"Свирель запела на мосту" - Сценарий мастер-класса по элементарному музицированию в начальной школе.
видеоурок по музыке на тему
Элементарное музицирование - это универсальный метод воспитания творческих способностей не только дошкольников, но и детей младшнго школьного возраста. Я веду уроки музыки в начальной школе, основываясь на принципы методики Карла Орфа. В качестве орфоркестра мы с ребятами используем все имеющиеся у нас инструменты. Мелодическую линию нашего оркестра ведут свирельки Эвелины Смеловой. На всех школьных праздниках ребята с удовольствием исполняют русские народные мелодии, песни разных стран и классические мелодии. И наши творческие достижения мы продемонстрировали на окружном мастер-классе для учителей музыки и педагогов дополнительного образования Юго-Восточного округа г. Москвы. Сценарий мастер-класса и презентацию предлагаю учителям музыки и педагогам допобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мастер-класса | 26.92 КБ |
презентация к мастер-классу | 2.61 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музицировать на свирели со школьниками – значит приобщать обучающихся к истокам культурных народных традиций.
Автор: учитель музыки ГБОУ
Школа № 1394 Азизова Алевтина Исааковна
План – конспект:
Цель мероприятия: Музыкальное воспитание школьников в духе народных традиций.
Слайд / №1 / /Музыка природы: лес и шум ручья…/
Дети читают стихи: «Свирель запела на мосту» -
- Свирель запела на мосту
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну.
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
2.Свирель поет: взошла звезда,
Пастух, гони стада…
И под мостом поет вода:
Смотри, какие быстрины́,
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда…
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда…
3.Смотри, какие быстрины,
Когда ты видел эти сны?..
/слайд 2, / Музыка продолжает играть /
/ Слайд 3 / - выступление детей.
Дети:
1. - В славянской мифологии существует легенда о свирели, что жил-был на свете пастушок по имени Лель. Лелем его назвали в честь Бога любви. Пастух так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован и поражён игрой.
2. - Однажды Бог Лель спустился к пастуху, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук.
3. - Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под неё, а Леля стали звать повелителем птиц.
/Слайд 4 /
-Учитель: и так деревянная трубочка с шестью отверстиями - один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом почти неизменным до наших дней. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом обычных пастухов. Свирель или деревянная флейта имеет множество разных названий в различных странах: сопилка по-украински, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена... В России называется сопелка, жалейка, кувиклы, пыжатка, но более известна под названием "свирель". Свирель является национальным народным инструментом многих народов мира, об этом свидетельствуют археологические находки, документы и, даже, сами инструменты, найденные при раскопках. Можно смело сказать, что свирель до сих пор популярна во всем мире, на всех континентах. Есть сведения, что в эпоху Римской империи флейта-свирель вместе с барабанами, были главными инструментами военных оркестров.
У свирели очень характерный матовый мягкий тембр. Тембр свирели зависит от материала, из которого он изготовлен.
- /слайд5, слайд6 /
-Учитель: Классическая свирель представляет собой камышовую трубку длиной в 30 см. с
шестью звуковыми отверстиями сверху и одним - снизу. У разных народов свирель изготавливается из различных пород дерева. На азиатском континенте, например, свирель изготавливают из бамбука, тембр такой свирели необыкновенно красивый, очень нежный и проникновенный. Американские индейцы делают пан-флейты из мягких пород дерева: это красное дерево, можжевельник и кедр.
У нас в России свирели можно изготовить из ровной ветки любого дерева, которые - без сучков и задоринки… Но мастера используют орешник, ясень, естественно, тростник, т.е. мягкие породы дерева.
Тембр свирели нередко использовался, и используется как солирующий инструмент в составе оркестровых жанров. К сожалению, не всякую музыку можно сыграть на свирели из-за отсутствия звуковой альтерации, хотя некоторые повышения и понижения, можно добиться приоткрыванием зажатого звука. Тем не менее, для свирели-флейты в разное время писались серьезные музыкальные произведения, даже В.А. Моцарт не обошел вниманием тембр свирели.
-А мы с ребятами играем на пластиковой свирели, программу обучения на которой придумала московский педагог музыки Эдельвена Смелова 25 лет назад. Смысл её методики в том, как она сказала:
«Чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали Лелями». – то есть, чтобы дети прониклись народным творчеством, сроднились с интонационным богатством народной музыки и продолжили культурные традиции отцов и дедов.
- И наша цель в элементарном музицировании - не воспитание музыкантов-профессионалов, а воспитание творчески развитой личности, проникнутой уважением и любовью к культурным истокам и к Отечеству в целом…
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание школьников – это не воспитание музыкантов, а, прежде всего, воспитание человека».
Сейчас Э. Смелова живет в Канаде, а продолжателем её методики в России, стали мать и дочь А.И. Конч и Ю.И. Хлад. – педагоги-музыканты г. Москвы.
-- Я с методикой Смеловой познакомилась 11 лет назад на курсах ПК у Артура Зарубы, кандидата педагогических наук, учителя года России — 1992, кавалера почетного знака «Общественное признание» и почетного звания «Рыцарь гуманитарных наук», учителя музыки НОУ «Ломоносовская школа» г. Москвы.
