БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Бинарный урок литературы и английского языка в 10 классе.
Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации, музыкальное оформление.
Методические приёмы: слово учителя, чтение стихотворений наизусть на английском и русском языках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.g._bayron_i_m.yu_._lermontov.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.
г .Красноармейск Саратовская область
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»
Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспитывать интерес к русской и зарубежной литературе.
Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации, музыкальное оформление.
Методические приёмы: слово учителя, чтение стихотворений наизусть на английском и русском языках.
1. Слово учителя.
Наш урок литературы мы посвятим двум великим поэтам, оставившим значительный след как в английской литературе, так и в русской. Это Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов. Судьбы их настолько похожи ,что просто невозможно начать разговор о них без следующих строк:
... жил я не напрасно!
Хоть может быть, под бурею невзгод,
Борьбою сломлен, рано я угасну,
Но нечто есть во мне, что не умрёт,
Чего ни смерть, ни времени полёт,
Ни клевета врагов не уничтожит,
Что в эхо многократном оживёт...
Учитель(англ.):
Perhaps there is no other great poet who would be so closely related with the Russian spirit as Byron. He is nearly a Russian poet. He wrote with the pen of Pushkin and the hand of Lermontov. He reigned in our sitting rooms of the 20s and 30s, yawned disappointedly under the mask of Onegin , wandered restlessly over Russia under the cloak of Pechorin, ranted and raved.
Учитель (рус.) :
Д.Г.Байрон - удивительное явление в мировой литературе. Он не вошёл в неё, а ворвался, как стремительный вихрь, резко, осмеяв все литературные авторитеты современности, соотечественников за то, что они не узнали в его юношеских поэтических опытах талант и вдохновение. Этот порыв принёс ему неожиданную и шумную славу, которая быстро вышла за пределы его родины.
Учитель(англ.):
The great English poet George Gordon Byron was bom in 1788 in on old aristocratic family. He spent his childhood in Scotland where the family lived. The romantic nature and the heroic history of the region subjugated the imagination of the impressible boy for ever. He was ten when his great uncle died and the boy inherited the title of lord. Now a seat in the House of Lords was guaranteed him.
Ученик 1:
The poet’s childhood and youth didn’t elapse smoothly. His father died very early . His mother had rather a difficult character. The boy was bom lame and it depressed the little ambitions lord. He decided to change his fortune. He liked sports and trained every day. Sport trainings made of him a good boxer, horseman and swimmer. There is a legend that once Byron swam across the Dardanelles Channel. At 17 Byron entered Cambridge University and there his literary career began.
Ученик 2:
It was the time after the first bourgeois revolution in France when the reactionary governments of Europe were trying to stifle freedom . Byron hated exploitation and sympathized with the working class. In 1809 he went traveling and visited Portugal, Spain, Greece and Turkey. Byron described his travels in a long poem “ Childe Harold’s Pilgrimage”
Ученик 3:
Byron inherited the right to be a member of Parliament. His revolutionary speeches in Parliament helped his enemies to begin an attack against the poet and he had to leave England. In 1817 Byron went to Italy where he lived until 1823. The poet joined the Carbonari a revolutionary organization that was struggling for the national independence of Italy. In Italy Byron wrote many of his best poems such as “Don Juan”, “Cain”. When the Carbonari movement was crushed Byron went to Greece and joined the people in there struggle for independence against Turkey. The struggle for national independence had become the aim of Byron’s life. In the greek town of Missolonghi Byron fell ill with typhus and died in April 1824. Byron’s death was mourned by the progressive people all over Europe.
A.Pushkin the great Russian poet devoted a part of his poem «К морю» to Byron as a poet of freedom.
Ученик 4:
( на фоне симфонии № 8 Шуберта ) стихотворение « К морю».
Учитель (рус.):
В начале 20-х годов 19 века в России появился жгучий интерес к творчеству Байрона, главным героем которого был человек свободолюбивый, гордый и одинокий, жаждущий борьбы, носящий на челе печать страданий роковых и невыраженных душевных тайн. Байронизм стал значительным явлением духовной жизни мыслящего русского общества. Воздействие Байрона на русскую литературу было особенно ощутимо в жанре романтической поэмы.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землёй,
И лучших дней воспоминанья,
Пред ним теснилися толпой.
