Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Что роднит музыку и изобразительное искусство.
Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка вызывает в воображении слушателя какие-либо зрительные образы, а иногда – даже определённые картины. А всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.С.Сергеевой связь этих двух искусств прослеживается на протяжении всего изучения курса. А в 5 классе ей посвящен целый раздел. Задачей данной темы является выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Приступая к изучению этого раздела в 5 классе, можно использовать опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства на уроках «Изобразительное искусство» и «Окружающий мир». На уроках изобразительного искусства дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года. Школьники знакомятся с особенностями изображения сказочно-фантастического сюжета, получают представление о народно-художественном творчестве – все это способствует и более полному восприятию музыки.
Изучение темы «Музыка и изобразительное искусство» (II полугодие, 5 класс) основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?», «Почему архитектуру называют застывшей музыкой?» и т.п.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («Синтез искусств в храме»), народного творчества (например, синкретизм, нераздельность напева, слова, движения, инструментального сопровождения, среды бытования музыкального фольклора).
В результате изучения данной темы учащиеся должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, т.е. они могут мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят. Развитие этих чувств и является основой творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал.
Работа по данной теме направлена на формирование у учащихся ведущих умений:
- вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку;
- выявлять сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств);
- эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Наряду с этим, сохраняя преемственность с учебно-методическим комплектом для начальной школы, раздел расширяет интонационно-жанровые, и образно-стилевые представления (предпочтения) учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых (редких) для практики музыкального образования и воспитания содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего (классика в обработке, сочинения Шнитке, Кикты, Чюрлёниса), а также произведений изобразительного искусства (Микеланджело, Борисова-Мусатова, Бурлюка и др.)
Задачи и цели уроков в 5 и 6 классах:
- развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи, углубление знаний о выразительных возможностях музыки;
- сопоставление образов музыки с образами изобразительного искусства;
- выявление средств выразительности и изобразительности разных видов искусства.
В 6 классе («Мир образов») основными задачами уроков становятся обеспечение нового уровня осмысления учащимися триединства «композитор-исполнитель-слушатель», общности различных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство); знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанными с обрядами и обычаями в фольклоре и творчестве композиторов.
Изучение материала, который предложен в учебниках, требует вариативного подхода. В зависимости от того, с какой музыкой знакомились учащиеся в предыдущие годы, учитель выбирает материал, работа с которым потребует или тщательного изучения, или будет носить лишь ознакомительный характер.
В результате происходит расширение культурно-информационного пространства, включение ассоциативных представлений, полученных учащимися на уроках музыки, в самостоятельную художественно-эстетическую деятельность, внеурочную работу, досуговую деятельность и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, как средство духовного развития личности.
Доклад на семинар учителей музыки и изобразительного искусства о связи двух искусств....
Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробу...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...