Учебно-методическое пособие "Теория музыки в таблицах"
методическая разработка по теме
Появление «Курса теории музыки в таблицах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки».
Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины. Но многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы».
Темы в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица».
Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать, как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.
Буду рада, если данная работа будет полезна посетителям моего сайта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_muzyki_v_tablicah.doc | 249.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Теория музыки в таблицах»
Автор: преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин Ханова А.Б.
Оглавление
3.1Понятие о ладе. Лады мажоро-минорной системы.
3.2 Расположение тональностей (кварто-квинтовая система).
3.3 Особые виды диатонических ладов.
3.4 Хроматизм.
4. Интервалы.
4.1 Простые диатонические интервалы.
4.2 Виды интервалов.
4.3 Обращение интервалов.
4.5 Консонирующие и диссонирующие интервалы.
5. Аккорды.
5.2 Трезвучия. Виды трезвучий.
5.3 Обращения трезвучий. Строение трезвучий и их обращений.
5.4 Септаккорды. Виды септаккордов. Обращения септаккордов.
5.5 Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада.
5.6 Группы субдоминанты и доминанты.
5.7 Септаккорды в тональности. D7, VII7, II7, обращение и разрешение.
Список использованной литературы.
Настоящее учебно – методическое пособие предназначено для обучающихся музыкальных школ, школ искусств, музыкальных лицеев и колледжей.
Появление «Курса теории музыки в таблицах и схемах» обусловлено практическим опытом преподавания дисциплины «Теория музыки» в Стерлитамакском педагогическом колледже.
Существует достаточно большое количество учебников по теории музыки, предназначенных для изучения данной дисциплины в музыкальных школах, училищах и лицеях. Наряду с существенными отличиями все они подробно раскрывают практически одни и те же основополагающие вопросы дисциплины. Однако, многим обучающимся бывает трудно ориентироваться в этом потоке теоретических сведений. Поэтому было решено составить «Таблицы», представив материал сжато, концентрированно, и, по возможности, наглядно.
Темы курса в настоящем пособии излагаются по принципу: «Краткая теоретическая формулировка (определение) – таблица (схема)». В пособие не включены темы, которые целесообразно изучать на анализе конкретных музыкальных произведений, например, темы: «Мелодия» или «Модуляции и отклонения».
Пособие может быть использовано как в самостоятельной работе обучающихся, так и на уроке, под руководством преподавателя.
Предлагаемое учебно – методическое пособие следует рассматривать как попытку внести ряд корректив в установившийся традиционный жанр учебного пособия по теории музыки и, тем самым, в практику преподавания дисциплин музыкально – теоретического цикла.
1.ВВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК – интеллектуальная логическая система, состоящая из совокупности звуков и целого ряда выразительных средств. С помощью музыкального языка создаётся музыкальный текст.
Музыкальный язык и основные уровни его организации
Музыкально-теоретические дисциплины | И Н Т О Н А Ц И Я | Уровни | Вербальный язык | Музыкальный язык |
Семантика | Интонационно-лексический /семантический/ | Лексика Стилистика | Семантические структуры | |
Анализ музыкальных форм | Синтаксический | Синтаксис | Период, предложение, фраза, мотив | |
Гармония | Грамматический | Орфография Морфология | Интервал Аккорд Лад | |
Музыкальная акустика | Фонетический | Фонетика | Звук |
1.2 ЗВУК
Звук – результат колебаний упругого тела.
ЗВУКИ | Музыкальные (результат регулярных колебаний) | Имеют определённую высоту |
Звоны | Имеют относительную высоту | |
Немузыкальные (результат нерегулярных колебаний) | Не имеют определённой высоты |
Музыкальный звук – понятие относительное (ударные музыкальные инструменты, некоторые явления в современной музыке – сонорные эффекты, «конкретная» музыка и др.).
