Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В данном материале предлагаются возможные пути реализации ФГОС ООО средствами линий УМК по физике А.В. Перышкина по теме «Влажность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlazhnost.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Влажность
1. Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы
Тема изучается в 8 классе при изучении раздела «Тепловые явления». На изучение темы отводится 6 часов. В учебнике теме посвящено 4 параграфа (§§ 16-19), приведено описание одной лабораторной работы (№ 3).
К моменту начала изучения данной темы учащиеся знакомы со следующими понятиями: количество теплоты, теплоемкость тела, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
К изучению данной темы учащиеся вернутся в 10 классе. Разговор об абсолютной и относительной влажности на данном этапе, в отличие от основной школы, будет проводиться в терминах «давление водяного пара», «давление насыщенного водяного пара».
2. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы
Цели
Цель | Элементы и понятия темы |
Понимание учащимися смысла понятий
Понимание учащимися взаимосвязи между понятиями | Испарение, насыщенный пар, ненасыщенный пар, плотность водяного пара, плотность насыщенного водяного пара, относительная влажность, абсолютная влажность, точка росы Относительная влажность - абсолютная влажность, плотность водяного пара – относительная влажность, плотность водяного пара – абсолютная влажность |
Задачи
Задача | Элементы и понятия темы |
Знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений: а) теоретические методы
б) экспериментальные методы
Формирование умений а) теоретические б) экспериментальные |
Зависимость абсолютной и относительной влажности от плотности водяного пара
Измерение относительной влажности с помощью волосного гигрометра, психрометра, конденсационного гигрометра Решение задач (список из учебника, сборника задач) Выполнение лабораторных работ (№ 3 из учебника) |
3. Материалы темы в свете ФГОС ООО
Тип результатов | Результаты обучения | Примеры из УМК |
Личностные | 1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Основы безопасности при нахождении в различных климатических зонах, при использовании кондиционера воздуха |
Метапредметные | 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
2. Смысловое чтение | Решение задач по физике в общем виде, см. ниже пример УУД «Логический анализ и синтез»
См. ниже пример УУД «Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов», «Логический анализ и синтез» |
Предметные | 1. Осознание значения физики в жизни человека
2. Формирование первоначальных представлений о сущности агрегатных превращений вещества и влажности воздуха
3. Приобретение опыта проведения экспериментов | Роль влажности в жизни организмов, понятие оптимальной влажности, влажность и климатические зоны
Работа с текстами учебника, решение задач по физике, знакомство с принципами работы гигрометров
Анализ демонстрационного эксперимента, получение навыков определения относительной влажности с помощью гигрометров различных конструкций |
4. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся
УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Задание «Сравнение физических явлений, процессов и т.п.»
Цель: формирование навыка выделять у объектов характеристики, по которым их можно сравнивать.
Форма выполнения: индивидуальная или групповая.
Описание задания: учащиеся читают текст параграфа учебника или слушают доклады о нескольких явлениях, процессах и т.п. На основании полученной информации делаются выводы о том, чем они похожи, чем различаются. Проводится их сравнение. Часто результат удобно оформить в виде таблицы.
Материал: учебник.
Критерии оценивания: точность выбора критерия (критериев) сравнения.
Задания (по параграфам):
К § 18:
- Чем похожи процессы испарения и кипения?
- Различаются ли точки жидкости, в которых происходит испарение и кипение?
- Одинаковы ли скорости испарения и кипения?
- Верно ли, что испарение и кипение происходят всегда при одинаковой температуре?
- На основе ответа на предыдущие вопросы сравните процессы испарения и кипения.
К § 19:
- Чем конденсационный гигрометр отличается от других приборов для измерения влажности воздуха, волосного гигрометра и психрометра?
- Чем волосной гигрометр отличается от других приборов для измерения влажности воздуха, конденсационного гигрометра и психрометра?
К § 20:
Сравните процессы парообразования и конденсации.
(Если выполнялось задание 2.1 к параграфу) Сравните условия образования росы, инея, дождя, снега. Чем они похожи? Чем различаются?
