Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы
статья по русскому языку

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информированным, способным привлечь учеников интересными занятиями, заданиями, проектами. В современных условиях без использования ИКТ-технологий невозможно полноценно построить учебный процесс.

Однако учителю для успешной работы необходимо быть не просто активным пользователем современных информационных технологий и ресурсов, но и создать условия для того, чтобы использование их учащимися стало осмысленным, направленным и помогло учащимся в приобретении знаний и развитии умений, необходимых в XXI веке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана

поселка Дружного муниципального образования

Белореченский район

Методическая разработка

Возможности использования

информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков

русского языка и литературы

        Автор:

         Лихошва И.В.

                                                                   учитель русского языка

                                                                             и литературы  

                   

 

Пояснительная записка

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информированным, способным привлечь учеников интересными занятиями, заданиями, проектами. В современных условиях без использования ИКТ-технологий невозможно полноценно построить учебный процесс.

Однако учителю для успешной работы необходимо быть не просто активным пользователем современных информационных технологий и ресурсов, но и создать условия для того, чтобы использование их учащимися стало осмысленным, направленным и помогло учащимся в приобретении знаний и развитии умений, необходимых в XXI веке.

Электронные учебники, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Сущность любой педагогической технологии – совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

Целью данной методической разработки является описание возможностей использования ИКТ на разных этапах уроков русского языка и литературы.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету.
  • Обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях.
  • Развивать познавательную активность
  • Содействовать творческому развитию каждого ученика

Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

         Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Опыт данной работы поможет учителям применять ИКТ при организации урочной деятельности учащихся на разных этапах уроков.

        Возможности использования

информационно-коммуникационных средств обучения

на разных этапах уроков русского языка и литературы

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается.

        Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • повысить мотивацию к учению
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

  • изображения, включая рисунки, отсканированные фотографии, чертежи, карты, слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках.

Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся.

ИКТ может использоваться на различных этапах урока русского языка.

1. Этап целеполагания. Постановка темы, проблемы. 

Например, тема урока русского языка на  доске  представлена  в виде ребуса анаграммы или  анимированных иллюстраций из рубрики «Русский язык в картинках». Возможен и проблемный вопрос или проблемная ситуация.

2. Этап объяснения нового материала  

Мультимедийная презентация. На экране поэтапно появляется необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы. Учащиеся записывают новый материал не под диктовку, а самостоятельно, конспектируя в нужном для них объеме.

Видеофильм. Последовательная смена видеоряда, сопровождаемая звуком, способствует более прочному усвоению материала, а также развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям.

В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.

3. Этап закрепления изученного материала.

На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Можно с учащимися отправиться с известными героями мультфильмов в увлекательное путешествие. Добрые помощники-герои мультфильмов будут говорить с учениками и помогать достойно пройти через все испытания. Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведенные с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

Построение схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Например, на уроке по теме «Не с глаголами» схема помогает обобщить изученный материал, закрепить его. Особо важные моменты на схеме выделяются цветом, учащиеся приводят примеры по схеме, составляют предложения на все случаи.

Мультимедийные технологии помогают в организации групповой и индивидуальной работы, предоставляют возможность коллективного и индивидуального выполнения задания у доски, привлечения большего числа учащихся к активным формам работы.

4. Контроль знаний.

ИКТ-технологии также позволяют организовать контроль знаний у учащихся. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно еще и указать критерии оценивания. Это позволяет сэкономить время при подготовке к уроку, обеспечить наглядность при проведении проверочной работы, которую можно выполнить в форме презентации (варианты заданий), текстового документа, документа Notebook (решение кроссвордов, заполнение пропусков и т.д.), а также обеспечить взаимопроверку работ между учащимися.

Применение тестовых технологий позволяет проводить и контрольно-диагностические работы. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Получить оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить  каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться  помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по  уровню подготовки ученики получают разные задания.

Работа с ИКТ  используется и в рамках проектной деятельности на уроках. Учащийся может во внеурочное время приготовить электронный доклад, презентацию на выбранную тему, а на уроке представить свою работу, которая затем обсуждается и оценивается.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты создаю в вариантах именованного, анонимного режимов, ответы программирую, смену слайдов настраиваю  на автоматический переход через определенный интервал времени. Результаты тестирования анализирую сразу же после проведенной работы, в конце урока или на последующих занятиях, т.к. они сохраняются в памяти компьютера.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций, работой с Интернет-сайтом и электронным учебником на одном уроке. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения по изучаемой теме все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.

Запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. В сети Интернет и на цифровых носителях можно найти великое множество компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме и использовать их многократно.

Интернет-ресурсы

LearningApps.org является приложением для поддержки обучения с помощью интерактивных модулей. Сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей, сначала вам покажутся те упражнения, которые получили более высокую оценку. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения"). Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений 4 из них в форме игры от 2 до 4 участников.

  • Найти пару
  • Сортировка по группам
  • Сортировка картинок
  • Викторина с выбором правильного ответа
  • Кроссворд
  • Пазлы для составления
  • Лента времени - позволяет расположить события в хронологическом порядке
  • Назначение на карте

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Плюсы очевидны: быстрота создания интерактива; моментальная проверка правильности выполнения задания; возможность обмена интерактивными заданиями.

Продумав свой урок методически, учитель, желающий использовать мультимедиа, превращает набор информационных объектов, программных оболочек в осмысленный информационно-учебный модуль, направленный на конкретный образовательный результат.

Таким образом,  очевидны преимущества использования ИКТ-технологий на уроке:

1. Экономия времени. Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждение. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим.
2. Наглядность и интерактивность.  Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Можно создавать ссылки с одного файла на другой – например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

3. Многократное использование. Наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.

Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую информационными и коммуникативными навыками, навыками решения проблем, межличностного общения и самоконтроля. Поэтому информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения этой цели, так как они отвечают всем требованиям наглядности, медийности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.

Результативность

Имея небольшой пока опыт в использовании ИКТ на уроках, я убедилась в том, что такие уроки выигрывают в насыщенности материалом, наглядности, зрелищности, развивают у обучающихся интерес к учебному процессу, позволяя стать его участниками, а не пассивными наблюдателями.

Библиография

  1. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Кафедра  ИТ СИПКРО : Информатика и образование №5,  2004,  –39с.  
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: «Народное Образование», 2009.- 87с.
  3. Копелов О.П.  Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. – Информатика и образование, №3, 2001.
  4. Кирмайер Г. Мультимедиа. – М.: Малип, 2007
  5. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
  6. Осин А.В.  Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агенство Издательский сервис, 2004.
  7. О.Г. Смолянинова Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). – Красноярск: КрГУ, 2003.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.infologics.ru/present/catalogue.phtml?act=viewsubpart&subpart_id=75&part_id=39#whatis – Что такое электронные интерактивные доски (сайт Инфологика)
  2. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com - сетевое сообщество «Интерактивная доска для начинающих и не только...» (сайт «Сеть творческих учителей»)
  3. http://www.openclass.ru (сайт Открытый класс)
  4. http://interaktiveboard.ru/gb сайт «Интерактивная доска на уроке в школе» (статьи, разработки уроков, общение, ссылки на другие полезные сайты)
  5. http://www.interaktiveboard.ru/publ/ 
  6. http://www.digis.ru/cash/ib1/ib1073_00001.html 
  7. http://www.eidos.ru/journal/2009/0215-1.htm 
  8. http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-8.html


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана

поселка Дружного муниципального образования

Белореченский район

 

 

Методические рекомендации по применению современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания  в соответствии с ФГОС

                                                        Автор: Лихошва И.В.

учитель русского языка и литературы  

Методические рекомендации по применению современных педагогических технологий в процессе обучения и воспитания.

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, реализацией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на   компетентностном подходе.

Основной целью среднего образования является обучение и воспитание личности, способной к эффективной продуктивной работе на уроке и во внеурочной деятельности.

Для реализации познавательной и творческой активности в учебном процессе используются современные образовательные технологии,   дающие  возможность  повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время  и  снижать  долю  репродуктивной  деятельности обучающихся   за  счет снижения времени, отведенного на  выполнение  домашнего  задания.  Современные образовательные  технологии  ориентированы на индивидуализацию,  дистанционность  и вариативность образовательного процесса, академическую  мобильность  обучаемых, независимо  от  возраста  и уровня   образования.  Образовательная технология -  системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

Образовательными учреждениями, используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются  в учебном  процессе.  Внедрение в образовательный  процесс современных образовательных  и  информационных   технологий   позволит  преподавателю  отработать  глубину  и   прочность  знаний,  закрепить  умения  и  навыки  в различных  областях  деятельности; развивать  технологическое  мышление, умения  самостоятельно  планировать   свою  учебную,  самообразовательную  деятельность; воспитывать  привычки  четкого  следования требованиям технологической    дисциплины   в   организации   учебных   занятий.