1.3 СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ
1 | Высота | Определяется | Частотой колебаний |
2 | Громкость | Амплитудой колебаний | |
3 | Длительность | Периодом колебаний | |
4 | Тембр | Составом колебаний |
1.4 МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Звукоряд – ряд звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке.
Натуральный (обертоновый) звукоряд.
Обертоны – призвуки, входящие в состав любого музыкального звука. Образуются при делении «звучащего тела» на 2, 3, 4 и т. д. Части.
Натуральный звукоряд от звука «до»:
Октава – расстояние между звуком и его ближайшим повторением.
Диапазон – общий объём звукоряда (от самого низкого до самого высокого звука).
Регистр – отличающаяся характерной звуковой окраской часть (отрезок) всего музыкального диапазона.
Полутон – кратчайшее расстояние между звуками (в условиях равномерно-темперированного строя).
Тон – расстояние в два полутона.
1.5 ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
/ключевые и случайные/:
№ | Наименование | Функции |
1 | Диез | Повышает звук на полтона |
2 | Бемоль | Понижает на полтона |
3 | Дубль-диез | Повышает на тон |
4 | Дубль-бемоль | Понижает на тон |
5 | Бекар | Отменяет все диезы и бемоли |
Энгармонизм – равенство звуков по высоте при различном значении и написании.
1 Далее в тексте приняты условные обозначения: полутон – П, тон – Т.
2.НОТНОЕ ПИСЬМО
2.1 СЛОГОВОЕ И БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
Ступени звукоряда | Основное обозначение | Производное обозначение | ||||
диез | бемоль | Дубль диез | Дубль бемоль | |||
I | До | C | Cis | Ces | Cisis | Ceses |
II | РЕ | D | Dis | Des | Disis | Deses |
III | МИ | E | Eis | Es | Eisis | Eses |
IV | ФА | F | Fis | Fes | Fisis | Feses |
V | Соль | G | Gis | Ges | Gisis | Geses |
VI | Ля | A | Ais | As | Aisis | Ases |
VII | Си | H | His | B | Hisis | Heses |
2.2 КЛЮЧИ
Системы | Название |
Системы «Соль» | Скрипичный |
Старофранцузский | |
Системы «Фа» | Басовый |
Басопрофундовый | |
Баритоновый | |
Системы «До» | Сопрановый |
Меццо-сопрановый | |
Альтовый | |
Теноровый | |
Баритоновый |
3. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ
3.1 ПОНЯТИЕ О ЛАДЕ. ЛАДЫ МАЖОРО-МИНОРНОЙ СИСТЕМЫ
Лад – система взаимоотношения между устойчивыми и неустойчивыми звуками, имеющая устойчивый центр – тонику.
ЛАДЫ | ||
Мажоро-минорной системы | Особые виды диатонических ладов | Искусственные лады |
Тяготение – стремление неустойчивых ступеней лада перейти в устойчивые.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
СХЕМА ТЯГОТЕНИЙ В ЛАДУ
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени |
I V III I | VII VI IV II |
МАЖОР – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
МИНОР – лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
ГАММА – звукоряд лада от тоники до её октавного повторения.
ВИДЫ МАЖОРА И МИНОРА
1.Натуральный. 2. Гармонический. 3. Мелодический.
