Урок музыки в 6 классе "Юмор и сатира в музыке. Встречи с Леонидом Утесовым"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Данная авторская разработка предназначена для урока музыки в 6 классе.
Цель: восприятие сатиры и юмора через призму творчества Леонида Утесова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_6_klasse_yumor_i_satira_v_muzyke.docx | 159.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЮМОР И САТИРА В МУЗЫКЕ
ВСТРЕЧИ С ЛЕОНИДОМ УТЁСОВЫМ
учитель музыки высшей категории
Вершинина А.Б.
МБОУ СОШ № 98
«Сердце, тебе не хочется покоя»
В.Лебедев – Кумач.
Цель урока: Восприятие сатиры и юмора в музыке через творчество певца Леонида Утёсова.
Задачи:
1) Закрепить умение чувствовать специфику музыкального искусства, способность музыки оказывать воздействие на слушателей;
2) Приобщение учащихся к «золотому фонду» современной песни и её исполнителей, формирование интереса и любви к пению, развитие вокально-хоровых навыков;
3) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и своих музыкантов - исполнителей.
Наглядно-методические пособия:
1) Эпиграф на доске;
2) Фотогалерея Л. Утёсова и его оркестра;
3) Афиша;
4) Карточки с изображением музыкальных инструментов;
5) Плакат с изображением музыкальных инструментов;
6) Карточки с новыми терминами;
7) Кроссворд;
8) Текст песни «Классный кот» М.А.Пинегина;
9) Телевизор и видеомагнитофон для демонстрации фрагментов к/ф. «Весёлые ребята».
Музыкальный материал: 1) Песня «Му – му» м. В.Валовау в исполнении Л.Утёсова;
2) «Американская песенка» в исполнении джазового оркестра;
3) Песня «Всё хорошо, прекрасная маркиза» В. Валовау;
4) Песня в исполнении Л.Утёсова «Акула»;
5) Песня «Классный кот» м. А.Пинегина, пер. А.Волкова.
Ход урока:
I. Организация учащихся:
Звучит песня «Му – му» м. В.Воловау, сл. А.Дактиля в исполнении Л.Утёсова.
Учащиеся входят в класс.
Музыкальное приветствие:
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Ученики: - Здравствуйте, учитель!
Учитель: - У вас на лицах улыбки. Я хочу, чтобы до конца урока ваши глаза излучали радость. Песня, которая сейчас прозвучала, мне в этом помогла. Каким образом?
Ученики: - Текст, прозвучавшей песни, был очень весёлым. В ней поётся о том, как корове подарили цветы, а она их съела.
Учитель: - А вы знаете, кто исполнял эту песню? Это замечательный певец, дирижёр, создатель первого в мире театрализованного джаза – Леонид Осипович Утёсов. К сожалению, сегодня мало кто из молодёжи о нём знает. А ведь песни в исполнении Утёсова можно назвать музыкальной летописью жизни нашей страны: они воскрешают в памяти события прошлого.
И сейчас я предлагаю вам отправиться в прошлое. А на чём можно перенестись туда?
– На машине времени. И так, путешествие начинается!
Звучит сигнал.
На фоне звучания « Американской песенки», в исполнении джазового оркестра, учитель продолжает рассказ:
Вот мы и в 1929 году. Посмотрите, афиша. Интересно, куда нас приглашают?
Учитель читает.
Хотите узнать, какой сюрприз ожидал публику?
На сцену ленинградского Малого оперного театра, где проходил концерт, вышел конферансье (ведущий) и торжественно объявил: «Выступает Теаджаз под управлением Леонида Утёсова». Перед публикой появились 10 никому неизвестных музыканта во главе со своим руководителем, которого до этого времени зрители знали как чтеца, куплетиста, но не в качестве дирижёра джаз-оркестра.
За что полюбил Утёсов джаз? За то, что джаз – музыкальная импровизация (исполняют музыку и тут же сочиняют что-то новое), которая сочетает черты европейской и негритянской музыки.
А какой тогда оркестр называют джазовым?
Учащиеся: Оркестр, состоящий из джазовых инструментов и исполняющий джазовую музыку.
Учитель: Какие инструменты в него входят, вы сейчас узнаете.
Игра «Угадай, на чём играю». Звучит «Американская песенка».
По ходу игры, учащиеся должны прослушать и определить музыкальный инструмент, «ответы» предлагаются на карточках с изображением музыкальных инструментов. Определив, что прозвучало, ученик поднимает карточку с нужным изображением.
Учитель: Успех Теаджаза был огромен!
Репертуар песен Утёсова был очень разнообразен. Он исполнял лирические романсы, и патриотические песни, и песни о войне, юмористические, шуточные и сатирические песни. Вот на них мы и остановимся.
Песня, которая прозвучала в начале урока – шуточный дуэт в исполнении Л.Утёсова и его дочери Эдит. А написана она для водевиля «Много шума из тишины», действие которого разворачивается в коровнике. Сейчас мы послушаем ещё одну песню из этого водевиля.