Использование широкого  спектра   педагогических  технологий  дает возможность  педагогу  продуктивно  использовать  учебное  время  и  добиваться высоких   результатов обучения, качества знаний  учеников.  Традиционная подготовка учащихся, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области,   отстает   от   современных   требований. Основой образования должны  стать  не  столько  учебные   дисциплины, сколько  способы   мышления  и   деятельности. Необходимо не только выпустить ученика, получившего  подготовку высокого уровня, но и включить  его  уже  на  стадии  обучения в разработку  новых  технологий, адаптировать   к   условиям   конкретной      среды, сделать его способным  самостоятельно   принимать    решения.

Преимущества   применения образовательных технологий     состоят в том, что меняется  функция  преподавателя  и  ученика, преподаватель становится  консультантом, а  обучающему предоставляется большая самостоятельность  в  выборе  путей   усвоения  материала.

Образовательные   технологии дают широкие возможности дифференциации  и  индивидуализации  учебной  деятельности. Результат применения  образовательных  технологий  в меньшей степени зависит  от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью  ее  компонентов. Образовательные   технологии   связаны с повышением  эффективности обучения и воспитания  и  направлены  на  конечный  результат   образовательного процесса

Исходя   из   опыта   использования   в   педагогической   деятельности  инновационных  методов, можно  выделить  некоторые  их  преимущества:

Они   помогают   научить учащихся   активным   способам   получения  новых знаний.

Дают  возможность  овладеть  более  высоким  уровнем  личной социальной  активности.

Создают  такие  условия  в  обучении, при  которых  школьники  не могут не научиться.

Стимулируют  творческие  способности  учащихся.

Помогают  приблизить  учебу  к  практике  повседневной жизни,  формируют  не  только  знания, умения  и  навыки  по  предмету, но и активную  жизненную  позицию.

К  выпускникам  образовательных  учреждений  предъявляются  высокие  требования  при  поступлении  в  высшие  учебные заведения  или  устройстве  на  работу.  Они  должны уметь адаптироваться  в  сложном  современном  мире: им  нужны  не  только полученные знания, но и  умения  их  находить  самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы  успешно  утвердиться  в  жизни.  Педагогу  добиться хороших успехов  в обучении  можно  только  путем    повышения   интереса   к  своему  предмету.

В  целях  развития  у  студентов  интереса к изучению дисциплины необходимо  использовать  как традиционные методы  обучения  с  применением  приемов, способствующих  к  побуждению  обучающихся к практической  и мыслительной   деятельности; формированию  и  развитию  познавательных интересов  и  способностей;  развитию  творческого   мышления, так  и  элементы инновационных  технологий  (элементы проблемного, личностно-ориентированного   обучения,  информационно-коммуникативных технологий  и другие). Успешность  обучения  и  прочность  знаний  находятся  в прямой зависимости  от  уровня  развития  познавательного  интереса  обучающихся  к учебным  дисциплинам.

Одним  из  важных  моментов  на занятии в школе  является понимание  необходимости  личной  заинтересованности  в приобретении знаний, чтобы  обучающиеся  могли ощущать  свою  компетентность  не только в результате, но и  на  протяжении  всего процесса обучения, в  этом  и  есть условие  развивающего  воздействия  обучения  на   личность  обучающегося. Поэтому, современный   урок,  должен   быть построен  в сочетании специально организованной  деятельности  и  обычного  межличностного  общения,  таким образом,  через  личностный   план общения на занятии реализуется  учет возрастных, психологических особенностей обучающихся: их готовность  к расширению  круга общения, к  сопереживанию  проблем  взрослых, стремление  к  самоутверждению.

Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии, такие  как: технология уровневой дифференциации обучения,  групповые  технологии, технологии  компьютерного  обучения, игровые технологии,  технология  проблемного  и  исследовательского  обучения, технологии  интенсификации  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых   моделей   учебного  материала,  педагогика  сотрудничества.

Современные  технологии  позволяют  формировать  и  развивать  предметные  и  учебные  знания и умения  в  процессе  активной  разноуровневой  познавательной   деятельности   обучающихся  в  условиях   эмоционально-комфортной   атмосферы,  развивать  положительную  мотивацию учения.

Систематическая работа  с активным применением инновационных  педагогических технологий  повышает  интерес   к  предмету, учебную активность  обучающихся, обеспечивает глубокое  и  прочное  усвоение  знаний, развивает  мышление, память и речь обучающихся, способствует воспитанию честности, прилежного  и  добросовестного   отношения  к  учебному  труду, а также активизирует преимущественно  репродуктивную деятельность  обучающихся.  Важная  особенность  обучения   - создание  условий  для продуктивной   деятельности по использованию  знаний, их обобщению и систематизации.  Подобная  организация  учебного процесса  развивает мыслительные  способности обучающихся, заставляет  их  быть внимательными, учит  анализировать, сравнивать, выделять  главное, превращает из  пассивных  слушателей  на  занятиях  в  активных участников.

Таким  образом, различные  технологии  способствуют  развитию познавательных и  творческих  интересов у обучающихся.

Однако  внедрение  современных  образовательных и информационных технологий не  означает, что  они  полностью  заменят  традиционную  методику  преподавания, а  будут  являться  ее  составной частью.  Ведь педагогическая технология  - это  совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся  на теории обучения и обеспечивающих  планируемые  результаты.

Преподавателю  очень  сложно  преодолеть сложившиеся  годами  стереотипы  проведения  занятия.  Возникает  огромное  желание  подойти к студенту  и  исправить  ошибки,  подсказать  готовый  ответ. С этой  же проблемой  сталкиваются  и  студенты:  им непривычно  видеть  педагога  в  роли помощника, организатора  познавательной  деятельности. Современная  система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества  инновационных  методик   «свою», по-новому  взглянуть на собственный   опыт  работы. Именно сегодня для успешного проведения современного  урока  необходимо осмыслить  по-новому  собственную  позицию, понять,  зачем  и  для  чего  необходимы  изменения, и, прежде  всего, измениться  самому.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

В современном мире в педагогический лексикон прочно вошло понятие - современная образовательная технология, но при этом в его понимании и употреблении существуют большие расхождения.

В толковом словаре Ожегова технология определяется как совокупность приемов, применяемая в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Вот несколько различных определений, которые дают современные ученые понятию образовательная технология:

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят следующие составляющие:

- представление планируемых результатов учебно-тренировочных занятий,  

-средства диагностики текущего состояния воспитанников,
- набор способов и средств, применяемых на учебно-тренировочных занятиях,

-критерий выбора оптимальной модели занятий для данных конкретных условий.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

на деятельностной основе;

на концептуальной основе (предполагает вычленение единой основы, сквозных идей курса, межпредметных идей);

на крупноблочной основе;

на опережающей основе;

на проблемной основе;

на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе;

на альтернативной основе (одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные, в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход);

на ситуативной , прежде всего, на игровой основе;

на диалоговой основе;

на взаимной основе (это коллективные способы обучения);

на алгоритмической основе (М. Ланда);

на программированной основе (В.П.Беспалько);

на тестовой основе,

по В.Т. Фоменко

3.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ ГБОУ КК ШИСП

1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Здоровьесберегающая технология.

3. Технология проблемного обучения.

4. Игровая образовательная технология.

5. Технология разноуровнего обучения.

6. Технология сотрудничества.

7. Групповая технология.

8. Технология индивидуального обучения.

9. Технология взаимного обучения.

10. Технология деятельностного метода.

3.1. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

- создание благоприятных условий для каждого воспитанника.

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:

Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:

- формирование у воспитанников двигательных умения и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс;

-личностно-ориентированное обучение воспитанников в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей;

-определение уровня физического развития каждого воспитанника с помощью тестов и нормативов;

-определение состояяния здоровья каждого воспитанника во время проведения обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует воспитанников на развитие своей индивидуальности. При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым воспитанником индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей  КОМАНДОЙ.

Благодаря данной технологии воспитатель имеет возможность систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении воспитательного процесса

3.2. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

-развитие познавательной активности воспитанников; повышение интереса к систематическим занятиям настольным теннисом у каждого воспитанника; создание командного духа в спортивном коллективе; повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:

При осуществлении воспитательного процесса применяю следующие приемы игровой технологии:

включение  в воспитательные занятия не только обще развивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;

включение в  спортивные занятия элементов их тактических и технических приемов таких спортивных игр, как бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч; проведение соревнований как внутри, так и между группами, применение принципа системности и связи теории с практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего развития личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию физических качеств, чувства коллективизма. информированности воспитанников. улучшению  учебных показателей.

3.3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Развитие у воспитанников необходимые мыслительные и физические процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия как в учебном процессе, так и в соревновательной деятельности.

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:

При осуществлении воспитательного процесса целенаправленно формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Технология проблемного обучения дает возможность преподавателю-воспитателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях.

При планировании и проведении воспитательных занятий с учетом результатов применения технологии проблемного обучения  воспитатель-преподаватель имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций.

