Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Пейзажные образы в музыке».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
На уроке используются современные образовательные технологии:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
· Технология педагогики сотрудничества, обозначено
Технология диалогического обучения (ТПС). применение
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
· Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
· Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazhnye_obrazy_v_muzyke.doc | 83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шевцова Т.П. «Пейзажные образы в музыке»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)
«Пейзажные образы в музыке»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин
2014
5 класс. Урок № 4 из раздела «Музыка и изобразительное искусство».
Тема: «Пейзажные образы в музыке».
Тип урока: расширение, углубление темы.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи: - показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).
Технологии:
- Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
- Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
- Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
- Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Оборудование урока:
- ноутбук, экран, слайдовая презентация;
- музыкальные фонограммы произведений К.Дебюсси;
- ноты и тексты песни Ю.Чичков «Эх, зима!»;
- таблицы с определением пейзажных образов;
- плакатики с названиями произведений;
- видеоролик: А.Райкин с песней «Это было летом, летом»;
- авторский видеоролик «Музыка К.Дебюсси + репродукции картин импрессионистов».
Музыкальный материал:
- песня Ю.Чичкова «Эх, зима»;
- К.Дебюсси: «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Диалог ветра с морем», «Лунный свет».
Ход урока:
I.Организация урока.
Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
1.Введение в атмосферу урока музыки:
- Попевка-приветствие.
- Физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ
- Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой. (ИОТ).
- Разучивание 2-го куплета песни Ю.Чичков «Эх, зима!».
II. Основная часть урока.
Задачи: подготовить к восприятию нового материала, выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства, сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.
1. Беседа по теме урока. (ТРО).
У.: Продолжим говорить о взаимодействии музыки и ИЗО. Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
- Вспомните, что такое пейзаж? Изображение природы.
- А сумеете ли вы сразу ответить, чем музыкальный пейзаж отличается от живописного?
Ответы уч-ся.
У.: Сегодня мы разберёмся, какими могут пейзажи в музыке.
2.Просмотр презентации.
У.: Эпиграфом урока я взяла высказывание французского композитора Клода Дебюсси:
Слайд 2. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца». (ТРО).
Слайд 3. Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси – самый яркий (ИКТ). (ИКТ).представитель импрессионизма в музыке – был выдающимся мастером звуковой живописи. Он написал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Слайд 4. Импрессионизм (от французского impression – впечатление) – направление в искусстве конца IX – начала XX вв.
Слайд 5. Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные.
Слайд 6. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.
Слайд 7. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
Слайд 8. Что характерно для импрессионистов?
Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.
Слайд 8. Это направление в живописи перешло и в музыку. Главное в произведениях импрессионистов – отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые нам дарит окружающий мир. Чаще всего это впечатления от картин природы.
Слайд 9. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
3. Работа с текстами.
У.: Почитайте в предложенных текстах, какими могут быть пейзажные образы в музыке.
Пейзажные образы в музыке: (ТРО).
- Пейзаж настроения: (ИОТ).
- Успокоение (умиротворение) от созерцания природы;
- Взволнованность от созерцания природы;
- Восторг от созерцания природы;
- Душевное равновесие от созерцания природы.
- Пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе:
- Шторм; Метель; Восход солнца; и другие)
- Пейзаж как красочная картина, заключающая в себе прелесть окружающего мира:
- Лунный свет; Облака; Туманы; Мёртвые листья; и другие)
У.: Что из прочитанного вам непонятно?
Ответы уч-ся (обычно непонятным бывает «пейзаж настроения»).
У. (Привожу в пример песню А.Райкина «Это было летом», демонстрирую видеоролик. Песня и её талантливое исполнение, вызывает улыбку, помогает школьникам расслабиться, отдохнуть). (ИКТ) и ЗДСТ
1.Это было летом, летом. Это было знойным летом. | 2.Как волнует ожиданье предстоящего свидания, |
3.Но на час позднее срока все бродил я одиноко. | 4.Надо мной от зноя сильного стало небо цвета пыльного. |
5.Это было летом, летом...Это было знойным летом. | 6."Я прошу у вас прощения. Я сгораю от смущения. |
У.: А теперь мы познакомимся с некоторыми произведениями К.Дебюсси и определим, каким пейзажным образам они соответствуют. Названия произведений следующие (показ плакатиков с названиями, но не в том порядке, в каком они будут звучать): (ТПО).
- «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», (ИКТ).
- «Диалог ветра с морем»,
- «Лунный свет».
4.Слушание музыки (фрагменты произведений)
а) «Диалог ветра с морем», (ИОТ).
б) «Лунный свет»,
в) «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе».
У.: Что вы услышали? Какие образы представили? (ТПС).
Ответы уч-ся.
У.: Обратим наше внимание на средства музыкальной выразительности в этих произведениях (лад, темп, регистр, голосоведение мелодии).
5.Повторное прослушивание фрагментов произведений.
1. «Диалог ветра с морем» – с пластическим интонированием. Затем анализируем средства музыкальной выразительности.
2.«Лунный свет» – сравнивая с репродукцией пейзажа Куинджи «Ночь на Днепре». (ТПС).
6. Релаксирующий просмотр авторского видеоролика (музыка К.Дебюсси + репродукции картин импрессионистов, соответствующих по тематике) «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе». ЗДСТ
(ИКТ).
III. Итог урока.
Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, обсудить домашнее задание, оценить собственную деятельность на уроке.
а). У.: Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты. (ТПС).
- Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления). (ИОТ).
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- К какому известному течению в искусстве относятся они?
б). Домашнее задание:
- В сети Интернет найти одну или несколько репродукций картин каждого автора (ИКТ).
(К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега). Уметь устно описать наиболее понравившуюся.
или
- Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению (на выбор).
в). Оценки за работу на уроке.
Интернет ресурсы:
images.yandex.ru›репродукции картин импрессионистов
http://muzofon.com/search/ - ДебюссиКлод
wikipedia.org — Википедия: Дебюсси, Клод
http://yandex.ru/video/search?p - видеоролик: А.Райкин с песней «Это было летом, летом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Мелодия. Ты запой мне ту песню...»
В конспекте обозначены технологии, которые используются на уроке.· Технология развивающего обучения (ТРО)....
Конспект урока по музыке в 3 классе (по ФГОС) «Сюита «Пер Гюнт»
Т На уроке используются современные образовательные технологии:· Технология развивающего обучения (ТРО)....
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Мы слышим музыку в стихах».
На уроке используются современные образовательные технологии: «Педагогика искусства» (ПИ).· Технол...
Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «Патетическая соната».
На уроке применяются современные образовательные технологии: Технология развивающего обучения (ТРО).·...
Конспект урока по музыке в 4 классе (по ФГОС) «В интонации спрятан человек».
· На уроке применяются современные образовательные технологии....
Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"
Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...