Слушание песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
Беседа о прослушанной песне:
- содержание текста;
- характер песни;
- инструменты, сопровождающие песню;
- как её можно назвать? Почему?
Кто знает, что такое водевиль?
Учитель: Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.
Не только юмор присутствовал в песнях Утёсова, но и настоящая сатира, которая высмеивала какие-то недостатки. В годы холодной войны была им спета сатирическая песня «Акула». Вам сейчас предстоит определить о каких странах в песне идёт речь.
Прослушивание песни «Акула».
Ответы детей.
Учитель: В этой песне говориться об Америке, которой не по зубам Советский Союз – некогда большое и могучее государство.
Арам Хачатурян, композитор с которым вы уже знакомы, говорил о Л.Утёсове: «Помню, какой славой пользовался этот артист и его коллектив! Это был очень весёлый коллектив, но Утёсов умел через юмор, веселье, беззаботность говорить об очень серьёзных вещах» (карточка с высказыванием висит на доске).
Вот и я хочу познакомить вас с песней, в которой говорится о серьёзной проблеме с юмором.
Знакомство с песней «Классный кот» м.А.Пинегина.
Учитель: Понравилась песня? Что за неразрешимая проблема была у фермера Джона?
Как вы думаете, в какой стране жил Джон? Почему?
Ученики: - Америка, музыка похожа на американскую.
Учитель: - Конечно, это американский музыкальный стиль – кантри. Давайте разучим эту песню.
Разучивание песни «Классный кот» м. А.Пинегина (на партах – тексты песни).
Учитель: И снова, я предлагаю продолжить путешествие на машине времени.
Звучит сигнал.
Следующая остановка – год 1934. В этом году на экраны вышел замечательный, комедийный фильм «Весёлые ребята». Это был первый и единственный фильм, где Утёсов сыграл главную роль – пастуха Костю Потехина, который мечтал стать дирижёром джаз – оркестра.
Просмотр фрагмент кинофильма «Весёлые ребята».
Учитель: Вместе с Утёсовым в съёмках принимал участие его Теаджаз, который к тому времени получил новое имя – Государственный джаз – оркестр РСФСР.
Каким же вы узнали певца и дирижёра Л.Утёсова?
Ответы учащихся.
Учитель: Ваши ответы перекликаются со словами И. Бабеля (на доске карточка):
- Утёсов был великолепным, заряженным электричеством парень, опьянённый жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом. Артист, пропагандирующий неутолимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека лёгкой души, охваченного жаждой весёлости и познания.
Учитель: Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Но чтоб попасть обратно, мы должны выполнить задание – отгадать кроссворд.
Таблица с кроссвордом – совместное отгадывание.
Учитель: Что у нас получилось, прочитайте.
Ученики: Сатира и юмор.
Учитель: Почему, именно эта фраза оказалась в кроссворде?
Ученики: Потому что сегодня на уроке мы говорили о юмористических и сатирических песнях в исполнении Л.Утёсова.
Звучит сигнал.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вам понравилось со мной путешествовать? И мне понравилось, мои милые друзья, с вами путешествовать! Потому, что за время путешествия я с вами подружилась.
Объяснение домашнего задания:
Учитель: Дома, вам предстоит из своей домашней копилки, подобрать и проиллюстрировать юмористические и сатирические песни. Одна уже есть – «Классный кот», тексты вы можете забрать себе, для дальнейшей работы.
Учитель: Вот наш урок и подошёл к концу. До следующих встреч с музыкой.
Звучит фонограмма песни «Классный кот» м А.Пинегина, ребята выходят из класса.
Классный кот.
Перевод А.Волкова. Музыка А.Пинегина
1. Жил-был фермер Джон.
У него был классный кот.
Доставлял тот кот
Людям множество хлопот:
Он на ферме всех
доводил не раз до слёз
и в далёкий лес
Фермер Джон его увёз.
Припев: Но спустя дней пять
Кот вернулся опять.
Все решили, что пропал,
А он не думал пропадать.
2. Рассердился Джон,
Что домой приходит кот,
И послал кота,
Он в космический полёт.
И ракета ввысь
Улетела, вся в огне,
И умчался кот
И остался на луне.
КРОССВОРД
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 |
Вопросы:
1. Фильм, в котором снялся Утесов со своим джаз-оркестром.
2. Композитор, который сказал об Утесове, что он умеет говорить через юмор о серьезных вещах.
3. Как назывался в самом начале джаз-оркестр Утесова.
4. Новое качество Утесова, продемонстрированное 8 марта 1929 г.
5. Один из духовых музыкальных инструментов джаз-оркестра.
6. С кем сравнивает Америку в сатирической песне Утесов?
7. Что испытывает герой водевиля «Много шума из тишины» к корове?
8. Духовой инструмент джаз-оркестра.
9. Короткая комическая пьеса, часто с пением.
10. Какой стиль песни «Классный кот»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
Поэты Алтая. Встреча С Леонидом Мерзликиным. (план-конспект урока литературы)
данный урок посвящен Леониду Мерзликину. Урок сопровождается презентацией....
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...