни будь знакомо это произведение?
В ней Тукаю удалось показать Шурале как игривого, шутливого, хулиганистого героя, которого проучил молодой юноша – дровосек ,назвавшийся именем «Былтыр»!
? Как в переводе будет звучать слово былтыр?
! Прошлогодний!
!Это поэма-сказка трогает каждого человека, так же она не оставила равнодушным композитора- Фарида Яруллина. На её основе он написал, целый балет, который так и называется «Шурале».
Фарид Яруллин - автор первого татарского балета.
Родился в 1914 г. В Казани. Он рано приобщился к музыке благодаря своему отцу - известному музыканту, который стал его первым учителем игре на фортепиано. В 16 лет Ф. Яруллин поступает в казанский музыкальный техникум. В 23 года у композитора появилась мысль о воплощении в музыке поэтической сказки «Шурале» Габдулы Тукая, и он стал работать над отдельными сценами.
Балет «Шурале» - гордость татарской музыки. Это произведение, имеющие мировую известность. «Шурале» был поставлен не только во многих городах нашей страны, но и с успехом обошел сцены зарубежных театров.
«Шурале» - первый татарский балет. Композитор Фарид Яруллин написал его в 1941 году. Он сочинил музыку, но не успел ее оркестровать- этому помешала начавшаяся война. Яруллин ушел на фронт и в 1943 году погиб, не увидев своего балета на сцене. Премьера балета состоялась уже без него в 1945 году в Казани.
Балет состоит из трёх действий. Первое действие происходит в лесу. Здесь Шурале крадёт крылья у Сююмбике – девушки-птицы. Былтыр спасает её от Шурале и приводит к себе домой. Второе действие показывает гулянья в честь обручения Сююмбике и Былтыра. Все радуюся, одна невеста печальна, она не может забыть об утраченных крыльях Шурале подбрасывает крылья девушке. Сююмбике в восторге прижимает их к себе, хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Но всё-равно улетает и попадает в логово Шурале. Третье действие: Былтыр спасает любимую. А Шурале и вся нечисть погибают в огне. Заканчивается балет праздником, на котором желают счастья жениху и невесте.
Образ Шурале – лесного духа с длинными пальцами, способного до смерти защекотать человека – очень часто встречается в татарских народных сказках и легендах. Вот как он обрисован он в поэме Тукая:
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут на подобье рыболовного крючка,
Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака!
Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.
Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол- аршина пальцы на руках кривых,
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых!
Задача перед слушанием:
Сейчас вы посмотрите сцену, где вы должны будете определить и сказать есть ли сходство между литературным образом описанным Габдуллой Тукаем и образом музыкальным созданным Фаридом Яруллиным?
(1 просмотр видеофрагмента «Шурале»)
? И так увидели вы сходства и отличия?
В чем? Мы можем с Вами сделать вывод о том,что Ф.Яруллин с помощью музыки и танца полностью передал образ Шурале. Какого героя вы увидели?
! –мы видим, что это злой, тёмный, страшный лесной дух.
А ведь в балете A .Яруллин нам показал еще и другой образ. Образ смелого юноши Былтыра и его девушки-прекрасной Сююмбике.
Сейчас вы увидите видеофрагмент, где представлена сама красавица Сююмбике.
? Как вы думаете, какая должна быть музыка Сююмбике?
Д – нежная, мягкая, напевная, лиричная.
Я вас прошу внимательно посмотреть и сказать совпало ли ваше мнение с мнением композитора?
(2 просмотр видеофрагмента «Танец с платком»)
? Совпали ли ваше мнение с мнением композитора
!Да
? Какая у Яруллина изображена Сююмбике
!.....
?Какие музыкальные инструменты вы услышали
Совершенно верно потому что о девичьей красоте много музыки и народной, которая воспевала ум, красоту, доброту и также красиво её передал Фарид руллин в своем балете.
V.Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Удалось ли композитору Фариду Яруллину показать с помощью музыки образ героев сказки «Шурале», а так же с помощью музыки рассказать сказку?
! Удалось! Композитор создал не только музыку, ему удалось воплотить сказку в балете. И так мы сегодня с вами познакомились с балетом Фарида Яруллина «Шурале», по мотивам поэмы Габдуллы Тукая.
Домашнее задание: Ваше задание будет следующим. Вы должны будете подобрать стихи, загадки, пословицы или поговорки о главном герое балета Яруллина, т.е. о Шурале. Если у вас будет возможность, то вы можете сочинить их сами.
Так как наш сегодняшний урок прошел в атмосфере взаимопонимания и доброты, предлагаю вам исполнить песню «Дружба», написанную муз.Ю.Чичковым и сл.М.Пляцковским.
Исполнение песни «Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Сказка"
Урок для учеников 5 класса...
Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс
На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....
Разработка урока "Музыка в сказке"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Музыка в сказке"...
Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского
Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...
Разработка "Урок Мира"
Цели и задачи.Ход урока....
Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»
Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся...