Конспект урока по музыке в 6 классе (не по ФГОС) «Чтобы русский дух не потух»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Применение на уроке современных образовательных технологий:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
· Технология педагогики сотрудничества, обозначено
Технология диалогического обучения (ТПС). применение
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
· Технология проблемного обучения (ТПО). аббревиатурами
· Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).
· Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chtoby_russkiy_duh_ne_potuh.doc | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шевцова Т.П. Чтобы русский дух не потух
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке
в 6 классе (не по ФГОС)
«Чтобы русский дух не потух»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин
2014
Урок №8 из раздела «Я до страсти люблю всё русское».
Класс: 6.
Тема: «Чтобы русский дух не потух».
Цель урока: формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.
Тип урока: расширение, углубление темы.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-размышление.
Задачи:
Обучающая: знакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества; раскрывать содержание ««Второго концерта для фортепиано с оркестром».
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства учащихся через постижение музыкальных образов высоко духовного смысла и содержания; воспитывать зрителя, слушателя, исполнителя с развитым художественным вкусом.
Развивающая: развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения; развивать умение понимать мысли и чувства другого человека, учить выходить на диалог с автором;
Технологии:
- Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
- Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
- Технология проблемного обучения (ТПО). аббревиатурами
- Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).
- Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Оборудование урока:
- ноутбук, экран, слайдовая презентация;
- текст песни «О русском духе»;
- нотный материал, музыкальные фонограммы;
- авторский видеоролик для динамической паузы на музыку «Итальянской польки» С.Рахманинова;
- фильм «Портрет Рахманинова».
Музыкальный материал:
- «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова;
- «Песня о русском духе» Н.Тананко;
- песня иеродьякона Феофила и монаха Лаврентия «За святую Русь».
Ход урока:
I.Организация урока.
Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
а). Попевка-приветствие «Дал верный тон».
б). Физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ
в). Проверка домашнего задания.
У.: На предыдущем уроке мы договорились, что дома, вместе с родителями, вы разберётесь в том, какой смысл вложен в каждую строчку песни иеродьякона Феофила «За святую Русь».
Сейчас вновь прозвучит эта песня, чтобы мы снова испытали её эмоциональное воздействие.
Слушаем песню «За святую Русь»
Слайд 1. Текст песни и фотография иеродьякона Феофила проецируется на экран. (ИКТ).
г). Анализируем содержание песни. Выясняем с ребятами смысл тех строк, которые они разобрали с родителями. Находим, тем самым, ответ на вопрос, чего желает иеродьякон Феофил для благополучия и процветания России.
II. Основная часть урока.
Задачи: вывести школьников на проблему урока и обозначить в словесной формулировке, научить различать особенности музыкального стиля композитора; подготовить к восприятию нового материала, сконцентрировать их внимание на изучаемом вопросе.
1.Беседа, подготавливающая тему урока.
У.: Мы и сегодня будем искать ответ на вопрос: как вы, подрастающие граждане нашей страны, можете помочь процветанию и благополучию России? Что надо делать, чтобы русский дух не потух? И вновь обратимся к музыке человека, который тоже многого желал и делал для благополучия и процветания России.
Слайд 2. На экране название – «Второй концерт для фортепиано с оркестром» и портрет Рахманинова.
У.: Сейчас вновь прозвучит «Второй концерт для фортепиано с оркестром» Рахманинова, про главную тему которого мы на прошлом уроке говорили, что (вспомните выбранные вами цитаты)… (ТПС).
Слайд 3. На экран проецируется слайд с цитатами и пейзажами.
- «Русская мелодия расстилается кротко и печально». (ИОТ)
- «Подобно птице летит она над необъятными просторами родной земли».
- «Жизнеутверждающая, волевая, полная энергии, она устремляется к радости, к счастью. К тому счастью, которое обретает только душа, закалившаяся в испытаниях».
- «В ней – восторженное преклонение перед Россией, в ней – красота, величие и душа русского народа».
- «Стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая».
- «Во весь рост поднимается Россия». (ИКТ).
Уч-ся вспоминают свои высказывания.
