Методическое пособие по музыке. 7 класс.
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
Методическое пособие по музыке. 7 класс. Основной материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
16
Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего.
В драме на первом плане – не чувства, а действия. Но эти действия могут быть вызваны именно чувствами, причём очень сильными чувствами – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки.
Практически все шекспировские герои относятся к драматическим образам: Гамлет, Отелло, Макбет.
Их всех обуревают сильные страсти, они все находятся в сложной ситуации.
Гамлета мучает ненависть к убийцам его отца и желание отомстить;
Отелло страдает от ревности;
Макбет очень честолюбив, главная его проблема – это жажда власти, из-за которой он решается на убийство короля.
Драма немыслима без драматического героя: он ее нерв, средоточие, источник. Вокруг него взвихряется жизнь, подобно воде, бурлящей под действием винта корабля. Даже если герой бездействует (как Гамлет), то это — взрывное бездействие. "Герой ищет катастрофу. Без катастрофы герой невозможен". Кто же он — драматический герой? Раб страсти. Не он ищет, а она тащит его к катастрофе.
Однажды двое святых пытались разыграть драму, дабы понять окружающий их мир греха. Яблоком раздора избрали кувшин. "Ты говори: это мой кувшин, а я буду утверждать, нет, мой". Начали. "Это мой кувшин!" — "Ну, конечно же, твой". Сработала привычная логика любви, и драмы не получилось. Святость и драма несовместимы. Драматический герой — антагонист святому.
Если взять менее серьёзные примеры, из детских сказок – рассмотрим 2 образа: Пьеро и Буратино.
Пьеро – типичный лирический герой: он влюблён в Мальвину, но ведёт себя пассивно, всё, что он делает – рассказывает о своей любви.
Буратино ни в кого не влюблён, но у него есть сильное желание вырваться из нищеты, помочь отцу, узнать тайну Золотого ключика, и он весьма активно действует и борется со своими врагами. Так что его вполне можно назвать драматическим героем. Здесь нет, правда, никаких катастроф, всё заканчивается благополучно – но герой действует и борется, что и является главным признаком драмы.
1
Вокальная музыка.
Самые распространённые жанры вокальной музыки.
Вокальная музыка (от итальянского вокал – голосовой) – музыка, предназначенная для пения. Пение бывает сольным (когда поёт один певец), в ансамбле или хоровым, а также с инструментальным сопровождением или а капелла (без инструментального сопровождения).
Самый распространённый жанр вокальной музыки – песня.
Песня — наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Песня = стихи + несложная мелодия. Может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).
Романс – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Исполняется чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.
Свойства романса:
- Лирическое, чаще всего любовное содержание
- Обращён к кому-то, имеет адресата
- Одинаково значимы слово, музыка и исполнение
- Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню
Баллада – (от французского баллад – народная танцевальная музыка) – песня повествовательного склада, связанная с народными преданиями, элементами фантастики.
Серенада - песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами.
Ария – большая песня главного героя оперы. Арию исполняет певец в сопровождении оркестра. Для арии характерна широкая распевность, ведь в переводе с итальянского «ария» означает «воздух», «ветер». Чтобы лучше раскрыть образ героя, в оперу вводится несколько арий, различных по образному содержанию. Ария часто начинается с оркестрового вступления. Ария небольшого размера может называться ариеттой или ариозо.
2
Опера.
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.
Опера (с итальянского – «дело, труд, работа») – вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение. Первые оперы были созданы в Италии в 16-17 веках.
Опера – особый жанр музыки, т.к. она синтезирует в себе различные виды искусства:
- музыку (вокальную и инструментальную);
- литературу;
- хореографию (танец);
- изобразительное искусство;
- драматическое искусство.
В создании оперы участвуют множество людей:
Композитор – пишет музыку
Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
Дирижер – управляет оперным оркестром
Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене
Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа
Бутафор – изготавливает предметы для сцены
