Конспект урока музыки в 6 классе: "Единство музыкального произведения".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Единство музыкального произведения
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония.
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".
Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.
Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
- призывная, несущаяся, фанфарная…
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
- песенная, протяжная, льется…
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...
Конспект урока музыки в 4 классе "Музыкальность поэзии А.С.Пушкина"
Цели: познакомить детей с творчеством Н.А.Римского-Корсакова.Сосредоточить внимание ребят на сопоставление поэзии А.С.Пушкина и музыки Н.А.Римского-Корсакова, М.Глинки, продолжить знакомство с народны...
конспект урока музыки по теме "Венские музыкальные классики".
Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта. Задачи: – совершенствование знаний о композиторах Австрии, закрепление п...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...