Конспект урока по музыке- 1 класс "Без ритма нет движенья"
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект урока по музыке "Без ритма нет движенья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritma_net_dvizhenya.docx | 24.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Без ритма нет движенья…
Конспект урока по музыке-1-й класс
Цели:
Познавательные - активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся. Воспитание любви к классической музыке, чувства сопереживания музыке, культуры восприятия и исполнения музыкальных произведений, культуры движения под музыку.
Метапредметные - интегрирование музыки, литературы. Развитие ответственности и организованности, внимательности и наблюдательности; чувства ритма и ритмичности движений под музыку; чистоты интонирования и хоровой дикции, навыка пения на опоре.
Личностные - знакомство с произведениями русских и зарубежных писателей.. Определение взаимосвязи ритма музыкального и жизненного, путем подчеркивания их организационной важности и значимости.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Музыкальный материал:
1. Г. Свиридов. Время, вперед! (фрагмент) – вход в класс, выход из класса.
2. Песенка часов – вокально-хоровая работа.
3. Т. Левина. Тик-так – музыкально-ритмические движения.
4. С. Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка” – слушание музыки.
5. П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” –выход из класса.
Оборудование урока:
фортепиано, магнитофон.
– Послушайте, пожалуйста, внимательно музыку и скажите, что она передает.
1. Вход в класс – Г. Свиридов. Время, вперед! (фрагмент)
– Музыка передает движение.
–
Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?
– Быстро (медленно), четко (беспорядочно),красиво, легко…
– Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажите, а вот, например, шагать легче ПОД музыку или БЕЗ нее? И почему.
– ПОД музыку легче. Потому что она звучит четко, РИТМИЧНО.
– То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?
– С помощью РИТМА.
– А что такое “музыкальный ритм”? Как вы понимаете это словосочетание.
– Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.
– Правильно.
Итак, ритм- это сочетание звуков различной длины (длительности). А давайте, сравним длину звука, например, с длиной шага.
Представьте обычную семью. Из кого она состоит?
– Из мамы, папы, ребенка.
На доске один под другим могут появиться схематичные изображения членов семьи.
– Кто в семье самый большой и важный?
– Папа.
– За папой по значимости и важности следует?..
– Мама.
– Ну, и самый шустрый и непоседливый – это…?
– Ребенок.
– Вышла семья на прогулку. Кто спокойней и уверенней всех будет идти?
– Папа.
– А как должна будет идти мама, чтобы успевать за папой? И почему.
– У мамы шаг короче папиного, поэтому она должна будет двигаться чуть быстрее. Примерно в два раза.
– А что остается делать ребенку?
– Бежать вприпрыжку.
– Совершенно верно. Вот в такую семью на прогулке мы с вами сейчас и сыграем.
Для начала каждого члена семьи изобразим по-отдельности:
~ шаг папы изобразим сидя, топая ногами;
~ шаг мамы – хлопками ладоней по коленям;
~ детский шаг – хлопками в ладоши.
А чтобы проще было ориентироваться, каждому шагу дадим свое название:
~ папин шаг – ТА;
~ мамин шаг – ТИ-ТИ;
~ шаг ребенка – ТУ-РУ-ТУ-РУ.
Делю класс на три группы и с каждой группой прорабатываю ее тип шага.
– Это мы прошагали с каждым членом семьи отдельно. А теперь объединим семью и отправимся на прогулку.
Каждая из групп по моему сигналу включается в работу и прекращает ее. Таким образом, чтобы одновременно “гуляли” 2-3 члена семьи.
– А теперь скажите мне, пожалуйста, сейчас мы работали над каким-либо музыкальным произведением?
– Нет.
– Но, тем не менее, мы сейчас работали с одним из средств музыкальной выразительности – с ритмом. А с кем мы встретились с помощью ритма?
– С обыкновенной семьей.
– То есть ритм получается важной составляющей и нашей повседневной жизни. А что же нам помогает в нашей жизни соблюдать эту организованность?
– ???
– Не знаете? Тогда я расскажу вам небольшую историю о маленьком мальчике, который ничего не успевал.
Жил на свете мальчик, который всегда везде опаздывал.
Соберется он в школу. Начнет умываться. Пока закончит – ребята уже домой идут. Решит пойти погулять, станет собираться к ребятам во двор, а они уже по домам расходятся. Вот так и жил. Родители очень огорчались, но никак не могли справиться с этой бедой.
Была у мальчика мечта – сходить в театр. И, однажды, папа купил билеты на спектакль.
Проснулся мальчик с утра, лежит и думает: “Пока соберусь – спектакль уже закончится. Но ведь я так хотел попасть в театр! И папа так старался. Купил билеты в первый ряд! Что же делать?!”
И вдруг! В его размышления ворвалась какая-то мелодия. Мальчик прислушался и услышал песенку.
