Инструментальное музицирование в начальной школе с детьми с ОВЗ.
проект по музыке на тему

АНДРЕЯНОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Инструментальное музицирование в начальной школе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инструментальное музицирование в начальной школе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Программа по музыке и пению, а также по ритмике в общеобразовательной коррекционной школе предусматривает игру на детских музыкальных инструментах. Это один из видов детской исполнительской деятельности, которая привлекает учащихся начальных классов.

Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность младших школьников – на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса или не развита речь – можно играть на колокольчике, барабане, бубне и т.д. - в школьном оркестре всем найдется место.

Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья сопряжены с проблемой дисциплины. Но даже при такой  ситуации есть  положительный результат – дети очень  любят  музицировать  и участвуют  в нем очень  активно: любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.

Реализация творческих способностей учащихся  делает более богатой и содержательной их жизнь. Становление творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

У каждого ребенка есть способности и талант, важно его увидеть и преобразовать. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.

Использование музыкальных инструментов на уроке музыки и ритмики вызывает огромный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вносит разнообразие на уроке, помогает развитию слуха: ладогармонического и тембрового, звуковысотного и метроритмического, динамического  и архетонического, или чувства музыкальной формы, а также  помогает развитию чувства ритма и основных двигательных навыков и умений.

Музицирование на инструментах активизирует музыкальную память и творческое воображение детей, концентрирует внимание, развивает восприятие и фантазию, активизирует творческие способности,  учит понимать и любить музыку, эмоционально отзываться на разные её характеры.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления.

В процессе музицирования на инструментах в оркестре формируются эстетические чувства и эстетическое восприятие детей.  

Игра на инструментах развивает волевые качества детей, такие как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, раскрепощенность, сосредоточенность, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулируется творческую инициативу учащихся.  

Музицирование способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья. Эмоционально-положительный контакт делает детей добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу». Вот почему инструментальное музицирование входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совместное музицирование в оркестре решает  и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый ребенок подчинится единому, строгому замыслу; одаренный ребенок сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого ребенка в общем деле, и дети чувствуют это на таких уроках.

Самым тесным образом инструментальное музицирование на уроках связано со слушанием музыки, вокальным исполнением, импровизацией и двигательными движениями.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных детям инструментах. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и их сопровождением.

Учащиеся открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Особенно нравится детям исполнять русские  народные мелодии в оркестре, позволяющим использовать большое количество музыкальных инструментов – ложки, трещётки, колокольчики, бубны, металлофон, свирель. Играя на музыкальных инструментах в оркестре, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать их.

Планируя уроки, я обязательно продумываю различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, технологии, использую разные формы уроков, средства и методы работы, создающие благоприятные условия на уроках.

Уроки  музыки и ритмики проходят в интересной для детей форме: театрализациях,  ритмических играх и творческих заданиях:

  1. (На театрализованных уроках я применяю, например, озвучивание и импровизацию сказок, подбор музыкальных инструментов к сказочным персонажам и обыгрывание их, придумывание сказок с музыкальными инструментами). Развивая творческие способности учащихся, для таких игр тщательно подбираются музыкальные произведения, а аранжировку к ним придумываем вместе с детьми, подбирая соответствующие инструменты для персонажей сказки, а также дети сами придумывают аранжировку музыки к песням, соответствующую её характеру, подбирая подходящие инструменты.
  2. В ритмических играх с инструментами (бубен, металлофон, ложки), часто применяется игра «Эхо» - один ребёнок передаёт свой ритм, другой должен его повторить, используются речевые игры и попевки, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей учащихся и развитии артистических способностей, а также используется стихотворный ритм. Учащиеся сначала читают стихотворение, затем простукивают его ритм на музыкальных инструментах, а затем соединяют чтение стихотворения с игрой на инструменте.
  3. Игры на инструментах побуждают ребят к творческому поиску и самостоятельности, будят в них желание фантазировать и воображать. Учащимся начальных классов я предлагаю творческие задания: например, что может изобразить этот музыкальный инструмент, подобрать инструмент  подходящий  по  тембру  и характеру  звучания к произведению. А также творческие задания, связанные с импровизацией ритмического рисунка: например, сыграть и спеть свое имя на металлофоне, пианино, придумать мелодию, досочинить мелодию, простучать ритм знакомой песни или стихотворения, сочинить марш на металлофоне, сыграть его на бубне, простучать на палочках, придумать музыкальный рассказ «кто живёт в лесу?» с применением разных музыкальных инструментов, т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя. Игра «Определи инструмент» даёт возможность учащимся сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в эти игры с большой радостью, желанием и интересом. Каждому ребёнку даётся возможность на музыкальном материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее,  он не теряет своей индивидуальности. Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Инструментальное музицирование на уроках является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей.

