Каждый день, переступая порог школы, мы стремимся воспитать из наших учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия. Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты: - Нравственный – предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.
- Гражданственный – формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.
- Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.
- Патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.
- Здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень. Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике. *Во-первых – эти сведения должны быть минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Необходимо выделить выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например: • М.В. Ломоносов – в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества; • П.Н. Лебедев – при изучении давлении сета; • К.Э. Циолковский и С.П. Королев – при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства; • И.В. Курчатов – при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии; • А.С. Попов – в связи с изучением принципов радиосвязи. *Во-вторых – необходимо учитывать, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды. *В-третьих – обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала. *В -четвертых – биографический материал стимулирует овладение учащимися слож-ного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д. *В-пятых – важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокая гражданственность великих людей может быть показана через высказывания выдающихся представителей науки и техники, через сочинения самих ребят. Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию. Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир. Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики необычайно богат. Его можно условно классифицировать: - Наглядно-декоративные – оформление кабинета физики, портретные галереи ученых, выставки и стенды.
- Видео - акустические – использование литературных, исторических примеров на уроке, использование звукозаписи высказываний ученых, видеофильмов .
- Структурно-логические – значимость физических теорий, законов, формул, таблицы и схемы.
Один из самых верных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Предлагаю некоторые темы различных форм внеклассной работы, которые могут быть задействованы и на уроках физики: Недели: «Проблемы энергетики и охрана окружающей среды»; «50 лет полетам в космос»; «Оружие Победы» Научные викторины: «Наши соотечественники – лауреаты Нобелевской премии»; «Из истории открытия», «Семейные династии ученых-физиков», «Физики о патриотизме» Фольклорные викторины: «Пословица недаром молвится», «Загадаю – угадай», «Что за прелесть, эти сказки!» Заседание ученого совета: «Электромагнитное поле и жизнь», «Ядерная энергетика: за и против» Физические вечера: Вечер, посвященный научной деятельности А.С.Попова. Вечер, посвященный жизни и творчеству М.В. Ломоносова. Кружок (или элективный курс): «Экология Омской области» - решение задач по физике с элементами экологии; «Малахитовая шкатулка» - межпредметный курс профориентационного значения. Выставки: «Физика у нас дома» (соблюдение правил безопасного обращения с бытовыми приборами), «Метеорологический уголок» Экскурсии: «Нефтепромышленный комплекс», «Водоканал», «Строительные площадки города», «Цех завода», «Физиотерапевтический кабинет поликлиники», «Телецентр», «Электростанция», «Телефонная станция», и др. Диспуты: «Возникновение и развитие науки о природе», «Физическая картина мира и альтернативные взгляды на мир»
Одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер.
|