Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"
учебно-методический материал по физике по теме
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В данном материале предлагаются возможные пути реализации ФГОС ООО средствами линий УМК по физике А.В. Перышкина по теме "Законы Ньютона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_nyutona.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Законы Ньютона
1. Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы
Тема изучается в 9 классе в составе раздела «Законы взаимодействия и движения тел». На изучение темы отводится 5 часов. В учебнике теме посвящено 3 параграфа (§§ 10-12).
Основы, первоначальный эмпирический базис к изучению темы заложен еще в 7 классе, при изучении темы «Движение и взаимодействие тел». В отличие от 7 класса, в 9 классе предлагается сформулировать основные законы динамики, научиться применять их для решения простейших задач.
К моменту начала изучения данной темы учащиеся знакомы со следующими понятиями: взаимодействие тел, сила, силы тяжести, упругости, трения, ускорение.
К изучению данной темы учащиеся вернутся в 10 классе.
2. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы
Цели
Цель | Элементы и понятия темы |
Понимание учащимися смысла понятий Понимание учащимися взаимосвязи между понятиями | ИСО, первый закон Ньютона, действие, сила, инертность, масса, ускорение, второй закон Ньютона, взаимодействие тел, третий закон Ньютона
Законы Ньютона; Связь сил, массы и ускорения материальной точки – второй закон Ньютона; Взаимодействие тел – третий закон Ньютона |
Задачи
Задача | Элементы и понятия темы |
Знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений: а) теоретические методы
б) экспериментальные методы
Формирование умений а) теоретические
б) экспериментальные |
Зависимость ускорения материальной точки от суммы приложенных к ней сил, Зависимость ускорения материальной точки от ее массы
Опыт Галилея-Ньютона, моделирование ИСО; Сложение сил; Действие одного тела на другое. Второй закон Ньютона; Изменение скоростей тел при их взаимодействии Связь суммы сил, действующих на материальную точку, ее массы и ускорения в ИСО – второй закон Ньютона Решение задач в общем виде (список задач приведен в разделе «УУД» и в примерном планировании ниже)
Наблюдение и описание экспериментов, на которых базируются законы Ньютона |
3. Материалы темы в свете ФГОС ООО
Тип результатов | Результаты обучения | Примеры из УМК |
Личностные | 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
2. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил поведения на транспорте и на дорогах | Законы Ньютона - целостная система механики (§§ 10-12, далее §§ 20-22)
Решение задач динамики с применением законов Ньютона |
Метапредметные | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | См. ниже пример УУД «выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий» |
Предметные | 1. Овладение научным подходом к решению различных задач
2. Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни
3. Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления физики | См. ниже пример УУД «выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий»
См. ниже пример УУД «контроль и оценка процесса и результатов деятельности»
Законы Ньютона - целостная система механики (§§ 10-12, далее §§ 20-22), первая современная научная теория |
4. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся
УУД: выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий
Задание «Решение задач»
Цель: формирование интеллектуальных действий ознакомления, понимания, применения, анализа и синтеза на основе формирования предметных умений при решении физических задач.
Форма выполнения: индивидуальная или коллективная.
Описание задания: решение физических задач.
Материал: учебник, задачник.
Критерии оценивания: правильность решения задачи, проявление соответствующего действия.
- ознакомление: упр. 10, 1466, 1467, упр. 11(1), 1476, упр. 12(1);
- понимание: 1475, 1470, 1469, упр. 11(5-6), 1477, 1478, 1479, 1481, 1509, упр. 12(2);
- применение: 1471, 1474, упр. 11(2-4), 1480, 1482, 1483, 1489, 1490, 1492, 1493, 1494, 1495, 1496, 1497, 1498, 1499, 1500, 1501, 1502, 1503, 1504, 1505, 1506, упр. 12 (3);
- анализ: 1468, 1484, 1485, 1486, 1487, 1488, 1491, 1507, упр. 12 (3);
- синтез: 1485, 1486.
УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Задание «Преднамеренная ошибка»
Цель: формирование навыков контроля, то есть сравнения результата и способа действия с эталоном для обнаружения отличий от эталона.
Форма выполнения: индивидуальная или коллективная.
Описание задания: при решении задачи учитель преднамеренно допускает ошибку. Ученики должны ее найти и решить задачу правильно.
Материал: учебник, задачник.
Критерии оценивания: правильность решения задачи.
Задание «Подведение итогов урока»
Цель: формирование навыков контроля и оценки (осознания объема, качества и уровня усвоения).
Форма выполнения: групповая.
Описание задания: в конце урока учащиеся совместно с учителем подводят итоги урока. Следует уделять внимание не столько предметному содержанию, сколько предметным и общеучебным умениям. В 7 классе допустима ведущая роль учителя в выполнении задания, в 8 классе он может помогать ученикам, в 9 классе ученики должны уметь выполнять его по большей степени самостоятельно.
Критерии оценивания: удовлетворительным уровнем можно признать понимание конкретных предметных умений, хорошим — общеучебных, отличным — различение уровня их освоенности (например, как отличие «мы научились делать» от «мы ознакомились с тем, как делать»).
5. Примерное поурочное планирование
Сокращения: ИНМ – изучение нового материала, ФУ – формирование умений, С – систематизация, П – повторение, З – закрепление, К – контроль, КУ – комбинированный урок, РЗ – урок решения задач, ЛР – выполнение лабораторной работы, ОС – основное содержание урока. Задания, записанные черным шрифтом – базового уровня, зеленым – повышенного уровня, красным – сложные.
Урок | Ведущая дидактическая роль | Тип урока | Тема, основное содержание урока | Материалы учебника, сборника задач |
1 | ИНМ, П | КУ | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона ОС. Закон инерции Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | § 10 Упр. 10 1466 1467 1475 1468 1470 1471 1474 1469 |
2 | ИНМ | КУ | Второй закон Ньютона ОС. Сила — причина возникновения ускорения. Второй закон Ньютона. | § 11 Упр. 11(1) 1476 1477 1478 1482 1483 Упр. 11(2-6) 1479 1480 1481 1484 1485 1486 1487 1488 |
3 | П, З | РЗ, К | Решение задач | 1489 1491 1493 1494 1496 1509 1490 1492 1495 1497 1498 1499 1501 1502 1507 1500 1503 1504 1505 1506 |
4 | ИНМ | КУ | Третий закон Ньютона ОС. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из этого закона. | § 12 Упр. 12(1,2) Упр. 12 (3) |
5 | П, З | РЗ, К | Решение задач | 1511 1512 1513 1515 1519 1514 1516 1517 1518 1520 1521 1522 |
6. Трудные вопросы темы
- Следует обращать в первую очередь внимание на то, что законы Ньютона — результат обобщения опытных фактов. Т.к. эти опытные факты изначально различны, законы Ньютона друг из друга не следуют.
- Первый закон Ньютона постулирует существование ИСО.
- Второй закон Ньютона описывает причины изменения скорости тел.
- Третий закон Ньютона утверждает о том, что всякое действие на тело обусловлено наличием другого тела.
- Схема решения сложных задач с применением законов Ньютона традиционна: после оформления графической части задачи необходимо записать для каждого тела системы второй закон Ньютона, для каждой пары взаимодействующих тел – третий закон Ньютона.
- Обращайте внимание учащихся на выбор системы координат. Это целесообразно делать после обозначения сил так, чтобы максимально упростить получающуюся систему уравнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы научного общества учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения
В данной работе Вы узнаете, что такое ФГОС второго поколения....
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны базовые национальные ценности, а также да...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...