Преподавание музыки в условиях перехода на ФГОС
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Соломина Ираида Ивановна

Деятельность учащихся на уроке музыки согласно требованиям ФГОС должна быть организована учителем таким образована, чтобы обучаемые могли виндивидуальном порядке. а также в группах получать максимум качественных знаний.Такой подход называется системно-деятельностным.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподавание музыки в условиях перехода на ФГОC

Переход образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты ставит перед учителями музыки очень серьёзные и масштабные задачи, выполнение которых требует затраты огромного количества времени и сил. После многолетнего преподавания музыки по методике, в которой ученик получал знания с помощью учителя, учитель был транслятором знаний, а ученик довольно часто выступал в роли пассивного слушателя, перестроиться самому и перестроить своих учеников на совершенно другую модель получения знаний невероятно сложно.

Деятельность учащихся на уроке согласно требованиям ФГОС  должна быть организована учителем таким образом, чтобы учащиеся знания получали самостоятельно, работая индивидуально и в малых группах, а роль учителя на уроке была минимальна и сводилась только к организации учебного процесса. Такой подход называется системно-деятельностным.  Применение системно-деятельностного подхода к преподаванию музыки и предметов области искусство требует огромного мастерства от учителя, так, как  сохранить на уроке при таком подходе  живое общение учащихся с искусством очень непросто.

Конечно, детям интересно получать знания в такой форме, но, чтобы подготовить такой урок учителю требуется потратить огромное количество времени, подойти к подготовке творчески,  проявить свою методическую грамотность, не забыть при этом о том, что основная цель уроков музыки – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся.

Чтобы подготовить и провести современный урок необходимо, чтобы учебный кабинет был оснащён  оборудованием – интерактивной доской или мультимедийной установкой, компьютером,  принтером, сканером, музыкальным центром, воспроизводящим аудиозаписи  форматов СD и MP3, музыкальным инструментом и т.п. Не секрет, что во многих школах условия для преподавания музыки и предметов области искусство оставляют желать лучшего – не везде есть отдельный кабинет, где таковой имеется, он не всегда бывает нужным образом оснащён. Чтобы в подобных условиях выполнить требования ФГОС  учитель должен быть настоящим мастером своего дела.

В былые времена, начиная урок, учитель сообщал учащимся тему урока и в рамках этой темы вёл урок, предлагая учащимся выполнить те или иные задания. Сейчас учителю надо так организовать учебную деятельность на уроке, чтобы тему и цель урока учащиеся вывели и озвучили сами. При организации музыкально-слушательской деятельности учитель довольно часто произносил названия произведений,  имена и фамилии авторов, написавших их, рассказывал немного о создании этих сочинений и о судьбе их авторов. Ученик при таком подходе выступает в роли пассивного слушателя, что недопустимо в условиях реализации ФГОС. Теперь, если мы предлагаем учащимся прослушать, например, «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, можно сказать ребятам кто написал это произведение и как оно называется, после этого  предложить им, прослушав  это произведение, ответить на вопросы – почему Пётр Ильич назвал это произведение «песенкой»?, признаки каких жанров есть в этом произведении?

Возможны и другие варианты. Можно вообще не называть автора и название произведения, а предложить ребятам дать своё название, а выслушав их ответы озвучить авторское название и побеседовать о том, почему автор дал такое название. Чем выше учебно-познавательная активность ученика во время музыкально-слушательской деятельности, тем лучше. Именно при таком подходе мы научим детей слушать и слышать музыку. Учащимся шестого класса в рамках темы «Мир музыкальных образов» я предложил однажды прослушать старинный вальс «Орхидея» в исполнении духового оркестра и дал задание – написать маленькую историю в несколько предложений о том, что это за ожидание, кто и кого ожидает, кто герои этого произведения, дождались ли они друг друга и тому подобное. В результате у ребят получились очень интересные истории, в которых они применили свои знания по предмету и проявили свои творческие способности. Многие написали, что герои этого произведения двое влюблённых, девушка ждёт своего возлюбленного, чему свидетельствует приятная нежная мелодия, её возлюбленный приходит с фронта или на побывку из армии, он военный, чему свидетельствует маршевая музыка в середине произведения, но время их встречи было невелико и он снова уходит, а она опять продолжает его ждать. Задания такого рода интересны детям, так как их выполнение позволяет творчески реализоваться, даёт возможность применить знания, полученные на других предметах, в данном случае на литературе и русском языке.     На уроках музыки возможны мета предметные связи практически с любым школьным предметом.

Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках очень эффективно применять рабочие листы для индивидуальной и групповой работы. Разделение учебной нагрузки на уроке на индивидуальную и групповую позволяет изучать большое количество материала за один урок.

Самое замечательное, это когда все виды деятельности на уроке объединены одной темой и ведут к достижению цели урока, и имеют мета предметные связи. Проводя урок в четвёртом классе по программе Е.Д. Критской тема которого – «Москва! Как много в этом звуке» для вокально – хоровой деятельности я выбрал «Песню о Москве», которую Георгий Свиридов написал на  стихи Агнии Барто, для музыкально-слушательской деятельности я выбрал песню «Окликни улицы Москвы» (стихи Д. Сухарева, музыка С. Никитина) и старинный вальс «Осенний сон». Вначале урока я предложил ребятам прослушать песню «Окликни улицы Москвы», не сообщив им названия, учащиеся должны были сами прослушать песню и выполнить письменные задания –  дать  своё название этой песне, написать, о чём она и что необычного в её тексте?(который почти целиком состоит из названий московских улиц и переулков) После совместного обсуждения этих вопросов я сказал авторское название этой песни, из этого мы вывели тему урока «Москва! Как много в этом звуке», я спросил у ребят, почему именно сегодня мы изучаем эту тему, они мне ответили, что приближается День города, сказали, кто и в каком году основал Москву. Во время разучивания «Песни о Москве», обратив внимание ребят на дикцию и необходимость чёткого произношения окончаний слов, заканчивающихся на согласные  звуки, на несколько слов вышел на биографию знаменитого диктора Ю. Левитана, голосом которого «говорила» Москва в годы ВОВ, ( у него были проблемы с дикцией,  благодаря сильному желанию он исправил все эти недостатки и стал великим диктором). Потом мы прослушали старинный вальс «Осенний сон», после чего я попросил ребят ответить на вопрос что общего у этого вальса с «Песней о Москве» и как он относится к теме урока, ребята выдали массу интересных ответов, отметив, что «Песня о Москве» по жанру – песня-танец (вальс) и «Осенний сон» тоже вальс. «Осенний сон» ребята связали со временем года, которое стояло на дворе в день урока. Ребята отметили, что Москва отмечает свой день рождения осенью,  на разных концертных площадках будут выступать духовые оркестры, которые часто исполняет этот вальс. Имя Агнии Барто, которая является автором текста «Песни о Москве» носит библиотека в районе, где находится наша школа. Урок получился интересный и насыщенный, имел в себе связи с историей, москвоведением, литературным чтением, на примере маленького рассказа о судьбе легендарного диктора Ю. Левитана показал ребятам, что надо только очень захотеть и приложить старание, чтобы чему-либо научиться. Ю. Левитану в этом году исполнилось бы 100 лет, поэтому разговор о нём возник на уроке не случайно. Если углубиться дальше в мета предметность, то задания, в которых надо слушать и анализировать музыку  тренируют навыки написания аудирования на уроках иностранного языка, а умение слушать и слышать важно на всех школьных уроках.  Но, самое главное, на этом уроке учащиеся общались с музыкой, урок не был «засушен» теорией.

В приложении к этой статье я представил материалы к уроку по теме «Гимн России, вторая жизнь  песни» который я давал в пятом классе в рамках темы полугодия «Взаимосвязь музыки с литературой». Там представлены рабочие листы для индивидуальной и групповой  работы. Надеюсь, что эти материалы будут полезны в качестве идеи для собственной педагогической деятельности.

