Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
статья по музыке на тему
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений в наше время. Вот почему концепция ФГОС 2 поколения ориентирована на становление личностных характеристик выпускника –
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества…
УМК «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. И. Шмагина, образовательной системы «Школа России» целенаправленно развивает эту линию, начиная с 1 класса.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 18.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений в наше время. Вот почему концепция ФГОС 2 поколения ориентирована на становление личностных характеристик выпускника –
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества…
УМК «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. И. Шмагина, образовательной системы «Школа России» целенаправленно развивает эту линию, начиная с 1 класса.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Духовно – нравственное развитие включает в начальной школе четыре раздела тем:
"Россия – Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.
Продолжают эту линию в среднем звене такие темы как:
5 касс:
«Россия, Россия нет слова красивей», «Фольклор в музыке русских композиторов», «Всю жизнь несу Родину в душе», Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…», Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». Колокольность в музыке и изобразительном искусстве «Весть святого торжества», «Образы борьбы и победы в искусстве» , «О подвигах, о доблести, о славе».
6 класс:
«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов», «Образы русской народной и духовной музыки», «Народное искусство Древней Руси»,«Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт», «Фрески Софии Киевской», «Перезвоны», «Молитва», «Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха» «Полифония. Фуга. Хорал», «Образы скорби и печали. Фортуна правит миром».
7 класс:
«Классика и современность», «В музыкальном театре. Опера. «Иван Сусанин», « Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера», «Героическая тема в русской музыке», « Сюжеты и образы духовной музыки», «Рок-опера« Иисус Христос суперзвезда», «Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка».
Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому, что она учит любви к ближнему, милосердию, состраданию к человеку, развивает чувство красоты, гармонии.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим также использую ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей, личностно-развивающей ситуации.
На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, занимательный материал, выполнение творческих заданий.
Всё это совместно обеспечивает психологическую адаптацию к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности. Один из путей музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи образования школьников. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся, как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Литература:
1.Исаева Л.А., Кириленко Н.П., Мишутина О.В., Пугачева С.В. «Урок музыки - урок искусства» Издательство Саратовского педагогического института 2001 г.
2.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Т.С. Шмагина «Музыка» 1- 4 класс методическое пособие для учителя М. «Просвещение» 2012 г.
3.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 5-6 классы Пособие для учителя М. «Просвещение» 2012 г.
4.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 7 класс Пособие для учителя М. «Просвещение» 2012г.
5 СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.ФГОСНОО, СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ФГОС СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
.http://br59.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/fgos_noo/standarty_vtorogo_pokolenija_fgos_noo/8-1-0-67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/
В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания; пути их реализации как на уроках физики, так и...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка
Конспект открытого урока "Духовно-нравственно воспитание учащихся на уроках русского языка. Определенно-личные предложения." Урок содержит дополнительный речеведческий материал и презентацию....
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка
главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учи...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.
Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоцион...
- Мне нравится (1)