УУД: логические анализ и синтез
Задание «Анализ модели и синтез метода решения»
Цель: формирование универсальных логических действий на примере анализа физической модели.
Форма выполнения: индивидуальная или групповая.
Описание задания: учащиеся читают описание физической ситуации и строят ее физическую модель, основанную на использовании двух (или нескольких) более простых. Затем они синтезируют метод расчета сложной модели, объединяя методы расчета более простых.
Материал: учебник или задачник.
Критерии оценивания: корректность модели.
Задания (по параграфам):
К § 18:
- Ненасыщенный водяной пар начинают охлаждать. Что с ним будет происходить?
- Некоторое количество жидкости довели до кипения. Как менялась температура жидкости в этом процессе?
- Некоторое количество жидкости перевели в ненасыщенный пар. Какие процессы происходили в системе? Как менялась ее температура?
К § 20:
- Какое наименьшее количество теплоты необходимо для перевода 1 кг воды в пар, если изначально вода находится при температуре 100°C? А при начальной температуре 80°C? Нагревание происходит при нормальном атмосферном давлении.
- Какие процессы происходят при соприкосновении горячего водяного пара с холодной водой?
- Если 100 г водяного пара при температуре 100°C соприкасается с 1 кг воды при некоторой температуре, то в результате теплообмена получается 1,1 кг воды с температурой 100°C. При какой температуре изначально находилась вода?
5. Примерное поурочное планирование
Сокращения: ИНМ – изучение нового материала, ФУ – формирование умений, С – систематизация, П – повторение, З – закрепление, К – контроль, КУ – комбинированный урок, РЗ – урок решения задач, ЛР – выполнение лабораторной работы, ОС – основное содержание урока. Задания, записанные черным шрифтом – базового уровня, зеленым – повышенного уровня, красным – сложные.
Урок | Ведущая дидактическая роль | Тип урока | Тема, основное содержание урока | Материалы учебника, сборника задач |
1 | ИНМ | КУ | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар ОС. Парообразование. Испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар | § 16 808 810 812 813 814 809 811 815 |
2 | ИНМ | КУ | Поглощение и выделение энергии при испарении и конденсации ОС. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. | § 17 Упр. 13 816 817 818 820 821 819 822 855 856 857 |
3 | ИНМ | КУ | Кипение. Температура кипения ОС. Кипение. Температура кипения
| § 18 Упр. 14 828 829 830 833 834 831 832 858 |
4 | ИНМ | КУ | Влажность воздуха и способы ее измерения ОС. Относительная влажность воздуха. Точка росы. Приборы для измерения влажности воздуха. | § 19 Упр. 15 863 |
5 | ФУ | ЛР | Выполнение лабораторной работы №3 «Измерение относительной влажности воздуха» | Лабораторная работа №3 |
6 | ФУ, К | РЗ | Решение задач по теме «Влажность воздуха» | 867 871 872 866 869 870 873 868 874 |
6. Трудные вопросы темы
Главная трудность изучаемой темы заключается в том, что учащиеся не знакомы с газовыми законами. Поэтому относительная влажность вводится через отношение плотностей водяного пара и насыщенного водяного пара, а не как отношение соответствующих парциальных давлений. Возвращаясь к этой теме в 10 классе имеет смысл доказать тождественность данных выражений.
С одной стороны, тема лишена наглядности и, в большой степени, умозрительна, с другой — насыщена экспериментальной частью: кипение жидкости, постоянство температуры кипения, кипение при охлаждении, кипение нагретой жидкости при откачке воздуха под куполом насоса, тройная точка, виды гигрометров. Этот момент следует использовать при построении уроков.
Умение работать с гигрометрами, с психрометрической таблицей часто эксплуатируется в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Проветривание жилого помещения в холодное время года (зимой) приводит к уменьшению абсолютной влажности воздуха в этом помещении.
Использование кондиционера воздуха в помещении также приводит к уменьшению абсолютной влажности. Вода из воздуха при этом конденсируется и выводится из помещения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы научного общества учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения
В данной работе Вы узнаете, что такое ФГОС второго поколения....
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны базовые национальные ценности, а также да...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...