Презентация и конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Бугаян Людмила Суреновна

Конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Класс: 6

          Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи урока:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

  • Работа с музыкальным ритмом на примере песни «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина
  • Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть.

                                             

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Музыкальное приветствие.

Учитель: Наш урок, мы сегодня начнём с прекрасной песни – разминки «Пора начать урок» (пение).

- Как вы думаете, на что настроила нас такая песня?

Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.

Учитель: позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.

2. Актуализация знаний

Учитель: Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

3. Работа по теме

Учитель: Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так.

Учитель:Давайте вспомним, что такое ритм?

Ученики: это соотношение длительностей звуков в их последовательности.

Учитель: А что мы называем метром?

Ученики:  Чередование сильных и слабых долей.

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

Учитель: а теперь простучите только метр.

Учитель: Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

Учитель: Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог,например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь, является фактом.
Об этом времени рассказывает и балет «Гаянэ». Герои балета - колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов.
Огромной популярностью среди любителей музыки пользуются такие фрагменты балета, как «Танец розовых девушек» и знаменитый «Танец с саблями».
(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра.

Учитель: Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

4. Пение. Работа над песней «Всюду музыка живет » (Муз. Я. Дубравина).

5.  Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

  • Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?
  • Каковы их отличительные особенности?
  • С какими размерами мы сегодня познакомились?
  • Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их  авторов.

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диалог метра и ритма

Слайд 2

Ритм в музыке — это соотношение длительностей звуков в их последовательности. Ритм – основа всего музыкального движения. Метр - чередование сильных и слабых долей.

Слайд 3

Ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» Метр Сильная доля фразы

Слайд 4

Арам Ильич Хачатурян 1903-1978

Слайд 5

Арам Ильич Хачатурян. Балет «Гаяне», «Танец с саблями» (1942 г.)

Слайд 6

Балет был написан в А. Хачатуряном в 1942 году. В сложное и трагическое время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ и любви к Родине, великом подъеме духа советских людей. Герои балета-колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов. Огромной популярностью среди любителей музыки пользуются такие фрагменты, как «Танец розовых девушек и знаменитый «Танец с саблями»

Слайд 7

А. Хачатурян «Танец с саблями»

Слайд 8

Людвиг ван Бетховен 1770 - 1827 «Так судьба стучится в дверь» Размер 2/4

Слайд 9

Подводим итог Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра? С какими размерами мы сегодня познакомились? Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...

презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...