Костюмеры, гримеры, работники сцены
В 19 веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера. Первые русские оперные спектакли появились в 70-х годах 18 века. Это были комедии бытового плана. Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.И. Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции М.И. Глинки продолжали русские композиторы. Особенно прославились своими замечательными операми композиторы «Могучей кучки»: Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, Балакирев.
Опера включает в себя:
- Вступление (увертюра);
- Экспозиция (завязка драмы, знакомство с героями);
- Разработка (развитие действия);
- Кульминация (наивысшая точка напряжения в опере);
- Финал (развязка драмы, конец).
Сценарий оперы называется либретто.
Перерыв между частями оперы называется антрактом.
15
Мы познакомимся с типичным лирическим героем – мифологическим персонажем Древней Греции – Орфеем и образом этого героя, созданным различными композиторами разных эпох.
Об Орфее написано много, наиболее известные музыкальные произведения –
- Опера Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей"
- Оперетта Жака Оффенбаха "Орфей в аду"
- Зонг-опера современного композитора Александра Журбина "Орфей и Эвридика
В основе всех этих произведений лежит история любви Орфея к его погибшей жене Эвридике и его путешествие в ад, с целью вернуть её к жизни.
Эта история опирается на миф об Орфее.
Орфей был одним из знаменитых греческих героев, считается первым профессиональным музыкантом. Он играл на лире (от названия которой, как мы помним, и пошло название "лирика"), играл настолько прекрасно, что его игра покоряла всех: людей, зверей, чудовищ.
Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла. Горе Орфея было безутешно, он выражает его в знаменитой арии "Потерял я Эвридику" (Глюк, Журбин).
Боги Олимпа сжалились над ним, и Зевс разрешил ему спуститься в царство мёртвых, Аид, и вывести оттуда жену, поставив условием ни разу не посмотреть на неё.
Орфей спустился в Аид, играя на лире, и все персонажи подземного царства мёртвых, очарованные его игрой, уступали ему дорогу, даже страшный пёс Цербер, которому поручено охранять вход в Аид.
Он нашёл Эвридику, взял её за руку и повёл вверх, прочь из царства мёртвых, не глядя на неё, как и велел ему Зевс.
Но Эвридика, не понимая причины этого, стала жаловаться на то, что Орфей, вероятно, разлюбил её и умолять хоть раз взглянуть на неё. Орфей не удержался, посмотрел на жену – и она вновь умерла.
Горе Орфея выражено в прекрасной мелодии из 2-го акта оперы
Драматические образы в музыке
Дра́ма (греч. Δρα´μα - действие) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой), передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов.
Драма - произведение, изображающее процесс действия.
В широком смысле - всякое сюжетное литературное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи;
в узком смысле - литературное произведение, отличающееся серьёзностью конфликта, глубиной переживаний.
Главным предметом драматического искусства становились человеческие страсти в их наиболее ярких проявлениях.
Главные свойства драмы:
- Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной
- Он ищет выход из этой ситуации
- Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по музыке.
Учебно-методическое пособие разработано для учащихся 5-6 классов. Материал содержит задания для учащихся на различные темы: средства музыкальной выразительности, стиль муз...
Учебно- методическое пособие (8-9 класс)
Занимательный учебно - методический материал к урокам русского языка в 8-9 классах....
учебно-методическое пособие (8-9 класс)
Занимательный материал на уроках русского языка....

Учебно-методическое пособие "Теория музыки в таблицах"
Появление «Курса теории музыки в таблицах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки». Существует достаточно большое количество учебников по теории музык...

Учебно - методическое пособие для 8 класса
Учебно - методическое пособие представляет собой практический материал по контролю знаний учащихся 8 класса. Практический материал представлен в разных формах: комплексного анализа текста, теста - пре...
Учебно методическое пособие для 8 класса ФГОС. Проект урока тема "Транспорт" 2015 год
Пояснительная запискаОтличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, его самостоятельности, инициативы, уверенност...

методические пособия 6,7 классы по ФГОС
Методические пособия по программе ФГОС, автор Мерзляк Методичес...