У.: Вот как сказал об этой музыке известный русский композитор, пианист, педагог Николай Метнер:
Слайд 4. На экран проецируется слайд с фотографией и цитатой «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская…, каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».
2. Слушание музыки.
Задачи: подготовить детей к слушанию, проанализировать характер побочной темы, выяснить, какие образы учащиеся представили в своём воображении.
У.: Мы сейчас прослушаем более длительный фрагмент I части Второго концерта, чтобы услышать следующую тему. Вслушиваясь в её звучание, определите: (ТПС).
- какие интонации вы слышите?
- о каких страничках жизни Рахманинова – о грустных или светлых – напомнит эта музыка?
Ответы уч-ся.
Прослушивание фрагмента «Второго концерта» до окончания побочной.
Уч-ся слышат нежные, мечтательные интонации, считают, что Рахманинов вспоминает что-то светлое из своей жизни или воспевает светлое в образе Родины. (ИОТ)
У.: Да, музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России…
У.: Чем же подпитала силу вашего духа музыка Рахманинова?
Среди ответов уч-ся – «…красотой, добром, любовью к России».
У.: Вы можете какими-нибудь примерами подтвердить, что, живя в Америке, он был верен России и душой, и делами?
Уч-ся вспоминают, что Рахманинов весь сбор от своих концертов передал раненым советским бойцам. А величие России воспевал своей музыкой.
У.: Что было для Рахманинова символом Родины?
- Белая сирень.
У.: А что – голосом Родины?
- Колокольные звоны.
У.: Время отдохнуть. И сделаем это тоже под музыку Рахманинова. Вы потом попробуете предположить, о какой черте характера Сергея Васильевича можно подумать, слушая эту музыку.
3. Динамическая пауза.
Задача: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. ЗДСТ
Школьники повторяют движения анимационных фигурок, танцующих под «Итальянскую польку» Рахманинова.
Затем отвечают на вопрос о черте характера Рахманинова.
4. Доучивание песни «О русском духе» Н.Тананко.
Задачи: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества, эмоциональную отзывчивость; развивать музыкальные способности, формировать вокально-хоровые навыки. (ТРО).
У.: «И напрасно планы строит заграница, русский дух вовеки ей не истребить…». Это из какой песни?
Ответы уч-ся.
Доучиваем 3-й куплет, работаем над вокально-хоровыми навыками.
5. Видеопросмотр.
Задача: закрепить эмоциональное воздействие, возникшее в процессе общения и слушания музыки.
У.: Мы сегодня посмотрим фильм о Рахманинове.
- Обратите внимание, музыка какого произведения Рахманинова сопровождает показ и почему, на ваш взгляд, именно это произведение звучит?
Смотрим фильм «Портрет Рахманинова». (ИКТ).
Уч-ся, отвечая на вопрос, озвученный перед прослушиванием, говорят, что сопровождал показ фильма «Второй концерт» и вспоминают высказывания Метнера, что это тема его – Рахманинова – жизни.
III. Итог урока.
Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить домашнее задание.
У.: Сегодня мы заканчиваем нашу встречу с музыкой Рахманинова. Наблюдая за вами во время прослушивания его произведений, я видела, что равнодушных глаз не было. Это вселяет в мою душу надежду, что музыку Рахманинова вы захотите слушать и вне уроков музыки, и не только сейчас, пока живы впечатления от того, что узнали и услышали, но и во взрослом возрасте. Мне часто ребята, прощаясь на «Выпускном вечере» в 11 классе, говорят о полюбившихся композиторах. Рахманинов и его «Второй концерт» – в этом «списке».
Домашнее задание:
У.: Дома опишите своё отношение к Рахманинову и его музыке. Лучшие рефераты, как всегда, будут демонстрироваться на выставке «Творческих работ по музыке». (ТПО).
- А в интернете скачайте полюбившиеся произведения для домашнего прослушивания. Или приобретите диск с музыкой С.В.Рахманинова.
Оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке - 5 класс
Конспект урока - 5 ласс. Героические образы в музыке....
Конспект урока по музыке- 1 класс "Без ритма нет движенья"
Конспект урока по музыке "Без ритма нет движенья"....
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека
5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....