Я вам ее сейчас спою. А вы подумайте, кто же в пустой комнате, в которой кроме мальчика никого не было, мог ее петь.
2. Песенка часов – слушание, анализ, разучивание.
– Это пели часы.
– Верно. А как вы думаете, это были большие напольные часы, часы поменьше – настенные или маленький будильник?
– Скорее всего, это были настенные часы.
– Напомните, пожалуйста, какой звук издают часы, когда идут?
– Тик-так.
– При исполнении песен мы встречаемся с двумя составляющими: мелодией и ритмом. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы показать певучесть и протяжность мелодической линии песни какие звуки нам пригодятся в первую очередь: гласные или согласные?
– Гласные звуки.
– А тогда какие звуки помогут передать четкость часового хода?
– Согласные.
– Молодцы. Поэтому сейчас, во время ритмической работы, нам очень пригодятся именно согласные звуки. А затем, во время пения, не забудьте уделить внимание звукам гласным.
Вокально-хоровая работа начинается с разучивания текста песни с ритмическим рисунком. Затем слова и ритм накладываются на мелодию.
Во время ритмической работы обращается внимание детей на твердость согласных,синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.
В ходе вокально-хоровой работы больше внимания уделяется певческой посадке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.
– В награду за то, что вы так хорошо поработали над этой песней, часы вам дарят еще одну свою песню. Под нее мы с вами сейчас подвигаемся. Внимательно и, главное, ритмично повторяйте за мной все движения.
3. Т.Левина. Тик-так – динамическая пауза.
– Передохнули. А теперь пришла пора закончить нашу историю.
Послушав песенку часов, мальчик решил последовать ее совету и с этой минуты начать все делать по часам. Он быстро встал, умылся и оделся. Они с папой во время вышли из дома и успели в театр на сказку. А сказка, между прочим, тоже была удивительной. Немалую роль в ней сыграли часы.
Сейчас мы с вами послушаем бой часов из этой сказки. Его сочинил композитор Сергей Прокофьев.
Вслушайтесь в него. Как он звучит по настроению? Какое состояние героев передает?
Это должно будет вам помочь вспомнить название сказки и имена героев.
4. С.Прокофьев. “Полночь” из балета “Золушка”
–слушание музыки.
– Бой часов в этом фрагменте звучит тревожно. Как будто часы напоминают о чем-то важном.
– Верно. А какого размера эти часы?
– Это большие часы.
– Тоже правильно. Вспомните теперь, пожалуйста, сказку, в которой большие часы напомнили главному герою, а точнее героине, о чем-то очень важном.
– Это может быть сказка “Золушка” или сказка “Аленький цветочек”.
– В обеих этих сказках и в “Золушке” Ш. Перро, и в “Аленьком цветочке” В. Аксакова главным героиням часы подсказали важный момент в их судьбе.
Но у нас с вами речь пойдет о сказке “Золушка”, музыку к которой написал замечательный композитор С. Прокофьев.
Главная героиня – Золушка – сбилась на балу с ритма, намеченного в начале вечера ее крестной –Феей. Она должна была поспешно покинуть дворец. При этом она потеряла свою туфельку, благодаря которой, ее потом нашел Принц. Так часы –помощники ритма в нашей жизни – изменили судьбу Золушки.
А мы с вами подошли к логичному завершению нашего с вами свидания с …? Кто был главным действующим лицом на нашем уроке?
– Ритм.
– Напомните, пожалуйста, что такое музыкальный ритм.
– Музыкальный ритм – это чередование длинных и коротких звуков.
– Для чего нужен ритм в музыке? Важен ли он для нее?
– Ритм важен для музыки. Он организовывает музыкальные произведения во времени.
– А в жизни ритм важен? Что может произойти в жизни, если отстать от ее ритма?
– Если человек собьется с жизненного ритма, он нигде не успеет, везде будет опаздывать и ничего хорошего у него не получится…
– То есть ритм организовывает не только движение музыки, но и движение всей нашей жизни. Без ритма, без пульса не бьется сердце ни музыки, ни человека.
А что помогает нам следить за ритмом жизни и оказываться в нужное время в нужном месте?
– Часы.
– Верно. Не забывайте об этих маленьких, но неутомимых тружениках, которые подсказывают мне сейчас, что время урока подошло к концу.
А вот организовать ваш выход нам поможет музыкальный ритм в марше
П. Чайковского.
Но прежде чем мы попрощаемся, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Особая благодарность…
А теперь встали и организованно, ритмично под музыку можете выйти из класса.
5. П.Чайковский “Марш деревянных солдатиков”
–выход из класса (играю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» 5 класс
Цель: Заострить внимание детей на том, что они ставятся самостоятельными участниками движения, заинтересовать изучением правил дорожного движения, напомнить основные правила перехода дороги....