Во многих произведениях Лермонтова очевидны следы чтения Байрона. Порой даже приёмы поведения героев Байрона переносились Лермонтовым в бытовое общение.
Ученик 5:
Стихотворение « К***» ( « Не думай, что я был достоин сожаленья...»)
Учитель (рус.):
Это стихотворение Лермонтов написал под впечатлением прочитанных писем и дневников Байрона. « Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня. Ныне я прочёл в жизни Байрона, что он делал то же - это сходство меня поразило!» Сравнение с Байроном составляет тему этого стихотворения, причём Лермонтов мечтает об « одинаковом» духе с английским поэтом «уделе», т.е. гибели за свободу.
Учитель (англ.):
Звучит рассказ на английском языке о женщинах в жизни Байрона.
Учитель (рус.):
Представим себе гостиную одного из богатых домов. Вечер, три молодые девушки делятся впечатлениями о бале, и, конечно же, говорят о Байроне.
( На фоне вальса «На прекрасном голубом Дунае» показывается инсценировка на английском языке . Стихотворение « В альбом» звучит на английском языке и в переводе ).
Ученик 6:
Стихотворение “Farewell” («Прости») написано Байроном в 1808 году.
Впервые опубликовано в 1814 году вместе со вторым изданием «Корсара».На русский язык его переводили М.Лермонтов, Н.Павлов, А.Григорьев, Д.Михайловский.
( На фоне музыки стихотворение читается на английском языке и в переводе).
Учитель(рус.):
Великолепное стихотворение! Не правда ли? Оно посвящено женщине погибшей от любви, но любви, которая была дорога любившим. Поэты сожалеют о том, что наступил час прощанья, но при этом остаются благородны и великодушны. Как не вспомнить слова великого Пушкина: «Как дай вам бог любимой быть другим!»
Ученик 7:
(На фоне « Арии» Баха читается стихотворение «Душа моя мрачна...»
на английском языке и в переводе).
Учитель (рус.):
У Байрона это стихотворение написано в основном односложными словами. Русский переводчик сталкивается здесь с трудностью практически непреодолимой, потому что русский язык по своей природе многосложный. Лермонтов откинул ряд описательных эпитетов, не несущих жизненно важной смысловой нагрузки, кроме того он стянул в некоторых местах несколько слов в одно. Нас поражает поэтичность русского звучания, богатство интонации, страстность, трагичность, не уступающие оригиналу. С детства зная это стихотворение Лермонтова, мы никогда не воспринимаем его как переводное.
О своей близости к Байрону Лермонтов говорил неоднократно в стихах и автобиографических заметках, но вместе с тем в знаменитом стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» подчеркивает собственную творческую самостоятельность, говорит о своём принципиальном отличии от Байрона.
Ученик 8: ( читает стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...»)
Учитель(англ.):
Byron had great influence on the thoughts of the whole enlightened Europe. Many tried to imitate his ways of be haviour and clothing. But fortune measured him too little time, only 36 years. Lermontov was killed at the dual, when he was only 27.
Итог урока
Слово учителя: Стихи, прозвучавшие сегодня на уроке, ещё раз доказывают нам, насколько прекрасна поэзия Байрона и Лермонтова. Когда-то Д.Андреев написал: «Миссия Лермонтова - одна из глубочайших загадок культуры». Эти слова можно отнести и к Байрону. Вы не должны забывать о том, что поэзия помогает постичь многие тайны человеческой души. «Читая великих поэтов, станете великими читателями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....
Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"
На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....
Бинарный урок (литература - английский язык). "Мятежный дух в поэзии Байрона и Гумилева"
Урок подготовлен совместно учителем литературы и английского языка, в котором рассматривается творчество русского и английского поэтов, дается анализ стихотворений, выявляется мятежный дух их поэзии. ...
Бинарный урок (литература - английский язык). "Мятежный дух в поэзии Байрона и Гумилева"
Урок подготовлен совместно учителем литературы и английского языка, в котором рассматривается творчество русского и английского поэтов, дается анализ стихотворений, выявляется мятежный дух их поэзии. ...
Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Дж. Г. Байрон. "Душа моя мрачна"
Предложен материал для самостоятельного обзорного знакомства с судьбой и творчеством Байрона....
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...