Поэты Алтая. Встреча С Леонидом Мерзликиным. (план-конспект урока литературы)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
данный урок посвящен Леониду Мерзликину. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poety_altaya.doc | 100 КБ |
lsmerzlikin.ppt | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Встреча с поэтом Леонидом Мерзликиным».
Цели урока:
-познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Л.Мерзликина;
-развивать навыки выразительного чтения;
-воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование:
-портрет поэта; распечатанные стихи; выставка книг;
-мультимедийная презентация;
-иллюстрационный материал.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Готовность учащихся к уроку.
2.Работа по основной теме урока.
Объявление темы. Постановка цели урока.
Слово учителя:
Замечательному русскому поэту Леониду Мерзликину в этом году исполнилось бы 73года. И уже тринадцать лет, как его нет с нами.
Стихи многих даровитых поэтов имеют конкретный адрес. Свой "земной уголок" был и у Леонида Мерзликина
Слайд №2
Слайд №3
Леонид Мерзликин родился в предвоенное десятилетие. Заявил о себе молодо и ярко – первый поэтический сборник его вышел в Москве в издательстве «Молодая гвардия», автору еще и тридцати нет, и назывался он непафосно – просто «Купава» (1963). Выбор названия из богатейшей кладовой русского языка характеризует нацеленность поэта, казалось бы, на просторечный, обиходный язык, но богатство смыслов позволяют Мерзликину найти неповторимые оттенки языка в лирических произведениях, взлетающих до пронзительных открытий состояния человеческой души. Из того же народного речевого арсенала черпает Л.Мерзликин слова для своих поэм: «Георгиевский кавалер», «Таисья», «Островитяне» и других, и он находит в тех словах подъемную силу, которая сродни подъемной силе орлиного крыла. Это обретенное и найденное только Л.Мерзликиным – им лично открытое качество слов, их неожиданное соседство, придает его творчеству эпическое звучание.
Слайд №4
Шестидесятые и начало семидесятых годов отличались и всплеском интереса к поэзии - стихотворные сборники не только маститых и "модных" в то время столичных поэтов, но и местных авторов, издаваемых довольно солидными тиражами, не залеживались, а шли, как говорится, нарасхват, буквально сметались любителями поэзии с книжных прилавков. Модными стали Дни поэзии, и проходили они во многих городах страны, в том числе и в Барнауле. И как проходили! Представьте себе нынешний концерт Пугачевой-Киркорова, удвойте и даже утройте зрительский интерес и вы почувствуете обстановку, царившую тогда в большом зале Алтайского политехнического, где со сцены звучали стихи, и только стихи, в исполнении самих поэтов: Леонида Мерзликина, Бориса Каурова, Игоря Пантюхова, Геннадия Панова, Владимира Сергеева, Николая Черкасова, Владимира Казакова, Марка Юдалевич а, москвичей Марка Соболя и Сергея Маркова, ленинградцев Сергея Давыдова и Виктора Сосноры, новосибирцев Елизаветы Стюарт, Ильи Фонякова и Александра Смердова, томича Василия Казанцева
В конце 70-х и начале 80-х годов особенно активно работала группа уже известных в то время поэтов деревенской направленности - Леонид Мерзликин, Геннадий Панов, Николай Черкасов, Владимир Башунов, Владимир Казаков. У каждого из них был свой "земной уголок", с которым связаны они были родственно, и каждый из них писал об этом по-своему.
В его стихах о малой родине часто слышится тревога за судьбу деревни, за судьбу первозданной природы. Поэт уверен, что с насилием над природой исчезает нечто большее, чем реки, леса и рощи. Так, обращаясь к кедру, он говорит:
"Гудишь и шумишь в поднебесье,
а рухнешь в сметенье ветвей,
обидно - одно мелколесье
взойдет над могилой твоей".
Леонид Мерзликин любил историю и написал немало стихов о прошлом, диапазон их велик - от стихотворения Жене декабриста до драматических баллад Скифы, Бунтари, Фараон...
Стихи Мерзликина почти всегда отличались философичностью, глубоким подтекстом. Выход каждой его книги, будь то Россия, Таисья, Лада, и прозвучавший заключительным аккордом сборник Избранное становился событием для любителей поэзии. Не случайно на Алтае он был избран королем поэтов
Слайд №5 Литературные чтения Слайд№6 |
Мерзликинские чтения
В Новоалтайске ежегодно проводятся литературные чтения - Мерзликинские встречи, в ходе которых члены Алтайской краевой организации Союза писателей России встречаются с земляками поэта - в школе N 12 поселка Белоярска; с учащимися и преподавателями школ, с работниками предприятий и организаций Новоалтайска.
Мерзликинские чтения посвящены памяти поэта, члена Союза писателей России Леонида Семеновича Мерзликина (1935-1995). Проводятся с 2000 г. в г. Новоалтайске ежегодно. Организатором чтений является администрация г.Новоалтайска, Управление по культуре Алтайского края, Алтайская краевая писательская организация, центральная городская библиотека.
В программе Мерзликинских чтений - встречи читателей с писателями, книжно-иллюстративные выставки о жизни и творчестве поэта, презентации книг алтайских поэтов, выступление творческих коллективов г. Новоалтайска. Среди школьников проводится конкурс исследовательских работ, посвященных творчеству поэта, а также конкурс среди начинающих поэтов "Проба пера". По традиции участники чтений посещают родину поэта - п. Белоярск (ныне район г. Новоалтайска), его дом, возлагают цветы на могилу.