СТРОЕНИЕ МАЖОРА И МИНОРА
МАЖОР | Интервальный состав | МИНОР | Интервальный состав |
Т Т П Т Т Т П | б2+б2+м2+б2+б2+б2+м2 | Т П Т Т П Т Т | б2+м2+б2+б2+м2+б2+б2 |
НАЗВАНИЯ СТУПЕНЕЙ ЛАДА
№ СТУПЕНИ | НАЗВАНИЯ |
I | Тоника (Т) |
II | Нисходящий вводный звук |
III | Медианта (средняя) |
IV | Субдоминанта (S) |
V | Доминанта (D) |
VI | Субмедианта (нижняя медианта) |
VII | Восходящий вводный звук |
3.2 РАСПОЛОЖЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ:
(кварто-квинтовая система)
Мажорные тональности | Буквенное обозначение (Dur) | Минорные тональности | Количество знаков | Буквенное обозначение (moll) |
До# | Cis dur | Ля# | 7 | ais moll |
Фа# | Fis dur | Ре# | 6 | dis moll |
Си | H dur | Соль# | 5 | gis moll |
Ми | E dur | До# | 4 | cis moll |
Ля | A dur | Фа# | 3 | fis moll |
Ре | D dur | Си | 2 | h moll |
Соль | G dur | Ми | 1 | e moll |
До | C dur | Ля | 0 | a moll |
Фа | F dur | Ре | 1 | d moll |
Си | B dur | Соль | 2 | g moll |
Ми | Es dur | До | 3 | c moll |
Ля | As dur | Фа | 4 | f moll |
Ре | Des dur | Си | 5 | b moll |
Соль | Ges dur | Ми | 6 | es moll |
До | Ces dur | Ля | 7 | as moll |
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ
Следует запомнить порядок расположения диезов и бемолей:
фа до соль ре ля ми си
диезы______________________________бемоли
3.3 ОСОБЫЕ ВИДЫ ДИАТОНИЧЕСКИХ ЛАДОВ
(лады народной музыки).
Семиступенные лады:
Название лада | Наклонение и изменение расположения ступеней |
Ионийский лад | Совпадает со звукорядом натурального мажора |
Лидийский лад | Мажор с высокой IV ступенью |
Миксолидийский лад | Мажор с низкой VII ступенью |
Эолийский лад | Совпадает со звукорядом натурального минора |
Дорийский лад | Минор с высокой VI ступенью |
Фригийский лад | Минор с низкой II ступенью |
ПЕНТАТОНИКА
Пентатоника – пятиступенный лад, встречающийся чаще всего в музыке тюркоязычных народов (башкирского, татарского, казахского, киргизского и других).
Мажорная пентатоника | Отсутствие IV и VII ступеней по сравнению с натуральным мажором |
Минорная пентатоника | Отсутствие II и VI ступеней по сравнению с натуральным минором |
3.4 ХРОМАТИЗМ
(хроматическая гамма).
Хроматизм – полутоновое изменение ступеней диатонического лада посредством их повышения или понижения.
Хроматическая гамма – гамма, построенная по полутонам.
Наклонение | В восходящем движении | В нисходящем движении |
Мажорная гамма | Все ступени повышаются, кроме VI, вместо неё понижается VII. Следует помнить о натуральных полутонах между III-IV и VII-I ступенями. | Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV. |
Минорная гамма | Все ступени повышаются, кроме I, вместо неё понижается II. Следует помнить о натуральных полутонах между II-III и V-VI ступенями. | Все ступени понижаются, кроме V, вместо неё повышается IV. |
4.ИНТЕРВАЛЫ
Интервал – одновременное или последовательное сочетание двух звуков.
4.1 ПРОСТЫЕ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Диатонические интервалы образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора.
Простые интервалы образуются в пределах октавы.
Наименование | Количественная величина | Качественная величина | Обозначение |
Прима чистая | 1 | 0 т. | Ч1 |
Секунда малая большая | 2 | 0,5 т. 1 т. | М2 Б2 |
Терция малая большая | 3 | 1,5 т. 2 т. | М3 Б3 |
Кварта чистая увеличенная | 4 | 2,5 т. 3 т. | Ч4 Ув4 |
Квинта чистая уменьшённая | 5 | 3,5 т. 3 т. | Ч5 Ум5 |
Секста малая большая | 6 | 4 т. 4,5 т. | М6 Б6 |
Септима малая Большая | 7 | 5 т. 5,5 т. | М7 Б7 |
Октава чистая | 8 | 6 т. | Ч8 |
4.2 ВИДЫ ИНТЕРВАЛОВ
1 | Мелодический | Звуки интервала звучат последовательно |
2 | Гармонический | Звуки интервала звучат одновременно |
4.3 ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Способы обращения:
1.Перенесение нижнего звука (основания) на октаву вверх.
