"Эхо войны в творчестве композиторов авторской песни" внеклассное мероприятие
план-конспект занятия по музыке (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учеников старших классов, посвященное, теме Великой Отечественной войны и Победы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eho_voyny_novyy_variant.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ в 9-10 классах

Тема:  «Эхо войны в творчестве композиторов бардов»

Цель:  Вспомнить и почтить память великого подвига советского народа в годы ВОВ, через песенное творчество композиторов авторской песни.

Наглядные пособия: Иллюстрации и репродукции картин, изображающие события  войны: плакат «Родина мать зовет»;  «Александр Невский» П.Корина; «Перед атакой», «Не замай – дай подойти» В.Верещагина и др. Портреты композиторов авторской песни: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Розенбаума, Л.Сергеева.

Ход занятия:

Ребята заходят в класс. Звучит песня А.Розенбаума «А может, не было войны».

Учитель:  Прошло почти 70 лет, как закончилась война, но до сих пор не зажила боль утраты по погибшим. И каждый год в День великой Победы идут к могилам погибших солдат люди, чтоб еще и еще раз вспомнить и почтить память всех тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо, за будущее нашей Родины.

Ученик: «Я помню первый день войны – и страх и лай зениток,

И об отце скупые сны – живом, а не убитом.

Война ворвалась стоном «жди» в бессонницу солдаток.

Еще все было впереди – и горе и расплата» (А.Дементьев)

Учитель:        Наверное, также как  и многие в то время, думал об отце Александр Розенбаум – сын солдата, прошедшего Великую Отечественную войну, ленинградец, влюбленный в свой город, знавший войну не понаслышке, опаленный ее грозным дыханием, поэт и композитор, врач скорой помощи, исповедующий константу памяти, как некий камертон чистоты. Не бейся в каждой строке и ноте его песен о городе на Неве изумленное преклонение перед реквиемом блокады, не стали бы его петь солдаты и рабочие, студенты и первопроходцы – геологи.

Ученик: «На Пискаревском кладбище

На последней черте, не цветы, не венок

На могильной плите

Только хлеба кусок и записка была

«Ты прости меня доченька, что тогда не смогла

Этот хлеб тебе дать».

Звучит песня А.Розенбаума «На дороге жизни».

Учитель – Трагичны и горьки страницы войны. В каждом доме, селе, городе кричала боль, потеря. Мрачные обелиски в  памяти: детские концлагеря смерти, тюрьмы, сожженные заживо деревни, разрушенные города.

«Вновь иней на деревьях стынет.

По синеве, по тишине.

Звонят колокола Хатыни.

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали,

И до сих пор не смолк их крик» (А.Дементьев).

(Звучит песня А.Розенбаума «Бабий Яр»).

Учитель - Ребята, давайте вспомним о тех, кто ушел в свой первый бой, но еще не значился в списках, защищая Брестскую крепость и многие другие рубежи нашей Родины в самые первые дни войны, и исполним песню В.Берковского «Вспомните ребята».

 (Звучит песня, а на экране демонстрируются фрагменты фильма «Брестская крепость»).

Звучит песня в исполнении Б.Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая».

Учитель -  Ребята,  наверное, вы узнали этот голос?

Ответ учеников -  Да. Эта песня Булата Окуджавы.

Учитель - Правильно. Об этом талантливом писателе, литературоведе и композиторе авторской песни драматург Володин говорил – «Это он положил начало созданию фольклора городской интеллигенции», и еще добавил: «Народ, очевидно, становится все интеллигентнее, поэтому Окуджаву поют все».

Мальчишкой Булат Окуджава убежал  на фронт, был ранен, дошел до Берлина. И эти строки, наверное, могли бы быть и о нем –

Ученик - «В далекий год, простясь с учителями,

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях и в штыковых. (А.Дементьев).

Его песню «А нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал»  фронтовики восприняли как свою, хотя и создавалась она в послевоенные 70-е годы. (Ребята исполняют песню «А нам нужна одна победа», на экране фрагмент фильма «Белорусский вокзал»).

Учитель -  Первые бои, необстрелянные мальчишки, и та же горечь утраты, в песне композитора Леонида Сергеева «Колоколенка». Как  пронзительно мужественно она звучат. Эта песня очень схожа с событиями фильма «9 рота», еще мне хочется добавить, что Леонид Сергеев наш земляк, окончивший более 40 лет назад гимназию № 94 города Казани.

(Звучит песня «Колоколенка»)

Учитель -  Эта песня перекликается с песней Владимира Шаинского «Шел в атаку яростно 41 год». Кто из вас напомнит нам текст этой песни?

Ученик - Шел в атаку яростно 41 год,

У деревни Крюково погибает взвод,

Все патроны кончались, больше нет гранат.

Их в живых осталось только семеро молодых ребят.

Лейтенант израненный прохрипел вперед.

У деревни Крюково погибает взвод…

( Исполнение песни солистами)

1Ученик - Я под старым Осколом убит.

Я не в братской могиле зарыт.

Я лежу, а вокруг ни души,

Надо мною одни камыши.