Некоторые аспекты преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе в рамках "Стандартов второго поколения" 
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе
происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления  накопленного эстетического опыта.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы  в мире музыки.
Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих
целей: 

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Основные принципы «Стандартов второго поколения»
«Стандарты второго поколения»  уходят от  парадигмы  получения только знаний, все понятия ведут   к  личному развитию ребенка. Направленность на смысловую педагогику и компетентностный подход. Необходимо, чтобы  задача  познавательных действий стала  основной, тогда у ребенка появляется «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.
Компетентность понимается как результат когнитивного учения,  компетенция – как общая способность и готовность использовать в реальной деятельности знания, умения, обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
Отличительная особенность смысловой педагогики – направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности. Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Процесс обучения трансформируется из пассивного усвоения знаний от педагога в активный процесс саморазвития личности учащегося.
Основной вопрос такого обучения: как обнаружить смысловые интенции (интенция – в пер. с лат. «стремление») учащихся, как активизировать учащихся перейти к самоактулизации обучения?  Противоречием  в обучении  является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного  противоречия предполагает
согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом.
Именно поэтому основной единицей
содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.
Основным понятием «Стандартов второго поколения» являются
универсальные учебные действия (УУД).
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания  курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной  учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.
В основе
метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия: 

  1. В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  2. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий: 

  1. Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.
Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого  содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.
Личностные  учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование,   прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
В  изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что
музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Познавательные универсальные действия  включают в себя: 

  1. общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).
  2. логические универсальные действия (анализ объектов выделения  признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
  3. постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка»  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое  произведение может трактоваться с позиции   своего  восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен  соответствовать законам  музыкальной выразительности  и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли  уважительно относится к  точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко,  по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.
Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).
Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).
Соответственно важно, чтобы учащиеся  умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.
Использование разных знаково-символических средств   для выражения одного и того же содержания,  выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Если   использовать форму моделирования и выразить «Стандарты второго поколения» в знаково-символической форме, то можно их представить в виде скрипичного ключа, где цель воспитания творческой личности проходят  определенные стадии  учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий. (См.
приложение).
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Хочется привести цитату, которая становится абсолютно понятной, если ее рассматривать с точки зрения моделирования. «Настоящая наука, как и настоящая музыка,  требует единого мыслительного процесса» Альберт Энштейн.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего  музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,  прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.
Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения».
Важным моментом  в организации  урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока.  Ученикам  важно видеть  и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению
 это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:  вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению,  часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.
Любое чувство
 это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .
Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Известно, что в общеобразовательной школе готовится подготовленный слушатель, а не исполнитель, поэтому важно сформировать у учеников    навыки активного слушания
. В основе слушания музыки заложен интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.
Процесс слушания организовывается учителем. Для понимания музыки необходимо дослушать музыкальное произведение до конца. Это не только основа культуры  и грамотности слушателя, но и грамотное вдумчивое отношение к музыкальному произведению, т.к. музыкальный образ находится в движении, развиваясь, он меняется и, собственно, именно в этом развитии  образа есть особенность выражения  временного языка музыки. Умением сосредотачивать внимание во время слушания музыки на собственном внутреннем мире обладают далеко не все. Поэтому восприятию музыки способствует прием – «дирижирование». Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку,  а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические  нюансы произведения.
Актуальные приемы  организации учебной деятельности : синквейн, музыкально-пластические движения, «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой), театрализация, портфолио ученика, моделирование, проектная деятельность (область, вызывающая особый интерес учащихся, подвергается углубленным исследованиям), участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Список используемой литературы: 

  1. «Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.
  2. «Технология урока искусства» А.В. Копылова, М., 2004.
  3. «Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики»  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно–деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС»

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход в преподавании математики, как условие перехода на ФГОС" раскрывает особенности системно-деятельностного подхода: данный подход в обучении направлен на р...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...

Проблемы и перспективы преподавания технологии в условиях перехода к ФГОС

Россия характеризуется динамично развивающимся многоотраслевым хозяйством, в котором большую и всё возрастающую роль играют индустриальные и информационные технологии. Главное преимущество высокоразви...

Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия

Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...

Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...