2.Перенесение верхнего звука (вершины) на октаву вниз.
Взаимообратимые интервалы:
- 2 3 4 5
-------------------
- 7 6 5 4
4.4 СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Составные интервалы – интервалы шире октавы.
Наименование | Количественная величина | Качественная величина |
Нона малая большая | 9 | 6,5 7 |
Децима малая большая | 10 | 7,5 8 |
Ундецима чистая увеличенная | 11 | 8,5 9 |
Дуодецима чистая уменьшенная | 12 | 9,5 9 |
Терцдецима малая большая | 13 | 10 10,5 |
Квартдецима малая большая | 14 | 11 11,5 |
Квинтдецима чистая | 15 | 12 |
4.5 КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ИНТЕРВАЛЫ
Консонирующие | Диссонирующие | |
Весьма совершенный консонанс | Ч.1 Ч.8 | М.2 Б.2 Ув.4 Ум.5 М.7 Б.7 |
Совершенный консонанс | Ч.4 Ч.5 | |
Несовершенный консонанс | М.3 Б.3 М.6 Б.6 |
4.6 ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
От каждой ступени мажора и минора можно построить простые диатонические интервалы – от примы до октавы. Задача заключается в том, чтобы выяснить качественную величину каждого из них.
Интервалы натурального мажора
Название интервала | Количество интервалов | Построение от ступеней | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | ||
Ч1 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
М2 | 2 | - | - | + | - | - | - | + |
Б2 | 5 | + | + | - | + | + | + | - |
М3 | 4 | - | + | + | - | - | + | + |
Б3 | 3 | + | - | - | + | + | - | - |
Ч4 | 6 | + | + | + | - | + | + | + |
Ув4 | 1 | - | - | - | + | - | - | - |
Ум5 | 1 | - | - | - | - | - | - | + |
Ч5 | 6 | + | + | + | + | + | + | - |
М6 | 3 | - | - | + | - | - | + | + |
Б6 | 4 | + | + | - | + | + | - | - |
М7 | 5 | - | + | + | - | + | + | + |
Б7 | 2 | + | - | - | + | - | - | - |
Ч8 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
4.7 ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
В гармонических видах мажора и минора строение некоторых интервалов зависит от понижения VI ступени в мажоре и повышения VII ступени в миноре. В гармоническом миноре и мажоре образуются четыре новых интервала, которые принято называть характерными: ув2, ум7, ув5,ум4.
ИНТЕРВАЛЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО МИНОРА
Название интервала | Количество интервалов | Построение от ступеней a moll | ||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | ||
Ч1 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
М2 | 3 | - | + | - | - | + | - | + |
Б2 | 3 | + | - | + | + | - | - | - |
Ув2 | 1 | - | - | - | - | - | + | - |
М3 | 4 | + | + | - | + | - | - | + |
Б3 | 3 | - | - | + | - | + | + | - |
Ум4 | 1 | - | - | - | - | - | - | + |
Ч4 | 4 | + | + | + | - | + | - | - |
Ув4 | 2 | - | - | - | + | - | + | - |
Ум5 | 2 | - | + | - | - | - | - | + |
Ч5 | 4 | + | - | - | + | + | + | - |
Ув5 | 1 | - | - | + | - | - | - | - |
М6 | 3 | + | - | - | - | + | - | + |
Б6 | 4 | + | - | - | - | + | - | + |
Ум7 | 1 | - | - | - | - | - | - | + |
М7 | 3 | - | + | - | + | + | - | - |
Б7 | 3 | + | - | + | - | - | + | - |
Ч8 | 7 | + | + | + | + | + | + | + |
5. АККОРДЫ
Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, расположенных по терциям или по какому-либо альтернативному принципу.
