Урок литературы - 9класс бинарный
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок литературы и ИЗО в 9 классе (бинарный урок)
Тема: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. «Парус», «И скучно и грустно». Мотивы вольности и одиночества». (Почему?)
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта;
уметь исследовать тему на фоне событий биографии, выявить причинно-следственные связи мотивов творчества;
воспитывать нравственные качества личности.
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, словарь урока, презентации «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», репродукции картин Лермонтова, алгоритм анализа стихотворения, толковый словарь С.И.Ожегова, эпиграф.
Ход урока
На доске словарь урока: гармония, элегия, романтизм, мотив, ирония
Какое дарование! А какой запас творческих
мыслей, удивительных даже для мудреца.
Ф.М.Достоевский.
1.Организационный момент.
2. Совместное целеполагание.
Слово учителя литературы. По воспоминаниям В.Солоухина, на форум предпринимателей в Москву съехались бизнесмены из многих стран. Был один, который имел русские корни, но уже не разговаривал на русском языке, а знал песню, которую в детстве пела ему мать. Он уже забыл слова, помнил только : «Вихожу…». Оказалось, что это был романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».
Сегодня разговор пойдет о поэте всемирно известном, талантливом. У поэта есть только одна дата- дата рождения.
Учитель ИЗО: В нем сочетался удивительный дар художника, поэта и музыканта.
3. Работа с портретом. «Из литературных воспоминаний» Панаевой. (Ученик) Наружность Лермонтова была очень замечательная. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и проницательные черные глаза , невольно приводившие в смущение того, на кого он долго смотрел».
Учитель ИЗО: Перед вами несколько портретов поэта. Какой вас привлекает, почему? Как художник передал внутреннее состояние человека?
Учитель литературы: над биографической справкой работали по группам учащиеся класса, получив домашнее задание.
Биография в презентации. Основные вехи жизненного пути.
Учитель ИЗО :Удивительный дар художника проявился у Лермонтова , когда неоднократно он бывал на Кавказе. Рассмотрим репродукции картин этого периода. Беседа по содержанию. Обратим внимание на иллюстрацию к стихотворению «Парус». Как изображен парус? В какой момент морской пейзаж видим мы на иллюстрации? Какие краски использовал автор? Почему это романтический пейзаж?
Учитель литературы: В лирике поэта в поисках смысла жизни появляется тема мятежного паруса.
Ученик озвучивает позицию автора учебника литература В.Коровиной. «В его раннем творчестве лирический герой – романтик, он бросает вызов враждебному миру и жаждет победы над ним. Жизнь лишена гармонии, необходимо ее найти вне себя и внутри, обрести свободу».
Звучит романс А.Варламова «Белеет парус одинокий».
Анализ стихотворения «Парус»
(По алгоритму : а) настроение стихотворения; б) мотивы; в) образы; г) лирический герой; д)изобразительно-выразительные средства; е) поэтический синтаксис: инверсия, антитеза, умолчание.
В ходе анализа обращаются учащиеся к толковому словарю С.И.Ожегова.
(Романтизм, мотив, гармония) подготовленный ученик объяснят значения слов.
Вывод: Все образы стихотворения представлены не как происходящее событие, а как предмет размышлений. Лирический герой не может выбрать ни бурю, ни покой, а состояние буря-покой его бы устроила, но такого не бывает, поэтому постоянный поиск гармонии в жизни.
Учитель ИЗО: Всмотритесь в рисунок , на котором изображен Лермонтов в период своего пребывания на Кавказе, куда был сослан под пули горцев за дуэль с Барантом. Тенгинский полк. После боя. Карандашный рисунок. Что в образе поэта удивляет? Звучит романс А.Косенко «И скучно и грустно».
Учитель литературы: Стихотворение «Парус» Лермонтов написал в 18 лет, стихотворение «Скучно и грустно» в 26 лет . Какой лирический герой в этом стихотворении. (Ответы учащихся: одинокий, несчастный, не верящий в лучшее будущее. Все серо, грустно, без любви и радости.)
Читает ученица Анализ стихотворения «И скучно и грустно»..
Учитель литературы : Это элегия. Что такое элегия? Ученик, работающий со словарем, объясняет.
Ученик – ведущий сам проводит беседу с классом по анализу элегии.
- Какова тема стихотворения?
- Какова идея?
- Какие чувства лирического героя подчеркивает автор?
- Какова композиция стихотворения?
- Какие средства поэтического синтаксиса использует Лермонтов?
Вывод делают учащиеся. Чувства в стихотворении не описаны, а только заявлены в виде вопроса: любовь, страсть, желание в первой части каждой строфы по слову.
Во второй части строфы- ироничные ответы, что этих чувств нет. А если этого нет, то жизнь «такая пустая и глупая шутка». Поэт –романтик жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и человеком, человеком и человеком, человеком и обществом. Только такая жизнь истинно прекрасна.
Учитель литературы: Давайте проведем эксперимент. Озаглавьте стихотворение Лермонтова , используя антитезу. («И радостно и весело»).
Если бы стихотворение называлось так, какими образами оно было бы наполнено?
Ответы учащихся: Лирический герой был бы счастлив, потому что любил и был любимым, имел верных друзей, был бы свободен.
Учитель литературы: В чем вас сегодня убеждал поэт? Почему , не найдя идеалов в жизни, поэт своим творчеством отстаивал их ?
Слово учителя литературы: Обратимся к эпиграфу (читает высказывание о Лермонтове Ф.М.Достоевского). Все его стихи словно нежная, чудесная музыка. Послушаем. Звучит полонез Огинского. Все ли вы выполнили задачи, поставленные перед собой в начале урока?
Самооценка . Ученики заполняют табло активности.
Пожелания учителям.
Домашнее задание. 1 гр. Анализ стихотворения- «Смерть поэта». 2 гр. «Поэт»
3 гр. «Пророк».
Учитель ИЗО: Нарисовать или создать словесную иллюстрацию к стихотворениям, звучавшим на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»
Бинарный урок литературы и английского языка в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...
Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...
Урок литературы в 9классе.Тема урока: «Образ Русской Земли в «Слове о полку Игореве»»
Второй урок из трех в системе уроков в 9классе....