М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: музыка Класс: 5 УМК: Д.Б. Кабалевский
Тема урока: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- выделять информацию, существенную для решения вопросов, под руководством учителя (1 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | ||||||||
Предметные УД | • опознают понятие «сюита», адекватно используют его в собственной речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи | ||||||||
• называют пьесы из сюиты М.П.Мусоргского | 2 уровень — воспроизведение | |||||||||
• определяют музыкальные фрагменты, прослушанные на уроке | 3 уровень — самостоятельное индивидуальное выполнение | |||||||||
Регулятивные УУД | • самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий | ||||||||
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах исторического исследования | |||||||||
Познавательные УУД | • выделяют информацию для решения вопросов | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся | ||||||||
Коммуникативные УУД | • готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя | ||||||||
Личностные УУД | • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 1 уровень — выполнение учебного действия с использованием нот разного цвета | ||||||||
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | ||||
Мотивационно-целевой этап 10 минут | • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Создание проблемной ситуации сомнения | Фронтальная Индивидуальная | 1. Приветствует учеников, настраивает на учебную деятельность. 2. Задает вопрос: Ребята, вы были когда-нибудь на выставке картин? Хотелось бы вам побывать на выставке? Что можно увидеть? 3. Сообщает: Сегодня мы «посетим» выставку картин, поможет нам в этом музыка русского композитора М.П.Мусоргского, демонстрирует слайд №1 с темой урока 4. Демонстрирует слайд № 2 с картинами: Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? 5. Предлагает сформулировать возникшие вопросы и записать их в тетрадь. | 1. Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность. 2. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями
3. Слушают, обдумывают информацию, просматривают слайд 4.Высказывают предположения о том, что объединяет рисунки. Обнаруживают расхождения во мнениях и осознают неполноту своих знаний. 5. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы на уроке, чтобы разрешить возникшие сомнения. (Цель урока) | Личностные УУД: - доброжелательно и эмоционально отзываться Познавательные УУД: - проявлять интерес к новому содержанию; - воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное. Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные УУД: - определять цели учебной деятельности. | ||||
Ориентировочный этап | • организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | Беседа | Групповая, фронтальная | 1. Задает вопрос: Как мы сможем найти ответы на вопросы, чем займемся на уроке? | 1. Называют способы получения информации и определяют последовательность действий | Регулятивные УУД: - планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. | ||||
Поисково-исследовательский этап | • организовать осмысленное восприятие новой информации | Рассказ | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Групповая
Индивидуальная Фронтальная Групповая Индивидуальная | 1. Сообщает информацию о композиторе (слайд № 3), рассказывает историю создания сюиты «Картинки с выставки» (слайд № 4, 5), дает определение «сюиты» (слайд № 6,7), называет все пьесы (слайд № 8). 2. Предлагает отметить вопросы, на которые получены ответы из первой части рассказа. 3. Демонстрирует слайд № 9 «Часы с кукушкой» и предлагает описать рисунок. 4. Задает вопрос: кто хозяйка этого дома? 5. Сообщает о том, что М.П.Мусоргский, глядя на картину, тоже представил Бабу-Ягу 6. Раздает стихотворения, предлагает прослушать пьесу «Избушка на курьих ножках», подобрать более точное стихотворение для образа Бабы-Яги. 7. Предлагает поделиться впечатлениями, объяснить свой выбор (слайд № 10) 8. Сообщает информацию о картине художника к балету «Трильби» (слайд № 11) 9. Предлагает послушать пьесу «Балет невылупившихся птенцов», подобрать определения из словаря эстетических эмоций. 10. Предлагает отметить вопросы, на которые получены ответы из второй части рассказа | 1. Слушают новый материал 2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.
3. Просматривают слайд, делятся впечатлениями 4. Предлагают варианты ответа, приходят к общему мнению, что хозяйка домика – Баба-Яга. 5. Слушают новый материал 6. Слушают музыку, подбирают стихотворение. 7. Делятся впечатлениями, объясняют свой выбор. 8. Слушают новый материал 9. Слушают музыку, подбирают определения 10. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; - выдвигать и обосновывать гипотезу; Коммуникативные УУД: - вступать в диалог, с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли; - формулировать свое мнение и позицию; - аргументировать свою точку зрения Регулятивные УУД: - слушать вопросы и отвечать на них. Предметные УУД: -характеризовать музыкальный образ; - подбирать точные определения для звучания музыки; | ||||
Практический этап | • обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Исполнение песни Тест
Слушание музыки | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | 1. Предлагает исполнить «Песню о картинах» (слайд № 12,13,14) 2. Демонстрирует слайд № 15 с вопросами, предлагает на них ответить на карточках. 3. Демонстрирует слайд № 16 с ответами, предлагает обменяться карточками, проверить ответы. 4. Предлагает прослушать музыкальные фрагменты (слайд № 17), узнать знакомые пьесы, отметить в карточке цифрой порядковый номер каждого фрагмента. 5. Демонстрирует слайд № 18 с заполненной карточкой, предлагает проверить ответы ученикам, на основе критериев на слайде № 19 выставить отметки. | 1. Исполняют «Песню о картинах» 2. Записывают на карточках порядковый номер и ответ 3. Обмениваются карточками, проверяют ответы. 4. Слушают музыкальные фрагменты, узнают знакомые пьесы, отмечают порядковый номер каждого фрагмента. 5. Просматривают слайд, проверяют ответы, выставляют отметки на основе критериев на слайде. | Личностные УУД: - осваивать роль певца. Предметные УУД: - исполнять произведение в характере. Коммуникативные УУД: - устанавливать рабочие отношения в группе; - участвовать в коллективном исполнении; - взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками; Регулятивные УУД: - понимать и выполнять задания учителя; - воспринимать музыку как образное искусство; - адекватно оценивать ответы товарищей; Познавательные УУД: - поиск и выделение нужной информации. | ||||
