Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке музыки средствами ИКТ"
статья по музыке

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке музыки средствами ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukh._nravstv._vosp.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках  музыки средствами ИКТ

Чепухин Сергей Альбертович,  учитель музыки

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. И именно на уроках музыки и искусства этот вопрос находит свой ответ. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”

В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Существует множество видов музыкальной деятельности, которые служат средствами духовно-нравственного развития. Но сегодня мы живем в XXI веке – в эпоху информационных технологий. И формируя духовно-нравственную личность на уроках музыки можно использовать именно их. Безусловно, вокально-хоровая работа и слушание музыки являются основными видами деятельности в контексте урока. Исходя из этого можно сказать, что ИКТ служат как вспомогательное средство развития духовных и нравственных качеств школьников. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Поэтому главная цель музыкального образования в общеобразовательной школе — это формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения,  через духовное освоение как основ русской национальной культуры, так и через расширение знаний культуры народов мира, и пробуждение интереса к православной культуре. 
Как педагог,  ведущий в школе и курс «Основы православной культуры» ставлю следующие задачи:

  1. Расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках музыки.
  2. Повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ.
  3. Углубление музыкознания за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной.

Считаю эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на уроке музыки будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности ИКТ.

 Использование ИКТ на уроках музыки дает мне следующие возможности:

  • Использование аудио материалов;
  • Использование видеофильмов;
  • Использование интернет ресурсов;
  • Создание мультимедийных презентаций.

В своей работе добиваюсь следующих  результатов: высокий уровень эстетичексого воспиатния обучающихся  за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры.

С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания на своих уроках, мной была спроектирована педагогическая деятельность, включающая в себя как традиционные приемы работы, так и элементы музыкально-компьютерных технологий. Проведены уроки в 6 и 7 классах на темы «Колесо Фортуны в музыке К. Орфа»  и «Современность бардовской песни».

Они включают:

- тематические мультимедийные презентации;

- видеоряд;

- создание с помощью музыкальных редакторов музыкальных композиций, которые объединили в единое целое фрагменты урока;

- просмотр видеоклипа на музыку кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» в двух жанрах (балет и театральная постановка) с целью определения личной оценки разных трактовок музыкального произведения.

В процессе разучивания песен А. Городницкого «Снег» и Ю. Визбора «Милая моя» мы обратились к компьютерной осцилограмме мелодии песен. С  помощью зрительного восприятия учащиеся воссоздали мелодическую, ритмическую и динамическую структуру фразы песен. Использование таких программ как Guitar Pro помогают воспроизвести звучание музыкальных произведений в разных исполнениях, например, на клавесине, органе и фортепиано.

В результате проведения подобного типа уроков отмечен возросший уровень интереса, проникновения, понимания музыки подростками.

Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер. И поэтому я продолжаю ее и во внеурочной деятельности и во внеклассной работе. Встреча на уроках в параллелях пятых, шестых и седьмых классов с музыкой разных отечественных и зарубежных композиторов дала повод для совместных творческих проектов в форме компьютерной презентации. Выбрать темы работ я предложил детям самостоятельно. Ученики 5А класса выбрали тему «Пушкинская зима в музыке Г. В. Свиридова». Работая  над проектом дети разделились на группы, каждая из которых взяла на себя определенные обязанности (поиск информации в различных литературных источниках, поиск информации в сети Internet). Работа была довольно актуальной, т. к. в первом полугодии дети на уроках музыки знакомятся с темой «Связь музыки и литературы». В 5Б классе ученики решили обратиться к зарубежной музыке и выбрали тему «Мастер вальса – Ф. Шуберт». В ходе работы  дети, разделившись на пары, предлагали свои проекты. Работая в парах дети так же брали на себя определенные обязанности (первый ученик готовил доклад, второй компьютерную презентацию). Защита проекта проходила в форме конкурса, в результате которого была выбрана лучшая работа. Шестиклассники выбрали более обширную тему «Жизнь и творчество С. В. Рахманинова». Тема довольно масштабная,  поэтому каждый из учеников выбрал для себя определенный фронт работы: детство и юношество композитора, его семья (биография), ранние произведения композитора, сочинения написанные в годы обучения в консерватории (творческий путь). Изучая в 7 классе тему «В музыкальном театре. Опера» идея создания проекта тоже очень заинтересовала детей. Но в отличии от других классов ученики 7 класса решили взять разные темы, разделившись на пары. В основу проектов легли оперы различных композиторов. В ходе защиты проектов дети имели возможность «побывать» в музыкальном театре слыша и главное видя на экране  шедевры мировой оперной классики.  Задача заключалась в том, чтобы в процессе выполнения проекта у учащихся развивались не только познавательные интересы, но и общеучебные навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии и адекватной оценки выполненного проекта.

С целью обнаружения динамики развития духовно-нравственных ценностей проведена диагностика, в основу которой легла методика «Встреча с музыкой на уроке» доктора педагогических наук, профессора, директора института Художественного образования Л. В. Школяр. Анкета была дополнена вопросами, которые позволили получить дополнительные сведения о волнующих подростков направлениях современной музыкальной жизни. Получив результаты, я выяснил, что такая деятельность вызывает у подростков большой интерес и увлеченность. Но нужно заметить, что развитие чувственной и эмоциональной сферы не поддается математическим измерениям и подсчетам. Никакая анкета и диагностика не дает реальной картины развития духовно-эстетических ценностей, потому что сам процесс развития – это тайна, результат которой может проявиться через длительный промежуток времени.

Использование ИКТ довольно значимо для воспитания и развития духовных и нравственных качеств личности ребенка, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Информационные компьютерные технологии представляют много интересных возможностей для музыкального образования. Это одно из перспективных направлений духовно-нравственного воспитания. Успешное их применение видится в совершенствовании программного обеспечения, материальной базы, а так же обязательном повышении квалификации педагогических кадров. Ведь именно учитель является проводником между искусством и учениками. А урок музыки без сомнения является одним из основных предметов школьного цикла, развивающих духовно-нравственные ценности детей. И в современном образовании неоценимый вклад ИКТ в воспитание этих ценностей очевиден. Композитор и педагог И. М. Красильников пишет по этому поводу, что компьютерный класс, имеющийся сегодня в любой школе, избегая особых затрат, можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки. Уроки музыки с применением компьютерных программ, по рейтингу всегда выходят на первое место среди всех остальных предметов школьного цикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...

Художественно-образное воспитание школьников на уроках музыки.

Примеры интеграции искусства на уроках музыки, МХК, ИЗО....

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки»     Коробко Л.Г. учитель музыки первой категории.  Современное российское общество требует ориентации системы образовани...

Формирование духовности школьников на уроках музыки средствами христианской культуры

Статья посвящена вопросам духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках музыки. Рассматривается система формирования духовно-нравственных качеств в системе воспитания на уроках музыки средства...

Патиотическое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В статье освещены проблемы патриотического воспитания подростающего поколения, даются рекомендации по формированию чувств патриотизма...

Нравственное и патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.

Патриотизм – одно из важнейших нравственных качеств взрослого человека, которое выражается  в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем детстве, патриотические чувства важны ...