С тех пор со свирелью не расстаюсь. Она для меня главный помощник в музыкальном воспитании школьников. Дети очень любят играть на свирели. Об этом пусть они сами расскажут. Давайте послушаем детей.
-Выступление детей:
- -ученик 1 «Г» класса
- - ученица 2 «А» класса
- -ученики 3х классов
- -ученицы 4х классов
/ Исполнение репертуара:
- «Во саду ли, в огороде»
- «Как под горкой, под горой» - 1е классы
- «Во поле береза стояла» - 1е, 2е классы
- «Солдатушки – бравы ребятушки» - 3и, 4е классы…
- «В лесу родилась елочка» -
- Jingle Bells (бубенцы) –
- «Коробейники» -
Учитель: несколько слов о том, что лично меня привлекает в методике игры на свирели…
1. -Я заметила, что после игры на свирели дети лучше поют: чище интонируют, легче сливаются в хоровом ансамбле, четче произносят текст, а самое главное – лучше держат вокальное дыхание. Поэтому хоровую репетицию начинаю с игры на свирели.
2. - Нередко родители делятся мнением, что, музицируя на свирели, дети реже болеют ОРВ. А, так же, это активная дыхательная гимнастика, способствующая оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их нервных окончаний приводит к улучшению речи ребенка и т. д. и т.п.
3. - И самое важное в данной методике это то, что играть на свирели может научиться любой ребенок, не обладающий особым музыкальным даром, не владеющий нотной грамотой;
4. - Буквально с первых занятий дети влюбляются в свирель, играют мелодии по схеме цифровой записи, и по показу учителя;
5. – Важно отметить в процессе работы попутное знакомство с другими детскими музыкальными инструментами и способами игры на них.
6. – А, так же, – постепенное, ненавязчивое изучение азов нотной грамоты:
-это ритмическое обыгрывание мотива-мелодии;
- запись ритмического рисунка на доске;
- нотная запись мелодии на доске;
- определение музыкального размера;
- разделение мелодии на такты, пение сольфеджио;
-работа над звуковедением, ритмом и т. д.
-выбор ритмического сопровождения;
Учитель: - а теперь давайте мы все вместе помузицируем.
/раздача музыкальных инструментов гостям, показ постановки рук, извлечения звука … /
Русские народные попевки и мелодии:
- Андрей – воробей; - / аккомпанемент ритмических инструментов /
- «Дождик»; - / аккомпанемент треугольников /
- «Василек»; - / аккомпанемент ритмических инструментов …
- «Как под горкой»;
- «Во поле береза стояла»; -
Учитель: уважаемые коллеги, а теперь хотелось бы послушать ваше мнение об этом способе музыкального воспитания…
Обмен мнениями…….
Ученик 1. - Жили — были пастух да пастушка,
Жили — были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.
2. Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли пастух да пастушка,
Где играли свирель да рожок.
- То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка.
- От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
/ Песня «Свирель да рожок» /
Спасибо за внимание, до новых творческих встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Легенда о Волшебной Свирели – одна из любимейших легенд славянской мифологии. Она гласит, что давным-давно жил на свете светловолосый пастушок, чьи родители так сильно любили друг друга, что назвали своё чадо Лелем, в честь бога любви. Пастух так чарующе играл на дудочке, что сам бог Лель был очарован и поражён игрой. Однажды Лель спустился к пастуху, чтобы принести ему в дар волшебную свирель из тростника. Подарок буквально осчастливил пастушка Леля, и он не выпускал инструмент, подаренный богом из рук. Свирель так чудно играла, что даже птицы и звери в лесах пели и танцевали под неё, а Леля стали звать повелителем птиц.
Свирели деревянные
Свирели из бамбука
Самодельные свирели
До новых творческих встреч !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по технике акварели для учащихся начальной школы
Познакомить с элементарными навыками техники живописи акварелью, заключающимися в одном из приемов – последовательном наложении слоев красок и плавного перехода одного цвета другой. Научить пред...
Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...
Инструментальное музицирование в начальной школе с детьми с ОВЗ.
Инструментальное музицирование в начальной школе с детьми с ОВЗ....
Мастер-класс.Презентация на тему "Мой край, моя школа, моя профессиональная деятельность-минем туган ягым,мәктәбем,минем һөнәри эшчәнлегем"
Аксубаем-ак төбәгем!Туган якның гүзәл була —Гади генә бер гөле дә…Ямьле була, кыек булмыйТуган якның бер җире дә...!...
Мастер-класс "Организация и проведение спортивных соревнований в школе"
Сценарий мастер-класса для членов школьных спортивных клубов школьного самоуправления «Лидер-2019» по теме: "Организация и проведенеи спортивных соревнований в школе"...
Мастер-класс, проведённый в рамках районного семинара директоров школ
Мастер-класс по теме "Портфолио саморазвивающегося педагога"...
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "КВН "MY FAMILY"
Мастер-класс разработан специально для обучающихся начальных классов.Цель - развитие интереса к интеллектуальной деятельности, желания играть в игры на английском языке, побуждение в проявлении находч...