Конспект урока "Сюита Э.Грига Пер Гюнт" 3 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Конспект урока "Сюита Э.Грига Пер Гюнт" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.29 КБ |
prezentatsiya.pptx | 687 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Сюита «Пер Гюнт»
Цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Задачи: закрепление представлений о музыкальном языке, средствах музыкальной выразительности, формы-композиции в различных жанрах народной профессиональной музыки и формирование на этой основе словаря музыкальных терминов и понятий; внимание к особенностям воплощения образного содержания музыки в собственном исполнении.
Применяемые образовательные технологии: технология развития процессов восприятия, технология формирования певческой культуры, технология развития ассоциативно-образного мышления, технология музицирования, ИКТ.
Методы и приёмы: метод концентричности; метод тождества и контраста; анализ музыкальных фрагментов; вокализация музыкального произведения; пластическое интонирование; танцевальная импровизация; рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки), формулирование выводов в ходе беседы; хоровое исполнение песни.
Материалы к уроку:
-компьютерная презентация;
- музыкальный материал: фрагменты из симфонической сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»: «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», нотный материал песен: «Волшебный смычок» норвежская народная песня; «Родная песенка» музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
фортепиано;
бубен.
Ход урока.
I.Организационный момент, музыкальное приветствие.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Давайте начнем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний
О каком музыкальном инструменте мы говорили на прошлом уроке. Что вы знаете о скрипке? Каких мастеров скрипичных дел вы можете назвать? (итальянские мастера скрипичных дел
( сл.) Амати,
( сл. ) Страдивари,
(сл.) Гварнери).
Как называется песня, которая рассказывает о чудодейственной си
ле скрипки? Почему она называется «Волшебный» смычок?
Исполнение песни «Волшебный смычок», с бубном (подчеркнуть танцевальный характер), разыгрывание по ролям – работа с солистами.
Кто мне скажет, кто сочинил эту песню? (это норвежская народная песня), Значит, кто композитор? (народ). А вы слышали про такую страну Норвегия?
Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну - (сл.) Норвегию.
Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. ( сл., сл.)
О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ. ( сл.)
Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт». ( пишу название на доску)
Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья.
Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. А позже, из музыки к спектаклю композитор составил сюиту ( пишу слово на доску) , в которую вошли отдельные музыкальные картины.
Послушайте одну из частей сюиты:
(Слушание «Утро»)
Узнали это музыкальное произведение? О чем рассказывает эта музыка? (о пробуждении природы, о красоте родного края)
Напеть со словами:
«Солнышко всходит, и небо светлеет,
Природа проснулась и утро пришло»
Какой характер этой мелодии? (песенный)
Как развивается мелодия, сильно, или звуки повторяются? (композитор «выращивает» удивительной красоты мелодию из четырехзвучной интонации).
Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности? (плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов).
Кто вначале солирует, поет главную мелодию? (флейта), что это напоминает? (пение птиц).
Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что? (от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты).
Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).
А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы).
А как вы услышали, что солнце взошло?
Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация). Давайте сейчас попробуем руками показать развитие музыки и отметить кульминацию.
(Пластическое интонирование «Утро»)
(сл. Утро»)
- Соответствует ли картина мелодии? ( Да)
А сейчас вы услышите начальные звуки следующей части сюиты. Что вы можете сказать, музыка какого характера, жанра, может вырасти из этой мелодии?
(Звучит музыка «В пещере горного короля» - дети высказывают свои предположения о характере музыкального произведения, развитии музыкального образа)
Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, ( сл.)
где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли – (сл.)
Кто такие тролли? (злые гномы). В каком произведении главный герой тоже попадает в подземное царство и встречается со злыми духами? (Орфей, хор фурий).
Давайте ещё раз внимательно послушаем, как Э.Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями.
( Повторное слушание «В пещере горного короля»)
Что вы можете сказать об этой музыке? Характер? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска –
Какие инструменты? (духовые, ударные, только инструменты? – поёт хор в конце).
Какой главный принцип развития музыки? (вариация).
Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.
Если бы вы были хореографом, как бы вы спланировали «Танец троллей»?
(Танцевальная импровизация (движениями рук ))
А где в этом произведении кульминация? Как она выражена?
В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел. ( сл.)
Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.
(Читаю стихотворение Г. Алексеева, при этом обращаюсь к любому ребенку и беру его за руку:
Протяни руку и на твою ладонь
Упадет дождевая капля.
Протяни руку и на твою ладонь
Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.
Только протяни руку и к тебе на ладонь
Опустится райская птица.
Протяни же руку, чего ты стесняешься?
Ты же не нищий.
Постой минуту с протянутой рукой
И кто-то положит тебе на ладонь
Свое пылкое, восторженное сердце.
А если положат камень?
Не обижайся, будь великодушным.
- Протяните руки.
Посмотрите на экран, что это за жест? ( сл.)
Это же жест мольбы, просьбы. Он её бросил, камень ей положил, а она всё равно его любит и столько много времени продолжает ждать. Великодушная. Будьте великодушны.
Что она делает?( просит, чтобы он вернулся, надеется, ждет его). И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.
Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.
Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда можно услышать и понять музыку.
(Слушание «Песня Сольвейг») (сл.)
О чем поет Сольвейг? Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое?
Музыка менялась? Какая стала? (веселая).
Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.
Что изменилось в музыке? (темп).
Когда грустила, темп был…? (медленный).
А когда думала о хорошем…?(быстрый).
Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось? (динамика).
Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.
Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.
А что наш герой – Пер? Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.
Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его мать, невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля. (сл.)
Как вы думаете, друзья, в чем же настоящее счастье? ( в любви к своим близким, к своей родине)…..
IV. Вокально-хоровая работа.
И сегодня я хочу вас познакомить с одной песней, которая называется «Родная песенка» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Послушайте внимательно.
Показ песни «Родная песенка»
О чем поется в этой песне? (о красоте нашей Родины).
Какое настроение она вызывает? (радостное, светлое).
Давайте ее разучим.
Разучивание 1-го куплета - вокально-хоровая работа (работа над легким полетным звучанием, фразировкой, выразительным исполнением).
V. Обобщение полученных на уроке знаний.
С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? (музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом).
VI. Рефлексия.
Что вам большего всего запомнилось на уроке?
Над чем заставил задуматься урок?
VII. Домашнее задание - нарисовать рисунок на полюбившийся вам музыкальный фрагмент сюиты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Норвегия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)
Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English"). ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)
Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....
Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)
Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...