Разработка интегрированного урока музыки и изобразительного искусства для учащихся 3 класса
методическая разработка по музыке на тему
Тема урока: "Музыкальная история Былины о Вольге и Микуле"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 113 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по модулю вариативной части
курсов повышения квалификации ИОЧ
«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»
по теме:
«Разработка интегрированного урока музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса».
Сроки обучения: с 25.11 по 5.12 2015 года
Выполнила:
учитель музыки ГБОУ СОШ №1
«Образовательный центр» с. Сергиевск
Лукьянова Елена Евгеньевна
Сергиевск 2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть:
- Понятие интегрированного урока……………………………………..4
- Психолого-педагогические особенности……………………………...5
- Разработка интегрированного урока…………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………13
Введение.
Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста. Часто предметы школьного цикла направлены на изучение отдельных явлений этого единства. Они не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Чтобы представления детей о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры были яркими и широкими необходимо интегрировать уроки музыки с другими предметами. Именно такие уроки будут особенно эффективны при раскрытии темы «Музыка как вид искусства» в учебном предмете «Музыка». Эта область программы учебного предмета направлена на выявление «взаимодействия и взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство)», поэтому нужны интегрированные уроки.
Цель итоговой работы: разработать интегрированный урок музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса.
Задачи:
- охарактеризовать понятие «интегрированный урок»;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста при проведении интегрированного урока;
- привести пример интегрированного урока.
Основная часть
- Понятие интегрированного урока.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогающие, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Например:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка.
2. Психолого-педагогичнские особенности учащихся младшего школьного возраста при проведении интегрированного урока.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности (согласно периодизации Д.Б. Эльконина). Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Постоянная смена произведений различных видов искусства на интегрированном уроке позволяет активнее работать этим психическим процессам.
Особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Для учащихся младших классов характерно слабое произвольное внимание. Но частая смена деятельности на интегрированном уроке позволяет удерживать внимание детей. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Обращения к различным предметам на интегрированном уроке позволяют развивать разные виды внимания.
3. Разработка интегрированного урока музыка + изобразительное искусство для учащихся 3 класса.
Тема урока: «Музыкальная история Былины о Вольге и Микуле».
Цель урока: раскрыть своеобразие музыкальной истории в жанре былина через музыку и живопись.
Задачи:
• сформировать представление о специфике былины как развертывающейся во времени музыкальной истории на примере картины В. Васнецова «Баян» и музыке «Былина о Вольге и Микуле».
• выявлять жизненное содержание былины, анализировать ее тему в развитии;
• целостно воспринимать музыкальную историю произведения, выявлять этапы её развития;
• анализировать особенности развертывания музыкальной истории на основе принципов повтора и контраста (сходства и различия);
• воспроизводить музыкальную историю былины в разных видах исполнительской деятельности; моделировать музыкальную историю по картине В. Васнецова «Баян».
Тип урока: получение новых знаний.
Структура урока:
- Определение цели урока.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала проводится в виде повторного звучания
- Вывод.
Ход урока:
1. Определение цели урока (постановка проблемного вопроса, мотивирование детей на решение проблемы)
- Может ли картина передать музыкальную историю? (Ответы детей будут разные. Размышления, рассуждения детей)
2. Изучение нового материала
2.1. Знакомство с картиной В. Васнецова «Баян». Выявление общего настроения картины и переложение его на музыку.
- Давайте услышим музыкальную историю по живописной картине.
Слайд 1.
- Что вы видите на этой картине? (Ответы детей: на холме сидят воины, они трапезничают, отдыхают после битвы, слушают старика и т.д.)
- Это русские воины или зарубежные? (Русские)
- Воины современной армии или из истории? (Исторические)
- Музыка должна звучать русская или зарубежная? (Русская)
- А что еще в этой картине говорит, что музыка этой картины русская? (У старика гусли – русский народный инструмент).
- Обратите внимание на пейзаж. Что вы видите? (Широкие просторы, холмы, русские поля, грозное небо).
- На этой картине Васнецов изобразил холм, позади которого видны родные русские просторы: обширные луга, леса, река. Это то, что нужно защитить, чтобы грядущие поколения могли жить в мире, радоваться всему этому. Большинство собравшихся на холме – воины. Мальчик, сидящий возле князя, скорее всего, является его сыном, которому в будущем предстоит взять на себя правление. Он должен быть готов защищать и вести за собой свой народ. Лица слушателей, серьезные и напряженные. Многие богатыри не смотрят на старца с гуслями, а погружены в свои мысли.
