Презентация и конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для 6 класса "Диалог метра и ритма" | 68 КБ |
Презентация к уроку "Диалог метра и ритма" | 1.65 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Диалог метра и ритма.
Класс: 6
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.
Задачи урока:
Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.
Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.
Музыкальный материал урока:
- Работа с музыкальным ритмом на примере песни «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина
- Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Музыкальное приветствие.
Учитель: Наш урок, мы сегодня начнём с прекрасной песни – разминки «Пора начать урок» (пение).
- Как вы думаете, на что настроила нас такая песня?
Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.
Учитель: позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.
2. Актуализация знаний
Учитель: Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.
3. Работа по теме
Учитель: Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так.
Учитель:Давайте вспомним, что такое ритм?
Ученики: это соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Учитель: А что мы называем метром?
Ученики: Чередование сильных и слабых долей.
Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева
Учитель: а теперь простучите только метр.
Учитель: Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.
Учитель: Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог,например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».
Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.
Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь, является фактом.
Об этом времени рассказывает и балет «Гаянэ». Герои балета - колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов.
Огромной популярностью среди любителей музыки пользуются такие фрагменты балета, как «Танец розовых девушек» и знаменитый «Танец с саблями».
(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)
Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра.
Учитель: Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.
Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.
Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.
4. Пение. Работа над песней «Всюду музыка живет » (Муз. Я. Дубравина).
5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
- Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?
- Каковы их отличительные особенности?
- С какими размерами мы сегодня познакомились?
- Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ритм в музыке — это соотношение длительностей звуков в их последовательности. Ритм – основа всего музыкального движения. Метр - чередование сильных и слабых долей.
Ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» Метр Сильная доля фразы
Арам Ильич Хачатурян 1903-1978
Арам Ильич Хачатурян. Балет «Гаяне», «Танец с саблями» (1942 г.)
Балет был написан в А. Хачатуряном в 1942 году. В сложное и трагическое время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ и любви к Родине, великом подъеме духа советских людей. Герои балета-колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов. Огромной популярностью среди любителей музыки пользуются такие фрагменты, как «Танец розовых девушек и знаменитый «Танец с саблями»
А. Хачатурян «Танец с саблями»
Людвиг ван Бетховен 1770 - 1827 «Так судьба стучится в дверь» Размер 2/4
Подводим итог Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра? С какими размерами мы сегодня познакомились? Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.
В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....
Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"
Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....
Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...
Презентация к конспекту открытого урока по математике для 6 класса по теме: "В мире дробей"
Презентация к открытому уроку для 6 класса "В мире дробей"....
презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"
Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...
Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока
Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...