Конспект урока музыки в 5 классе: "Песня и романс".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesnya_i_romans.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Песня и романс

Разработал: Щербаков Д.А. (учитель музыки и МХК)

Музыка бывает вокальной или инструментальной, либо смешанной: вокально-инструментальной.

Вокальная музыка иногда исполняется без инструментального сопровождения, такое исполнение называется a cappella.

Сегодня мы поговорим о вокальной музыке, о таких её жанрах, как песня и романс.

И постараемся разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Песня — наиболее простая и популярная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Песня = стихи + несложная мелодия.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам.

Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением (фортепиано, гитара, инструментальные ансамбли различного состава), так и без него (a cappella).

Виды песни:

  • Народная песня
  • Лирическая песня
  • Историческая  песня
  • Революционная песня
  • Бардовская песня
  • Шансон
  • Гимн
  • Эстрадная песня:

    *Рок

    *Рэп

    *Поп

Свойства песни:

  • Содержание может быть различным
  • Не всегда обращена к кому-то (не всегда есть адресат)
  • Яркая мелодия, а текст не всегда важен (особенно в популярных эстрадных песнях)
  • Обычно есть припев, но иногда нет

Сегодня мы послушаем замечательную песню Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника "Жаворонок"

Вопросы: 

  1. К какому виду относится эта песня? (лирическая)
  2. Есть ли адресат у этой песни? (нет)
  3. Есть ли припев? (нет)

   

Рома́нс  — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Исполняется  чаще всего сольно, обычно с инструментальным сопровождением.

Своим появлением на свет он обязан Испании. Первоначально этот термин обозначал светскую песню на испанском ("романском") языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.  Сборники таких песен носили название "романсеро". В каждой стране этот жанр развивался по-своему, но везде и всюду несомненны его интонационные истоки, его корни – народная песня.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.

Во второй половине XVIII века романс начал проникать в Россию, и появление его связано, прежде всего, с появлением музыкального театра. Как и многое другое в России опера приживалась трудно. При Елизавете Петровне публику заставляли ходить в театр и даже налагали штраф за непосещение музыкальных спектаклей.

Многие композиторы, писавшие вокальную музыку, сами были неплохими певцами и создавали репертуар для себя и своих учеников; М. Глинка и А. Варламов создали даже свои вокальные школы.

2 вида романса: бытовой (городской) и классический ("высокий")

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как бытовой  романс.

А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, П. Булахов,

Основоположниками классического романса были М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, писавшие музыку на стихи выдающихся поэтов.

Свойства  романса:

  • Лирическое, чаще всего любовное содержание
  • Обращён к кому-то, имеет адресата
  • Одинаково значимы слово, музыка и исполнение
  • Обычно отсутствует припев, но не всегда, особенно в бытовых романсах, похожих на песню

Романс А.Алябьева на стихи А.Дельвига  "Соловей" относится к бытовому романсу.

Время создания романса: около 1725 года.

Этот романс был очень популярен в XIX веке, мы послушаем его в исполнении Валерии Барсовой.

Вопросы:

  1. Чем отличается этот романс от песни "Жаворонок"? (есть адресат: соловей)
  2. Что важнее в нём – текст или музыка? (и то, и другое)
  3. Есть ли припев? (есть, т.к. это бытовой романс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Разработка урока музыка 7 класс "Песни - рожденные войной"

Цель деятельности учителя: - создать условия для проведения анализа произведений;- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...