Урок в 3 классе "Сюита "Пер Гюнт"
учебно-методический материал по музыке на тему
Урок по творчеству Эдварда Грига, цель урока-проследить за развитием музыки в пьесах сюиты. Продолжается закрепление понятия о средствах музыкальной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_per_gyunt_e.griga_3_klass.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 3 классе
Эпиграф:
«Григ сумел раз и навсегда завоевать себе русские сердца»
П.И. Чайковский
Тема: «Сюита «Пер Гюнт»
Цель урока: Развитие музыки в сюите Э.Грига «Пер Гюнт»
Задачи урока:
Образовательные:
- Знакомство с природой Норвегии
- Продолжить знакомство с творчеством Э.Грига на примере сюиты «Пер Гюнт»;
- Закрепление понятия о средствах музыкальной выразительности;
Развивающие:
- Развитие интереса к музыке Э.Грига;
- Развитие познавательной активности в процессе сравнивания музыкальных произведений;
- Развитие чувства интонационного погружения в музыку
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса учащихся;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости;
- Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям.
Оборудование:
- Фортепиано
- Компьютер, мультимедийная установка
- Магнитофон
Музыкальный материал
Слушание:
Э.Григ «Утро» , «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг»
Пение:
Э.Григ «Песня Сольвейг»
Муз.и сл. Л. Марченко «Это – музыка»
Видеоподборка по теме урока – портрет Э.Грига, природа Норвегии, иллюстрации к спектаклю «Пер Гюнт».
Ход урока
Сегодня урок мы посвящаем великому норвежскому композитору Эдварду Григу (портрет композитора). Григ горячо любил свою родину и воспевал её в своей музыке.
На фоне музыки «Утро» (во время рассказа учитель показывает слайды с изображение природы Норвегии)
Далёкий, суровый северный край. Неприступные голые скалы, словно уснувшие великаны. Причудливый рисунок горных вершин на фоне неба. Лето одевает их яркой зеленью, а зима набрасывает сверкающий белый наряд. А там, в глубине гор, притаились тесные ущелья с шумными потоками, а внизу гор раскинулись тихие бездонные озера. Глубоко врезались в сушу морские заливы – фиорды; на их извилистых берегах приютились живописные рыбацкие селения. И кругом - море , изменчивое, словно живое существо.
Норвегия… Среди этой могучей своенравной природы, в тяжелой борьбе с нею, вырос народ – мужественный, сильный. Но в суровой, твёрдой, как скала, душе норвежца живёт и поэзия. Веками бережно собирает он легенды о рыцарях – викингах; щедрая народная фантазия населила горы, леса и утёсы таинственными троллями, кобольдами и гномами. А как прекрасны народная музыка и народные пляски Норвегии!
Вот какова страна, породившая и взрастившая своего великого сына – Эдварда Грига.
«Как я счастлив, что родился в Норвегии, – писал Э.Григ, я обязан рассказать миру о ней. Я ищу спасения в родной природе моей страны. Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей Родины».
Вопросы учителя:
- Что за произведение прозвучало? Это самостоятельное произведение?
- Как звучит музыка? Какими красками Григ рисует музыку?
- Природа Норвегии – суровая, холодная, а композитор рисует тёплыми красками. Почему?
- Есть ли изменения, развитие музыки?
Спектакль «Пер Гюнт» был поставлен по пьесе норвежского писателя Генрика Ибсена. Однажды, бродя по горам, Пер Гюнт попадает… (звучит «В пещере горного короля»)
Вопросы учителя о содержании музыки, её развитии, изменении средств музыкальной выразительности.
Пер Гюнт отправляется в далекое путешествие. В пустыне он попадает к вождю племени бедуинов и выдает себя за пророка, предсказателя. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой.
Звучит музыка «Танца Анитры»
Беседа о характере музыки, исполнителях.
Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, т.е. смычком, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, т.е. щипком. При этом все инструменты играют отрывисто. Поэтому так легка и изящна оркестровая ткань. Звучание треугольника, словно сверкание драгоценных камней в наряде красавицы.
4 действие спектакля рассказывает о приключениях Пер Гюнта в Африке. Но одна сцена этого действия переносит зрителя в Норвегию. Мы видим зимний лес и избушку, в которой когда-то в изгнании жил Пер Гюнт. И звучит песня (учитель исполняет фрагмент «Песни Сольвейг»).
Вопросы учителя:
- Кто же живёт в лесной избушке и чья песня прозвучала?
- О чем мы узнаём из песни?
Исполнение учащимися 1 части.
Сравнение двух нотных записей («Танец Анитры» и «Песня Сольвейг»), переинтонирование (мелодию «Танца Анитры» спеть в характере «песни Сольвейг» и наоборот), найти общий интонационный стержень.
Вопросы учителя:
- Почему Григ написал эти две темы со схожими интонациями?
- Если бы вы были композиторами, какую бы музыку по характеру сочинили дальше?
Слушание «Песни Сольвейг» целиком.
Беседа о характере 2 части, выявление причины изменения настроения.
Имя Сольвейг в переводе с норвежского означает «солнечный путь». И музыка этой песни чиста, как белоснежный покров горных вершин, свежа и благоуханна, как ландыш в весеннем лесу, проста и велика, как душа народа.
Музыку Эдварда Грига очень любил П.И. Чайковский. « В музыке Грига… есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик» . Это было сказано в XIX веке. А в наши дни трогает ли наши сердца эта музыка? Почему?
Как многогранна музыка… Как юна.
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Исполнение песни «Это – музыка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики».
Урок музыки в 3 классе по теме «Развитие музыки в сюите Эдварда Грига «Пер Гюнт» при помощи темпа и динамики»....
2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"
Цель урока: На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...
Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт»
Т На уроке используются современные образовательные технологии:· Технология развивающего обучения (ТРО)....
Презентация для урока музыки на тему : сюита " Пер Гюнт" Э. Грига
Презентация для урока музыки в 3 классе на тему : сюита " Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига, в которой рассказывается содержание этой сюиты, расскрывается сюжет каждой части....
Конспект урока "Сюита Э.Грига Пер Гюнт" 3 класс
Конспект урока "Сюита Э.Грига Пер Гюнт" 3 класс...
Урок музыки Эдвард Григ «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Урок мизыки в 5 классе...
Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ
Методическая разработка урока "Сюита Пер Гюнт" Э.Григ...