открытый урок в 5 классе "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
презентация к уроку "Музыкальная живопись Мусоргского. "Картинки с выставки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку часть1 | 2.89 МБ |
презентация к уроку часть2 | 1.25 МБ |
конспект урока | 23.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картинная галерея
Рисунки В. Гартмана
М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)
Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»
Избушка на курьих ножках
Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит
Морис Равель
Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет
1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»
2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.
3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).
Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.
Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.
Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Воспитывать чувство уважения и любви к
творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.
2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.
Оборудование урока: аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приёмы: беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.
Ход урока
- Организационный момент:
- музыкальное приветствие;
- Разминка.
Блиц-опрос
- Что такое «программное произведение»?
- Вступление бывает в начале или в конце произведения?
- Сколько нот в музыке?
- Что такое «темп»?
- Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
- Что такое «опера»?
- Как называется большое количество людей, поющих вместе?
- Что такое «динамика»?
- Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
- Какую форму имеет песня?
Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)
Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. ( слайд 3) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)
Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может)
О чём же мы с вами сегодня будем говорить?
О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.
Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.
В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)
М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.
Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.
У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)
Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.
Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».
Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.
Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7)
«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес , но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.
Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)
«Прогулка»
Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.
Попробуйте «пошагать» под эту музыку.
Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.
- Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)
Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?
Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.
Слайд 10 «Балет невылупившихся птенцов»
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.
Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.
(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)
- Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
- Верно.
- Слайд 11 «Городские ворота в Киеве»
- «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)
Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.
- (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)
Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».
Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)
Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.
Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).
А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)
- Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15)
- Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
- «Викторина»
- - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
- - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
- - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
- - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
- - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
- - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель)
В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки
Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...
Разработка открытого урока по теме "Живопись Англии 18-19 столетия".
Разработка открытого урока по теме Живопись Англии 18-19 века....
Урок музыки по теме: "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616259","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)
Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образованияКраснодарский гуманитарно-технологический колледж РАССМОТРЕНО ...
Тест по теме "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки"
Тест позволяет проверить, насколько пятиклассники усвоили тему "Музыкальная живопись М.П.Мусоргского. "Картинки с выставки". В тесте есть как закрытые, так и открытые вопросы. Материал для опреде...
М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
Технологическая карта урока...
конспект открытого урока по предмету "Живопись"2 кл.
Теоретическая часть урока основана на изучении законов цветоведения....