2Ученик - Завтра вечер у нас выпускной,

Вы зайдите ребята за мной.

Я к вам в новой рубашке приду,

Как тогда в довоенном году.

3 Ученик - Наступает в березах рассвет

И мальчишки 16 лет

Провожают девчонок домой,

А меня до межи роковой.

(Звучит песня В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя»).

Учитель -  Вновь горькая боль утраты, но уже в стихах В.Высоцкого, о котором журналисты писали «Ты Вечности заложник у времени в плену».

 Ученик - «Мерцал закат как сталь,

свою добычу смерть искала….»(прочтение стихотворения Владимира Высоцкого).

(Ребята исполняют «Песня о друге» В. Высоцкого.)

Учитель – Девочки, я смотрю на ваши лица,

сколько прелести, свежести в них! Сколько в ваших глазах нежности, лукавого озорства, во взгляде, сколько надежды на будущее. А ведь и у тех девчонок сороковых также светились глаза!

«Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда….

Текла красавиц юных череда

Все шли и шли они из средней школы

С филфаков, из МЭИ и из МАИ.

Цвет юности. Элита комсомола.

Тургеневские девушки мои».

Звучит фрагмент песни Б.Окуджавы «Ах война, что ты  сделала подлая»

1Ученик - На батареи были сплошь – девчонки-

А старшей было 18 лет;

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые, с крестами на броне.

2 Ученик - И старшая, как от кошмара заслонялась рукой,

Скомандовала только:

  • Батарея а-а-а!

«Ой, мамочка! Ой, родная! Огонь…..

3 Ученик - И – залп! И тут они заголосили девчоночки

Запричитали всласть! …..

4 Ученик - Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слезы по щекам.

И падали, и подымались снова

Впервые защищая наяву, и честь свою

(В буквальном смысле слова),

И Родину, и маму, и Москву! (Р. Рождественский).

(Звучит песня А.Розенбаума  «Вальс на плоскости»).

Учитель - Полем вдоль берега крутого мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат…

Шел не щадя жизни, шел через пекло войны к победе.

И дошел до нее. Но еще долго, а может, всю оставшуюся жизнь сохранил он в памяти ее страшные картины..

(Звучит песня А. Розенбаума  «Я часто просыпаюсь в тишине»).

1Ученик - «Немецкий лес, немецкая трава

И рядом русский поднялся солдат.

А над солдатом  неба синева

Как материнский взгляд.

2 Ученик - Стоит солдат, и взгляд его тяжел.

Над ним в Россию пролетают птицы.

И он давно б на Родину ушел

Да вот друзей не может  добудиться.

А дома ждали…. 10; 20; 30 лет. Пока видели глаза, смотрели матери на дорогу…..

Исполняется учителем «Баллада матери» (на стихи А. Дементьева)

Учитель - Три года не поднималась трава  на Мамаевом Кургане, да и как ей было подняться, если все  она была – искореженное железо, обильно политая кровью. Но поднялась на Мамаевом Кургане Красная стена, усыпанная золотыми бликами - фамилиями, погибших на этой земле солдат.

        (Звучит песня А.Розенбаума «Красная стена»).

Учитель - Закончилась война и притупилась боль, но почему же ребята каждое поколение вновь и вновь обращается к этой теме. Ведь так много уже сказано, и написано. Но эта тема как оголенный нерв. Сколько новой боли и страдания принесла « афганская война», более 30 лет прошло, как вышли войска, а кажется, что это было вчера…. Трагические события в Чечне рождают новые стихи и песни.

(Ученик читает стихотворение «Орден»).

Исполняется песня «Комбат» из репертуара группы «Любе», «Там за туманами».

Учитель -  Звание солдата, офицера - защитника Родины с давних  времен с гордостью несли наши воины. И мне думается, что это будет всегда. Гимном наших офицеров, солдат стала песня О.Газманова «Господа офицеры».

 (Исполняется песня «Господа офицеры»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия А.С. Пушкина в творчестве композиторов

Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.Задачи:образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»...

Внеклассное мероприятие: беседа-концерт о творчестве композитора Э.Грига "Северный Волшебник"

Литературно-музыкальная композиция с использованием призентации в интересной форме рассказывает учащимся о биографии,жизненном и творческом пути Эдварда Грига....

Урок литературы в 11 классе. "Авторская песня.Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого»

На уроке  рассматривается  место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизн...

“Тема войны в творчестве художников, композиторов и поэтов - песенников”

Сценарий мероприятия для детей среднего школьного возраста в рамках месячника военно-патриотической работы....

Внеклассное мероприятие "Времена года.Осень в творчестве композиторов, поэтов и художников"

Вступительное слово учителя:«Природа – это универсальный и прекрасный мир, который всегда вдохновлял поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они ...

внеклассное мероприятие "Творчество композитора Ю. Весняка"

познакомить гостей "ДШИ" с творчеством Ю. Весняка...

"Творческая копилка" Тематические мероприятия посвященные творчеству композиторов.

Тематические мероприятия посвященные  творчеству композиторов....