В Новоалтайске создан литературный салон имени Леонида Мерзликина. Кроме встреч и бесед, посвященных творчеству поэта-земляка, ведется поисковая и архивная работа. Салон владеет мемориальным фондом, который содержит письма Л. Мерзликина, рукописный альбом с его стихами, записные книжки, публикации поэта в новоалтайской газете "Ленинское знамя", фотопортреты, дарственные книги российских писателей с их автографами.
В 2005 г. Мерзликинские чтения получили статус краевых. В числе участников чтений - вдова поэта Тамара Ивановна Мерзликина, друзья, алтайские писатели, творческая интеллигенция города
Его стихотворения публиковались в краевых, региональных и центральных газетах и журналах, в коллективных сборниках и антологиях. Он выпускник Литературного института имени Горького, автор пятнадцати книг, член Союза писателей СССР, а затем России. Лауреат краевой премии в номинации "Литература" - за книгу стихотворений "Избранное" (1997 г.), посмертно.
Первые стихи опубликованы в 1950 году в краевой молодёжной газете.
С тех пор в различных издательствах страны вышло еще 12 его поэтических сборников, в том числе «Россия» (1965), «Таисья» (1967), «Ивушка» (1973), «Просека» (1981), «Зимняя роза» (1987), «Заря пылает» (1990). последний - "Избранное" -- посмертно.
Помимо этого Леонид Семенович печатал многие стихи в периодических изданиях, в том числе, в журналах "Москва", "Сибирские огни", "Алтай", "Барнаул", во многих коллективных сборниках, в газетах "Литературная Россия", "Алтайская правда" и других.
Тонкий лирик, философ, знаток истории.
Лауреат Всероссийской литературной премии им. В.М.Шукшина (1990), муниципальной премии Барнаула.
С 2000 г. учреждена и вручается краевая литературная премия имени Леонида Мерзликина. В честь 70-летия поэта вышла книга стихотворений лауреатов премии имени Л. Мерзликина - "Земной поклон".
Умер 5 сентября 1995 года и похоронен в Белоярске. В Барнауле на доме по ул. Песчаной, где жил поэт, установлена мемориальная доска.
3.Закрепление.Чтение стихотворений, поэм:
«А у нас на Алтае кислица…»; «Воробей залетел через форточку…»; «Крутояры»; «Седой валун»; «Иней»; «Купава».
Беседа по содержанию.
Вы уже много читали, учили наизусть стихотворений русских и советских поэтов. Вы представляете себе, чем отличаются стихи от прозы.
Но для чего, для кого создаются, пишутся стихи? Ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму! Зачем же нужна поэзия? (высказывания ребят)
-Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
А теперь прочитайте стихотворения Л.С.Мерзликина.
Работа над выразительным чтением.
-Почему стихотворение так называется?
-Какое время года рисует поэт?
-какая картина возникает перед глазами?
Задание: устное словесное рисование.
-Какие чувства пробуждает в вас стихотворение?
-Какие образы возникают перед вами?
Задание : рассуждение на тему «Какое стихотворение из прочитанных на уроке мне ближе и почему?»
-Что же очень важное несёт это стихотворение?
-Что нужно знать, чтобы понять стихотворение? (суметь почувствовать его общее настроение, увидеть яркие строчки-образы, ощутить их неповторимость и выразительность)
Обратите внимание на картины, где изображена природа.(слайды +иллюстрации)
-Какое из прочитанных стихотворений родственно по своему настроению данной картине?
-Какая из картин могла бы стать иллюстрацией к данным поэтическим строчкам?
-Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?
-К чему призывает поэт?
-Какая природа привлекает Мерзликина?
-Как стихотворения характеризуют самого поэта?
-Каким вы унесёте с собой в сердце поэта Мерзликина?
Иллюстрирование. Конкурс «Проба пера».
4.Домашнее задание.
Выучить наизусть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родился в с. Белоярском Первомайского района Алтайского края. Окончил культпросветшколу в Троицке, отслужил действительную в Советской Армии, поработал в Калманской газете «Заря», а в 1959 году поступил в Литинститут имени Горького, который в 1964 году окончил. Еще будучи студентом Литинститута, что случается не часто, издал в Москве, в издательстве "Молодая гвардия", первый сборник стихов Купава .
Награжден медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", Почетной грамотой и премией Славянского общества (посмертно, 1997). Лауреат краевой премии им. В. М. Шукшина (1988 г.), муниципальной премии г. Барнаула (1995), премии Демидовского фонда Алтайского края за поэтический сборник "Избранное" (посмертно, 1998).
Поэмы Л.Мерзликина в первую очередь рассказывают о судьбах наших современников, их чаяниях и заботах. Любовь к природе, людям, светлому и прекрасному на земле, нигде не покидает автора. В своих поэмах он утверждает искренность и чистоту человеческих отношений, стремление людей к высокому идеалу . «Купава», «Георгиевский кавалер», «Таисья», «Островитяне», «Там, за курганом», «Торг», «Пир», «Дорожная пьеса», «Из армейской тетради»
Литературные чтения Башуновские чтения Егоровские чтения Мерзликинские чтения Пановские чтения Соболевские чтения Чебаевские чтения Черкасовские чтения Шишковские чтения Шукшинские чтения Шумиловские чтения Ядринцевские чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...