- Какая музыка по характеру может звучать? (Широкая, величавая, гордая и т.д.. Выявляют темповую, динамическую, тембровую, жанровую, ритмическую особенности музыки, движение мелодии, опираясь на особенности картины. (небыстрый темп - нет движущихся предметов на картине; меццо пиано – богатыри отдыхают; мужской голос – поет старик; песенная основа – характерно для русской музыки плавность, певучесть, широта; ровный ритм – характерно для русской музыки; поступенное движение мелодии, нет скачков, музыкальные фразы длинные – связано с просторным пейзажем).
2.2. Знакомство с Былиной о Вольге и Микуле.
2.2.1. Знакомство со вступлением. Выявление общих черт между картиной и былиной.
- А кто этот старик? (Ответы детей)
- На Руси странствующих сказителей называли Баян. Виктор Васнецов также назвал свою картину.
- О чем Баян поет воинам? (О подвигах богатырей, о победе, о битвах, воспевает смелость и мужество русских воинов).
- Как называется народный жанр, рассказывающий о подвигах богатырей? (Былина).
- Баян поет былину воинам. Послушайте начало былины. Может так звучать картина В.Васнецова «Баян»?
(Слушают вступление)Ответы детей. Да.
- Как звучит былина? (спокойно, достойно, широко, величаво, в умеренном темпе, похожа на разговорную речь).
Те же самые слова вы мне говорили, характеризуя мелодию картины «Баян» (Да)
- Ответьте на вопрос. на который в начале урока мы с вами не нашли ответ: может ли картина раскрыть музыкальную историю? (Да).
2.2.2. Творческое задание. (Импровизация).
Слайд 2.
- Сочините первую строчку былины. (Дети поют свои варианты первой строчки. Учитель обращает внимание на то, чтобы у учащихся было спокойное неторопливое пение повествовательного характера).
Делают вывод: особенности былинного напева: спокойный, умеренный темп, небольшой диапазон мелодии (она похожа на распевную разговорную речь).
Слайд 3.
Разучивают по графической записи напев былины. .
2.2.3. Творческое задание. (Анализ соотношения слов и напева в былинах).
- Прочитайте слова продолжения былины и попробовать напеть их на мелодию былины. (Дети столкнуться с трудностью – им необходимо менять напев былины, чтобы все слова были распеты: менять количество звуков во фразах, их длительность, количество фраз в мелодии).
- Как вы думаете что в былине важнее слова или мелодия? (Основу былины составляют слова, а напев следует за словами, каждый раз изменяясь, варьируясь).
3. Закрепление знаний.. Домашнее задание.
3.1. Слушание фрагмента былины. Выводы.
- Давайте послушаем эту часть былины.(Слушание фрагмента былины).
Вывод: Скажите, какую музыкальную историю вам рассказала картина Виктора Васнецова «Баян». (Ответы детей. Она нас познакомила с Баяном и богатырями, которые слушают его неторопливую былину).
Что вы теперь знаете о былине? (Это спокойный неторопливый напев повествовательного характера, в котором поется о подвиге русских богатырей. В былине слова важнее, чем мелодия. Былина относится к народному песенному жанру).
3.2. Домашнее задание: Прочитать былину до конца или послушать до конца и на уроке рассказать о её героях.
4. Рефлексия с использованием приема «Выявление чувственно-эмоционального настроя».
Заключение.
Таким образом, исследования показали, что нтегрированные уроки имеют определённые преимущества:
- Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- Способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- Способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
- Позволяют систематизировать знания;
- Способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- Обладая большой информативной ёмкостью, способствует увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого ребёнка в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- Способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Надо отметить, что каждый учитель волен выбирать форму урока, но самым коротким путём к высокому уровню обученности, к результативности обучения предметам искусств я считаю интеграцию, которая поможет глубоко и всесторонне изучит предмет, явление, познать окружающую действительность.
И в наше время, когда мы страдаем от потери интереса к учению, я считаю, что интегрированные уроки – лучший выход из создавшегося положения, так как интеграция способствует развитию детей, расширяет их жизненный кругозор, а педагогу даёт возможность работать творчески, свободно.
Список литературы и источников.
1. Чикишев О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Пермь: Меркурий, 2012.
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/16/integrirovannye-uroki-kak-sredstvo-obucheniya-mladshego
3. Красильникова М.С. «Музыка: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
4. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/
5. Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» Издательство АПН РСФСР Москва 1962 год.
6. Эльконин Д.Б. «Детская психология» Издательский центр «Академия» Москва 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
"Зимние зарисовки" (интегрированный коррекционный урок музыки и изобразительного искусства) в 1 классе
Урок музыки и изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Зимние зарисовки" составлен для учащихся коррекционных школ для развития творческого воображения, образного мышления, эстетического воспри...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...