Урок литературы - 9класс бинарный
план-конспект урока по музыке на тему

Федоренко Светлана Вячеславовна

Бинарный урок ( Литература и ИЗО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx17.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Урок  литературы и ИЗО  в 9 классе  (бинарный урок)

Тема: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. «Парус», «И скучно и грустно». Мотивы вольности и одиночества».       (Почему?)

Цели:  продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта;
уметь исследовать тему на фоне событий биографии, выявить причинно-следственные связи мотивов творчества;
воспитывать нравственные качества личности.

Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, словарь урока, презентации  «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»,  репродукции картин Лермонтова, алгоритм анализа стихотворения, толковый словарь С.И.Ожегова, эпиграф.

                                 Ход урока

На доске словарь урока:   гармония, элегия, романтизм, мотив, ирония

                                              Какое дарование! А какой запас творческих          

                                              мыслей, удивительных даже для мудреца.

                                                                              Ф.М.Достоевский.

1.Организационный момент.          

2. Совместное целеполагание.

Слово учителя литературы. По воспоминаниям В.Солоухина, на форум предпринимателей в Москву съехались  бизнесмены  из многих стран. Был один, который   имел русские корни, но уже не разговаривал на русском языке, а знал  песню, которую в детстве пела ему мать. Он уже забыл слова, помнил только :  «Вихожу…». Оказалось, что это был романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».
Сегодня разговор пойдет о поэте всемирно известном, талантливом. У поэта есть только  одна дата- дата рождения.

Учитель ИЗО:  В нем сочетался удивительный дар художника, поэта и музыканта.

3. Работа с портретом.  «Из литературных воспоминаний» Панаевой. (Ученик) Наружность Лермонтова была очень замечательная. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и проницательные черные глаза , невольно приводившие в смущение того, на кого он долго смотрел».

Учитель ИЗО: Перед вами несколько портретов поэта. Какой вас привлекает, почему? Как художник передал внутреннее состояние человека?
Учитель литературы:  над биографической справкой работали  по группам учащиеся класса, получив домашнее задание.

Биография в презентации. Основные вехи жизненного пути.

Учитель ИЗО :Удивительный дар художника проявился у Лермонтова , когда неоднократно он бывал на Кавказе. Рассмотрим репродукции картин этого периода. Беседа по содержанию.  Обратим внимание на иллюстрацию к стихотворению «Парус». Как изображен парус? В какой момент морской пейзаж видим мы на иллюстрации? Какие краски использовал автор? Почему это романтический пейзаж?

Учитель литературы: В лирике поэта в поисках смысла жизни появляется тема мятежного паруса.

Ученик озвучивает позицию автора учебника литература В.Коровиной. «В его раннем творчестве  лирический герой – романтик, он бросает вызов враждебному миру и жаждет победы над ним. Жизнь лишена гармонии, необходимо ее найти  вне себя и внутри, обрести свободу».

Звучит романс А.Варламова «Белеет парус одинокий».

Анализ стихотворения «Парус»

(По алгоритму : а) настроение стихотворения; б) мотивы; в) образы;  г) лирический герой; д)изобразительно-выразительные средства; е) поэтический синтаксис:  инверсия, антитеза, умолчание.  

В ходе анализа обращаются учащиеся к толковому словарю С.И.Ожегова.

(Романтизм, мотив, гармония) подготовленный ученик  объяснят значения слов.

Вывод:  Все образы стихотворения представлены не как происходящее событие, а как  предмет размышлений. Лирический герой не может  выбрать ни бурю, ни покой, а состояние буря-покой его бы устроила, но такого не бывает, поэтому постоянный поиск гармонии в жизни.

Учитель ИЗО:  Всмотритесь в рисунок , на котором изображен Лермонтов в период своего пребывания на Кавказе, куда был сослан  под пули горцев за дуэль с Барантом. Тенгинский полк. После боя.  Карандашный рисунок. Что в образе поэта удивляет?  Звучит романс А.Косенко «И скучно и грустно».

Учитель  литературы: Стихотворение «Парус» Лермонтов написал в 18 лет, стихотворение «Скучно и грустно»  в 26 лет .  Какой лирический герой в этом стихотворении.  (Ответы  учащихся: одинокий, несчастный,  не верящий в лучшее будущее. Все  серо, грустно, без любви  и радости.)

Читает ученица Анализ стихотворения «И скучно и грустно»..

Учитель литературы : Это элегия. Что такое элегия? Ученик, работающий со словарем, объясняет.

Ученик – ведущий сам проводит беседу с классом по анализу элегии.

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какова идея?
  3. Какие чувства лирического героя подчеркивает автор?
  4. Какова композиция стихотворения?
  5. Какие средства поэтического синтаксиса использует Лермонтов?

        Вывод делают учащиеся. Чувства в стихотворении не описаны, а только заявлены в виде вопроса: любовь, страсть, желание в первой части каждой строфы  по слову.
Во второй части  строфы- ироничные ответы, что этих чувств нет. А если этого нет, то жизнь «такая пустая и глупая шутка».  Поэт –романтик  жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между  природой и человеком,  человеком и человеком, человеком и обществом. Только такая жизнь истинно прекрасна.

Учитель литературы: Давайте проведем эксперимент. Озаглавьте стихотворение Лермонтова , используя антитезу. («И радостно и весело»).

Если бы стихотворение называлось так, какими образами  оно было бы наполнено?

Ответы учащихся: Лирический герой был бы счастлив, потому что любил и был любимым,  имел верных друзей, был бы свободен.

Учитель литературы: В чем вас сегодня убеждал поэт?  Почему , не найдя идеалов в жизни, поэт своим творчеством отстаивал их ?

Слово учителя литературы: Обратимся к эпиграфу (читает высказывание о Лермонтове  Ф.М.Достоевского).  Все его стихи словно нежная, чудесная музыка.  Послушаем. Звучит полонез Огинского. Все ли  вы выполнили  задачи, поставленные перед собой  в начале урока?

Самооценка . Ученики заполняют табло активности.

Пожелания учителям.

Домашнее задание. 1 гр. Анализ стихотворения- «Смерть поэта». 2 гр. «Поэт»

3 гр. «Пророк».
Учитель ИЗО: Нарисовать или создать словесную иллюстрацию к стихотворениям, звучавшим на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»

Бинарный урок литературы и английского языка  в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...