Играя на музыкальных инструментах, параллельно идёт работа над метроритмом. Дети при помощи ударных инструментов (треугольников, бубнов, ложек, палочек) сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии.

Особое значение уделяется игре на металлофоне и детском пианино. Игра на этих инструментах способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Обучение  на инструментах проводится как с целым классом (группой), так и  индивидуально. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Немаловажное значение уделяется технике игры на металлофоне молоточком, правильное расположение руки и пальцев при игре на пианино. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструментах дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла, маленький дождик и ливень. После того, как дети почувствуют, что звуки металлофона и пианино могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и научатся выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала учащиеся начальных классов знакомятся с попевками, поют ее  всей группой и индивидуально, потом учатся точно воспроизводить ритм. Для этого я предлагаю  прохлопать или простучать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. При этом дети  учатся согласовывать свои движения с пением, с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не отставать.

Освоение звуков (высоких и низких, долгих и коротких, громких и тихих) на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях. В результате дети овладевают навыками направления движения мелодии (на одном месте, скачки, поступенное движение).

Овладевая средством музыкальной выразительности – динамикой, дети учатся постепенно усиливать звучание на своих инструментах от тихого (пиано) к громкому (форте), т.е. исполнять динамическое крещендо.

Музицирование на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, использование музыкально-дидактических игр, используется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на уроках музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к урокам музыки и ритмики, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Музицирование на инструментах эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности: в пении улучшается качество интонирования (поют чище и выразительнее), в музыкально – ритмических движениях (чётче воспроизводят ритм).

Инструментальное  музицирование – это, прежде  всего  форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его  музыкального языка. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в школе инструментальный кружок «Озорные ложки», куда ходят учащиеся по желанию и своим интересам.

Ансамбль ложкарей является действенным средством развития музыкального восприятия и метроритмического слуха, памяти и музыкально-ритмических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит слушать партнёра и учит музыкальному мышлению.

Музицирование в ансамбле ложкарей дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, игра на инструментах приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На уроках царит атмосфера увлечённости. Эмоциональная сфера детей обогащается постоянным общением с народной и классической музыкой. Дети творят ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает их. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в свои силы, воспитывает целостную и творческую личность.

Свои наработанные музыкальные номера ребята показывают на школьных праздниках перед одноклассниками, учителями и родителями, а также неоднократно были финалистами и победителями в областных конкурсах художественной самодеятельности среди общеобразовательных коррекционных школ.

Музицируя в ансамбле, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности за правильное исполнение своей партии, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной задачи, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа «Роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ»

Целью данной работы являляется  раскрытие понимания того, что роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ является наиболее значимой в учебном процессе, как с...

Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»

Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки

Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки  по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...

"Свирель запела на мосту" - Сценарий мастер-класса по элементарному музицированию в начальной школе.

Элементарное музицирование - это универсальный метод  воспитания творческих способностей не только дошкольников, но и детей младшнго школьного возраста. Я веду уроки музыки в начальной школе, осн...

Особенности инструментального музицирования в работе с детьми с ограниченными возможностями

 Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается во взаимосвязи с речевым. Р...

Динамические паузы в начальной школе с детьми с ОВЗ

Социальный проект "Динамические паузы в начальной школе с детьми с ОВЗ" реализует ученица 11 класса Афёнова Ксения в 2023-2024 учебном году под моим руководством.Цель проекта - сох...