Урок музыки во 2 классе: «Народная колыбельная песня»
план-конспект урока по музыке на тему
Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора
Задачи:
1. образовательная: дать образное представление об истоках
колыбельной песни;
2. воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;
3. отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.doc | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Народная колыбельная песня»
класс:2
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Цель: познакомить с малым жанром музыкального детского фольклора
Задачи:
- образовательная: дать образное представление об истоках
колыбельной песни;
- воспитательная: приобщать к традициям народной культуры; учить видеть красоту и многообразие слова;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, формировать исполнительские навыки воспроизведения напевов этих песен
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Перед началом урока учитель обращается к жюри с пояснением: Сейчас вы увидите фрагмент урока во 2 классе
ХОД УРОКА:
Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Попрошу вас обратить внимание на слова, размещённые на слайде.
- Целеполагание.
На слайде 1 слова:
СПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
МЯГКИЙ И НЕЖНЫЙ ГОЛОС
– Какую картину вы представили, читая их?
- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
- Какова тема его?
- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
(Исполняется учителем колыбельная песня про котика)
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Что вы сейчас прослушали?
2. Вступление к теме урока. Беседа.
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?
(Пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок.
3.Из истории колыбельных песен. Слово учителя.
- Колыбельные песни передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Представьте себе старинную обстановку крестьянской избы, никакого в ней убранства: печь посреди дома, стол , лавки. На печи горшки глиняные, в которых щи да каша готовились хозяюшкой. (накинуть платок Целый день она по хозяйству управляется, присесть времени нет, а тут ещё малыш неугомонный плачет. Положит она его в колыбельку ( на слайде), время от времени качает да свои дела делает. Качает, качает и убаюкает. Долго спит он, сладко.
- Как вы думаете, деточки мои, почему колыбельную песню так называют?
- Подберите синонимы к слову «колыбель» (на слайде появляются эти слова) ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА
4.Проблемная ситуация.
- Послушайте сказку, ребята:
«Жили-были Иван да Марья. Было у них 11 детей. Шесть дочек, пять сыновей. И чтобы прокормить эту ораву да одеть, родителям приходилось на работу ходить. Старшие по хозяйству помогали, а за младшенькими нянюшка приглядывала.
Вот однажды ушли родители на работу, а нянюшка захворала. Делать нечего, надо старшенькой, Машеньке, за младшими приглядывать. Потешками развлекать, да колыбельными убаюкивать. Стала Машенька вспоминать, как её мама в детстве баюкала, да ни одной песенки что-то и не припомнит. Сидела Машенька, думала-думала, пригорюнилась – не слушаются её братики-сестренки. Решила она меня на помощь позвать. Жила я тогда по соседству. Не могла я Машеньке отказать. Научила её деток забавлять, спать их укладывать. Вот я вижу, и тут красны девицы сидят. Садитесь-ка на лавки, я вам покажу, как я Машеньку учила.
Покажу, как дело было, заодно и вас научу.
- А вот так она выглядела (слайд).
- У вас на партах есть карточки с текстами колыбельных песен, внимательно прочитайте их (выразительно читают)
- О чем в них поется?
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Ой, баю,баю, баю,
Живёт котик на краю.
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят,
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Байки-побайки,
Прискакали зайки.
Стали в скрипочку играть
И сыночка забавлять.
Стали люльку качать,
Стал сыночек засыпать.
- К кому и зачем обращается мама в колыбельной песне? ( к разным животным: зайкам, котику, чтобы защитили от невзгод её малыша, пока он спит
- Какие слова обязательны в такой песне? (те, которые напоминают движение укачивания: баю, баюшки, байки; слова уменьшительно-ласкательные: сыночек, скрипочка, лавочки, котик, волчок, кусток)
- Какие чувства помогают матери передать своему дитя такие выразительные средства? (любовь, заботу, ласку, нежность)
- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней.
Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.
- Каким тоном и какой интонацией должна исполнятся
колыбельная,чтобы передать чувства доброй ласковой матери?
(учитель исполняет песню, дети слушают и отвечают: нежно, спокойно, неторопливо и выразительно)
- Думаю, вот теперь деточки, вы уже готовы помочь Машеньке спеть колыбельную песню для младших сестрёнок-братишек.
Но для того, чтобы пение наше получилось красивым, нужно правильно сидеть и научиться правильно дышать. Потому перед началом убаюкивания распевка:
- Дыхательное упражнение «свеча», «аромат розы»
- Распевка о-о-о-о-о-о-о Звук поется на одной ноте, монотонно, слитно.
3. Распевка «Ли-ли-я, бе-е-ла-а-я»
- Думаю, теперь за дело. Вот малец, который плачет. (Магнитофонная запись детского плача). Успокоим мальца, убаюкаем. Вручается кукла, дети по очереди исполняют колыбельные:
Баю – баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Отнесёт за кустик
И назад не пустит.
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придёт к тебе бирючок,
И ухватит за бочок,
За бочок за правенький,
Мой сынок кудрявенький.
- Спасибо вам, ребятушки, приглядели вы за дитяткой, убаюкали. Спит он теперь сладко. Хорошими помощниками будете своим мамам и бабушкам воспитывать малышей. И колыбельные выучили.
5. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
-Что вы узнали сегодня на уроке?
-Кому из вас мама или бабушка пела колыбельную на ночь?
– Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.
Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.
Пояснительное слово для жюри:
- Известно высказывание о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетие …» Приобщение детей к народному музыкальному творчеству является средством формирования у них духовной культуры. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс
Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс...
Урок по литературе "Русские народные исторические песни" 8 класс
Анализ исторических песен 17 века "Возвращение Филарета" и "Иван Грозный молится по сыне". В процессе анализа выявляется историческая основа песен, особенности их поэтики....
технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"
технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак ФГОС...
Разработка урока по музыке 5 Класс "Вторая жизнь песни"
Разработка урока по музыке 5 Класс "Вторая жизнь песни" . Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...