Поэзия А.С. Пушкина в творчестве композиторов
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме
Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.
Задачи:образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»;
развивающая – развитие творческих способностей учащихся, музыкально- сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку.
Методы: импровизация, забегание вперёд и возвращения назад.
Музыкальный материал: Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова; «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней; «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание.
Оборудование: музыкальные инструменты – барабаны, треугольники, металлофоны, фортепиано, аккордеон; проигрыватель, магнитофон; портреты–А.С.Пушкина, Н.А.Римского–Корсакова, Г.В.Свиридова; раздаточный материал, иллюстрации персонажей сказки «Золотой петушок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_aleksandra_sergeevicha_pushkina_v_tvorchestve_kompozitorov..doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе.
Учитель: Виноградова Инна Геннадьевна
Берновская СОШ
Тема: Поэзия Александра Сергеевича Пушкина в творчестве композиторов.
Цель: показать разнообразие музыкальных жанров по произведениям А.С.Пушкина.
Задачи: образовательная – закрепление элементов музыкальной речи, понятие «опера»;
развивающая – развитие творческих способностей учащихся, музыкально- сенсорных способностей, эмоционального отклика на музыку.
Методы: импровизация, забегание вперёд и возвращения назад.
Музыкальный материал: Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова; «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней; «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание.
Оборудование: музыкальные инструменты – барабаны, треугольники, металлофоны, фортепиано, аккордеон; проигрыватель, магнитофон; портреты–А.С.Пушкина, Н.А.Римского–Корсакова, Г.В.Свиридова; раздаточный материал, иллюстрации персонажей сказки «Золотой петушок».
Ход урока.
Музыкальное приветствие.
- Сообщение темы, цели урока. Вступительная беседа.
- У каждого композитора есть любимые поэты, на стихи которых он пишет песни и романсы, однако среди них есть самый любимый. Как вы думаете, кто был самым любимым поэтом у Михаила Ивановича Глинки? (А.С.Пушкин)
-Тема нашего урока «Поэзия Александра Сергеевича Пушкина в творчестве композиторов» (на доске портрет А.С. Пушкина)
- О количестве музыкальных произведений, написанных на стихи и сюжеты Александра Сергеевича можно судить по таким фактам. Более тысячи композиторов обращались к его творчеству. Это М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, П.Бородин, Д.Д. Шостакович и многие другие.
Около 500 сочинений великого поэта (поэзия, проза, драмы, сказки) легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, свыше 2000 романсов, наконец, это музыка к спектаклям, кинофильмам, теле- и радиопередачам.
Главная причина тут, прежде всего в лиризме пушкинских строк, в их музыкальности, певучести. Об этом пишет и сам П.И.Чайковский:
«Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки… Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
И вот сегодня мы слушаем эту музыку.
II. Темы Воеводы, Золотого петушка, Звездочёта, Царя Дадона из оперы «Золотой Петушок» Н.А.Римского – Корсакова.
1.Вступление к опере «Золотой петушок» - слушание отрывка.
- Сейчас вы услышите отрывок уже знакомого вам произведения. Вспомните чьё это произведение и как оно называется. (слушание)
- Кто главные персонажи этой оперы?
(на доске иллюстрации с изображением Воеводы, Золотого Петушка, Звездочёта, Царя Дадона)
- Какой характер музыки у этих героев?
- С помощью каких инструментов их можем изобразить?
Воевода – барабан – строгий, грозный, твёрдый.
Золотой Петушка – металлофон – воинственный.
Звездочёт – треугольник – загадочный.
Царь Дадон – фортепиано – сонный, ленивый, старый.
2. Озвучивание теста – импровизация.
Читаю начало сказки со слов: «Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка…» до слов:
«Царь к окошку, - ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток ».
Учащиеся изображают с помощью инструментов персонажи, по мере их появления в чтении текста.
3.Слушание тем Звездочёта, Петушка, Воеводы, Царя.
- Сейчас мы услышим, как Н.А.Римский-Корсаков изобразил этих героев.
У вас на столе карточки с изображением персонажей: во время слушания произведения поднимите ту карточку, чья тема звучит. (слушание, выполнение задания)
4.Итог.
- Какой жанр музыкального произведения вы слушали?
- Что такое опера?
III. «Зимний вечер» муз. М.Л.Яковлева – работа над песней.
1. Проверка домашнего задания.
- На стихи А.С.Пушкина написано много песен, романсов. Назовите их.
2. Распевание.
- Какую песню на стихи Пушкина мы знаем? (Зимний вечер)
- О чём она?
- О чём говорится в 1 куплете? (о буре)
- Давайте изобразим бурю, то усиливая, то ослабевая звук.
(исполнение гаммы C, D, E вверх усиливая звук, вниз–затихая)
3. Исполнение песни..
- Исполняя песню «Зимний вечер» подумайте, какие элементы музыкальной речи помогают нам выразительно исполнить песню.
- исполнение.
- ответы учащихся (динамика, темп, ритм, штрихи)
- Как изменялись элементы музыкальной речи и почему?
- С помощью элементов музыкальной речи мы выразили настроение, характер произведения. А вот с чьей помощью мы можем изобразить музыку?
IV. «Тройка» музыкальная иллюстрация к повести «Метель» Г.В.Свиридова – слушание, цветовое оформление.
1.Вступительная беседа.
- Сейчас мы услышим ещё один жанр музыкальных произведений – это музыкальная иллюстрация «Тройка» к повести Пушкина «Метель», написанная Георгием Васильевичем Свиридовым.
Уже из названия этого произведения мы можем понять о каком времени года идёт речь?
И вот сейчас вы превратитесь в художников и с помощью волшебных красок нарисуете музыку, которую услышите.
Итак, закройте глаза и представьте себе:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый предадимся бегу
Нетерпеливого коня,
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые
И берег милый для меня.
2. Слушание, работа с красками.
Во время слушания учащиеся создают цветовой фон.
Громкая, тревожная музыка – тёмные, холодные тона.
Тихая, мягкая, нежная музыка – светлые, тёплые тона.
3.Анализ рисунков, выставление оценок.
4.Домашнее задание.
- На цветовой гамме, получившейся у вас нарисовать сюжет, который вы представили себе под эту музыку.
V. Итог урока.
- Сегодня мы слушали и исполняли музыкальные произведения, которые написаны по произведениям А.С.Пушкина. Назовите эти произведения и композиторов, которые их сочинили.
- К каким музыкальным жанрам они относятся?
В заключении исполняется Гимн школы «Пушкинская школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского, Т.Хренникова,В.Соловьёва-Седого,М.Блантера"
13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Бланте...
Пространство и время в творчестве композиторов XX века.
Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов XX века....
Кроссворды "Жизнь и творчество композиторов"
Уважаемые коллеги, представляю Вам проверочный материал на знание фактов из жизни и творчества Великих русских и зарубежных композиторов С.С.Прокофьева и Э.Грига в виде кросвордов....
«Тема детства в творчестве композиторов» О.Н.Хромушин
Тема: «Тема детства в творчестве композиторов» 4 класс. Обращение к творчеству О.Н.Хромушина...
Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов.
Презентация "Времена года в поэзии А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов" 6 класс...
Технологическая карта и ход урока «Сказочные образы поэзии А. Пушкина в опере композитора Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» .
Урок актуализации знаний и умений. 4 класс. 1 четверть. Раздел «День, полный событий»....