Рефлексивно-оценочный этап | • осмысление процесса и результата деятельности | Беседа | Индивидуальная, Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | 1. Предлагает оценить факт достижения цели урока 2. Предлагает записать домашнее задание: нарисовать Бабу-Ягу, которую представили под музыку. 3. Обращает внимание на нотки разного цвета, предлагает выбрать ту, которая соответствует настроению на уроке и закрепить ее на доске (слайды « 20, 21) | 1. Оценивают степень достижения цели 2. Записывают домашнее задание. 3. Выбирают нотку, крепят на доске. | Регулятивные УУД: - санкционировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: - адекватно и наглядно отображать свое настроение |
Самоанализ урока
Предмет: музыка Класс: 5 Программа: Б.Д.Кабалевский
Тема урока: М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД | - доброжелательно и эмоционально отзываться. - проявлять интерес к новому содержанию; - воспроизводить знания в устной форме. - участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное; - осознавать неполноту знаний; - определять цели учебной деятельности. | 1 уровень 2 уровень 1 уровень 1 уровень 2 уровень | 1. Ученики пришли на урок «не в настроении» 2. Ученики не хотят «побывать» на выставке картин 3. Ученик не могут сформулировать задачи урока | 1. Предложить улыбнуться друг другу 2. Рассказать вымышленную историю о посещении выставки картин 3. Задать наталкивающие вопросы |
Ориентировоч-ный этап | Регулятивные УУД | - планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. | 1 уровень | 1. Ученики не могут спланировать свою деятельность 2. Ученики не знают, какими способами можно найти ответы на вопросы | 1. Дать время на обсуждение плана действий в группе. 2. Обратить внимание учеников на имеющиеся в классе компьютер, экран, колонки |
Поисково-исследователь-ский этап | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Предметные УУД | - извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; - выдвигать и обосновывать гипотезу. - вступать в диалог, с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли; - формулировать свое мнение и позицию; - аргументировать свою точку зрения. - слушать вопросы и отвечать на них. -характеризовать музыкальный образ; - подбирать точные определения для звучания музыки; | 2 уровень 2 уровень 3 уровень 2 уровень | 1. Ученик не могут выбрать нужную информацию из рассказа учителя 2. Ученики не слушают друг друга 3. Ученики не могут дать характеристику музыкальному образу 4. Ученик не могут подобрать точные определения для звучания музыки 5. Ученики не могут аргументировать выбор стихотворения для Бабы-Яги. | 1. Обратить внимание на записанные вопросы перед рассказом учителя 2. Установить порядок выступлений в группе (по кругу по часовой стрелке) 3. Предложить обратиться к «Словарю эстетических эмоций» 4. Предложить поработать в паре 5. Дать время на обсуждение аргументов в группе. |
Практический этап | Личностные УУД Предметные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД | - осваивать роль певца. - исполнять произведение в характере. - устанавливать рабочие отношения в группе; - участвовать в коллективном исполнении; - взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. - понимать и выполнять задания учителя; - воспринимать музыку как образное искусство; - адекватно оценивать ответы товарищей; - поиск и выделение нужной информации. | 3 уровень 2 уровень 2 уровень 2 уровень 1 уровень | 1. Ученик забыли слова песни 2. Ученики не поняли, как отвечать на вопросы 3. Ученики не могут адекватно оценить ответы одноклассников | 1. Предложить карточки со словами песни 2. Объяснить еще раз, как выполнять задание 3. Обратить внимание на критерии оценивания (показать повторно слайд) |
Рефлексивно-оценочный этап | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | - санкционировать факт завершения действий - адекватно и наглядно отображать свое настроение | 2 уровень 2 уровень | 1. Ученики, рассказывая о найденных ответах, ограничиваются отдельными фразами 2. Ученики не могут выбрать цвет нотки | 1. Выбрать ученика, который демонстрирует полный ответ 2. Рассказать о соответствии цветов настроению человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки
Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...
Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия"
Персональная книжная выставка "Имя, без которого невозможна Россия" посвящена известному ученому, автору фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы Д.С.Лихачеву. Выставка рас...
Положение о проведении выставки-конкурса творческих работ учащихся, их родных и сотрудников школы
Ежегодно в нашей школе (ГОУ СОШ № 693 г. Москвы) мы проводим выставку работ по рукоделию, декоративно-прикладному искусству, керамике, вышивке, вязанию, изобразительному искусству и т.д., и т.п. С каж...
Положение о проведении школьной выставки - ярмарки "Осенняя мозаика"
Разработка Положения предназначена для учителей технологии (технический труд) и (обслуживающий труд), преподающих в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы.Положенте поможет организовать и провести...
Обобщение опыта работы по подготовке и проведению выставки
описание опыта работы по подготовке и проведению выставки...
Материал к выставке литературы"Хорошие книги живут долго"
Материал участника конкурса "Учитель года 2012" "Созвездие" в номинации "Досуг моей библиотеки....
Экскурсия в литературный салон. Открытие выставки, посвященной 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года
Президент РФ Дмитрий Медведев в январе подписал Указ о проведении в 2012 году Года российской истории. Уже сейчас в Вязьме проходят различные мероприятия, посвященные одному из знаменательных...