Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства
методическая разработка по музыке на тему

Русаева Светлана Николаевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_rodnit_muzyku_i_izo.doc31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что роднит музыку и изобразительное искусство.

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом.  Музыка вызывает  в воображении слушателя  какие-либо зрительные образы, а иногда – даже определённые картины. А всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.

В программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.С.Сергеевой связь этих двух искусств прослеживается на протяжении всего изучения курса. А в 5 классе ей посвящен целый раздел. Задачей данной темы является  выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.

Приступая к изучению этого раздела  в 5 классе, можно использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир».  На уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Школьники знакомятся  с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – все это способствует  и более полному восприятию музыки.

Изучение темы «Музыка и изобразительное искусство» (II полугодие, 5 класс) основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?», «Почему архитектуру называют застывшей музыкой?» и т.п.

Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («Синтез искусств в храме»), народного творчества (например, синкретизм, нераздельность напева, слова, движения, инструментального сопровождения, среды бытования музыкального фольклора).

В результате изучения данной темы учащиеся должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. они  могут мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Развитие этих чувств и является  основой творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве,  но и в любой области, в какой бы он не работал.

Работа по данной теме направлена на формирование у учащихся ведущих умений:

  • вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем  воображении ту или иную музыку;
  • выявлять сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств);
  • эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Наряду с этим, сохраняя преемственность с учебно-методическим комплектом для начальной школы, раздел расширяет интонационно-жанровые, и образно-стилевые представления (предпочтения)  учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения  новых (редких)  для практики музыкального образования и воспитания содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего (классика в обработке, сочинения Шнитке, Кикты, Чюрлёниса), а также произведений изобразительного искусства (Микеланджело, Борисова-Мусатова, Бурлюка и др.)

Задачи и цели  уроков в 5 и 6  классах:

  • развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи, углубление знаний  о выразительных возможностях музыки;
  • сопоставление образов музыки с образами изобразительного искусства;
  • выявление  средств выразительности и изобразительности разных видов искусства.

В 6 классе («Мир образов»)  основными  задачами уроков становятся обеспечение нового уровня осмысления учащимися триединства  «композитор-исполнитель-слушатель», общности различных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство); знакомство с музыкальными образами народных песен  и произведениями изобразительного искусства, связанными с  обрядами и обычаями  в фольклоре и творчестве композиторов.

 Изучение материала, который предложен в учебниках, требует вариативного подхода. В зависимости от  того, с какой музыкой знакомились учащиеся в предыдущие годы, учитель выбирает материал, работа с которым потребует или тщательного  изучения, или будет носить лишь ознакомительный характер.

В результате происходит расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность, внеурочную работу, досуговую деятельность и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.

Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....

Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством,  развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству,  пробу...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...