5.1КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ
Аккорды терцовой структуры (классицизм, романтизм) | Аккорды нетерцовой структуры (поздний романтизм, современная музыка) | |
1 | Трезвучия | Кварто-квинтовой структуры («Прометеев аккорд» А.Скрябина) |
2 | Септаккорд | Секундовой структуры ( кластеры) |
3 | Нонаккорд | Сочетающие 1 и 2 |
4 | Ундецимаккорд | - |
5.2 ТРЕЗВУЧИЯ
Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков.
ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ
Наименование | Обозн. | Состав | |
1 | Мажорное, или большое. | Б | Б.3+М.3=Ч.5 |
2 | Минорное, или малое. | М | М.3+Б.3=Ч.5 |
3 | Увеличенное | Ув. | Б.3+Б.3=Ув.5 |
4 | Уменьшенное | Ум. | М.3+М.3Ум.5 |
5.3 ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
Обращения трезвучий образуются (как и обращение интервала) путем перемещения нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккод.
Трезвучие
| Ступени | Перемещение | Образование обращений трезвучия |
5 3 1 | 1 5 3 | Секстаккорд | |
3 1 5 | Квартсекстаккорд |
СТРОЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ
Вид трезв. | Обозначение | Строение | Образование секстаккордов | Обозначение | Образование квартсекстаккордов | Обозначение |
Мажорное | Б5 3
| М.3 Б.3 | Ч.4 М.3 | Б6 | Б.3 Ч.4 | Б6 4 |
Минорное | М5 3 | Б.3 М.3 | Ч.4 Б.3 | М6 | М.3 Ч.4 | М6 4 |
Увеличенное | Ув5 3 | Б.3 Б.3 | Ум.4 Б.3 | Ув6 | Ум.4 Б.3 | Ув6 4 |
Уменьшенное | Ум5 3 | М.3 М.3 | Ув.4 М.3 | Ум6 | М.3 Ув.4 | Ум6 4 |
5.4 СЕПТАККОРДЫ
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям.
ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ
Название | Состав | |
1 | Большой мажорный | Б3+М3+Б3=Б7 |
2 | Большой минорный | М3+Б3+Б3=Б7 |
3 | Большой увеличенный | Б3+Б3+М3=Б7 |
4 | Большой уменьшенный | М3+М3+Ув3=Б7 |
5 | Малый мажорный | Б3+М3+М3=М7 |
6 | Малый минорный | М3+Б3+М3=М7 |
7 | Малый уменьшенный | М3+М3+Б3=М7 |
8 | Уменьшенный (или дважды уменьшенный) | М3+М3+Ум3=Ум7 |
ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДОВ
Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.
5.5. ТРЕЗВУЧИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ
ГЛАВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Трезвучия на главных ступенях лада называются главными:
Название | Ступени | Обозначение |
Тоническое | I | T5 3 |
Субдоминантовое | IV | S5 3 |
Доминантовое | V | D5 3 |
Трезвучия на всех остальных ступенях называются побочными, а именно: трезвучия II, III, VI и VII ступеней.
5.6 ГРУППЫ СУБДОМИНАНТЫ И ДОМИНАНТЫ
Ступени лада | Вид трезвучия | Группа | |
dur | moll | ||
I | Б5 3 | М5 3 | Т |
II | М5 3 | Ум5 3 | SII |
III | М5 3 | Б5 3 | DIII |
IV | Б5 3 | М5 3 | S |
V | Б5 3 | М5 3 (Б5 в гарм.) 3 | D |
VI | М5 3 | М5 3 | SVI |
VII | Ум5 3 | Б5 3 | DVII |
В гармоническом мажоре и миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется уменьшенным вводным септаккордом.
Натуральный мажор | Гармонический мажор | Гармонический минор |
м3+м3+б3=м7 | м3+м3+м3=ум7 (понижение VI ступени) | м3+м3+м3=ум7 (ПовышениеVII ступени) |
Субдоминантовый септаккорд (или II7)
Так как септаккорд относится к функциональной группе субдоминантовых аккордов его называют субдоминантовым септаккордом.
Обозначение. Название аккорда | Интервальный состав в натуральном мажоре | Строятся на ступени в тональности | Разрешаются в D7 и его обращения |
II7 | м3+б3+б3 | II | D4 3 |
II6 5 | б3+м3+б2 | IV | D2
|
II4 3 | м3+б2+м3 | VI | D7 |
II2 | б2+м3+б3 | I | D6 5 |
В мажоре на II ступени образуется малый минорный септаккорд.
В миноре на II ступени образуется малый септаккорд.
5.7 СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
D7, II7, VII7, ОБРАЩЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ
В музыке наиболее распространён септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом и обозначается - D7. Доминантсептаккорд имеет три обращения.
D7 и его обращения | Интервальный состав | Строится на ступени в тональности | Разрешается в трезвучие: |
D7 | Б3+М3+М3 | V | -5 T5 3 ( Без квинты) |
D6 5 | М3+М3+Б2 | VII | +1 T5 3 ( Трезвучие с удвоенной примой) |
D4 3 | М3+Б2+М3 | II | T5 3 (Полное трезвучие) |
D2 | Б2+Б3+М3 | IV | T6 (С удвоенной примой) |
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Обозначение. Название аккорда | Интервальный состав в натуральном мажоре | Строятся на ступени в тональности | Разрешаются в трезвучие: |
VII7 | м3+м3+б3 | VII | +3 T5 3 ( c удвоенной терцией) |
VII6 5 | м3+б3+б2 | II | +1 T5 3 ( полное тоническое трезвучие) |
VII4 3 | б3+б2+м3 | IV | +1 T6 (тонический секстаккорд) |
VII2 | б2+м3+м3 | VI | +1 T6 4 (С удвоенной примой) |
Список использованной литературы
- Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2007.- 231с., нот.
- Виноградов Г. Красовская Е. Занимательная теория музыки.- М.: Сов. Композитор,1991.- 192с.
- Гейнрихс И. Музыкальная грамота: учебное пособие. Л.,1960.- 111с., нот.
- Гульянц Е. И. Музыкальная грамота. М.: Аквариум, 1997.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. Г.В. Келдыш.- М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672с.: ил.
- Способин И. Элементарная теория музыки: Учебник для муз. училищ.- 8-е изд.- М.: Музыка, 1985, 199с., нот.
- Фридкин А. Практическое руководство по музыкальной грамоте: изд. 6.- М.: Музыка, 1980.
- Хвостенко В. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки. М.,1974.
- Шайхутдинова Д. Краткий курс элементарной теории музыки: Справочное пособие для учащихся детских музыкальных школ. Уфа, 1993.- 64с., нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по музыке.
Учебно-методическое пособие разработано для учащихся 5-6 классов. Материал содержит задания для учащихся на различные темы: средства музыкальной выразительности, стиль муз...
Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижёра"
Данная учебно-методическая разработка урока содержит подробный конспект урока и презентацию....
Учебно-методическое пособие. Электронные таблицы.
Пособие рассматривает основные объекты и типыы данных, используемые в программе EXCEL, способы их форматирования....
Каскадные таблицы стилей. Учебно-методические материалы.
Пособие содержит материалы в обеспечение проведения занятий по теме «Каскадные таблицы стилей» двухгодичного курса «Создание Web-страниц».При изучении этой темы учащиеся знакомятся с современной техно...
Учебно-методический комплекс "Музыки волшебная страна" для первого класса ДМШ по дисциплине "Слушание музыки"
Учебно-методический комплекс «Музыки волшебная страна» для первого года обучения дисциплины «Слушание музыки» состоит из методического пособия, адресованно...
Учебно-методический комплекс "Страницы русской музыки" для второго года обучения по "Слушанию музыки"
«Страницы русской музыки» - учебно-методический комплекс по дисциплине «Слушание музыки» второго года обучения знакомит обучающихся с национальной культурой, ее истоками, ценно...