3.4.ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Обеспечение сохранности здоровья воспитанников при проведении учебно-тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:

При планировании и проведении занятий учитываю возрастные особенности воспитанников;

с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный психологический фон на занятиях;

 применяются методы и приемы, которые способствуют, появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям у каждого воспитанника; обязательный врачебный контроль за воспитанниками не реже 2 раз в год, обязательная диспансеризация;

организация каникулярного отдыха.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на  занятиях и во время соревновательной деятельности, способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.

3.5.ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.

ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Построение учебного процесса таким образом, который позволяет воспитанникам переходить с одного уровня этапа подготовки на следующий в зависимости от уровня подготовленности.

СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:

Основой технологии разноуровневого обучения является такой подход к построению учебного процесса в  школе, при котором воспитанник группы начальной подготовки может быть переведен на следующий этап подготовки при достижении соответствующего  результата вне зависимости от возрастных рамок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Технология многоуровневого обучения способствует достижению воспитанников высоких   результатов, так как при применении данной технологии у воспитанников групп начальной подготовки возникает наглядный ориентир в виде воспитанников групп следующих этапов.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативность применения всех новых образовательных технологий зависит от личных качеств  воспитателя-преподавателя, его компетентности, уровня его образования, преданности профессии, а самое главное его любви к детям.

Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие  преподавателя и воспитанника в контакте с родителями.

Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед педагогом целей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 29 им. Н.Г. Гарагана

поселка Дружного муниципального образования

Белореченский район

«Использование современных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии как способ управления познавательной деятельностью и развитием учащихся на уроке»

пос.Дружный, 2021

Информационные технологии как способ управления познавательной деятельностью и развития учащихся на уроке.

Кредо: Активно использовать информационные технологии как новую возможность развития и интеллектуального роста  школьника.

Основные направления:

  1. Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.
  2. Общее представление о познавательных процессах.
  3. Использование компьютера на уроках.
  4. Возможности графического редактора для формирования красивого почерка и правильной каллиграфии.
  5. Компьютерные дидактические игры и их влияние на формирование познавательных процессов у учащихся.
  6. Выводы и предложения.

Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В  моем кабинете установлена и максимально эксплуатируется интерактивная доска в комплекте с мультимедиапроектором, ноутбуком.

Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами.

Профессор Г.К. Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда – это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член -корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержании образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

  • самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
  • работать в группе и принимать решения;
  • использовать новые технологии информационные и коммуникативные.

Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирование человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.

Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию в начальных классах с целью активизации учебной деятельности младших школьников.

Использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших  школьников в образовательном процессе.

В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями становятся:

  • идея развивающего обучения;
  • идея практико-ориентированного подхода;
  • идея использования новых информационных технологий.

Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю так:

  • использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;
  • оснащение кабинетов начальных классов современной техникой4
  • проведение уроков информатики;
  • проведение кружка «Мой друг – компьютер»;
  • участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней.

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности и развития младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности
  2. Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика.
  3. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам.
  4. Повышение уровня обученности и качества знаний.
  5. Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.

Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом. Я как педагог понимаю, что ученик – это не  сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».

В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы. Благодаря доступу к сетям телекоммуникаций учитель не только существенно повышает информационную вооруженность, но и получает уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработкам, компьютерными программами и т.д.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Прекрасная пора детства1 ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоиональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме, урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Подготовка  таких уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света и мы с учениками превращаемся в пытливых искателей.

Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая  в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации го учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Новизна заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе, уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии, согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения, учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.

Общее представление о познавательных процессах

        Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаньевые, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования», что позволяет повысить  мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности интересы ребенка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

        «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» - Т.И. Шамова. Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

  • мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность;
  • самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность, интерес, мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

        Познавательные интересы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание не те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развивают в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития  познавательных способностей нельзя.

        Воображение и память как познавательные процессы. Воображение можно определить как способность ребенка волевым усилиям восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. С помощью своего воображения ребенок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс,  органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперед, представлять то, что еще предстоит сделать. Память в жизни людей играет еще более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.

        Участие мышления в процессах познания. Полноценное человеческое познание процессов окружающего мира без мышления и речи было бы практически не возможно. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов, имеют названия, все они созданы при участии мышления. Лишившись мышления, человек перестал бы вообще выть человеком. Мысль  человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без нее не могут существовать ни ощущения, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.

        Роль внимания в познании. Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и перерабатываемую человеком информацию на части по степени важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.

        Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Использование компьютера на уроках.

        Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывает интерес у ребенка: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

        ИКТ на уроках окружающего мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием средств ИКТ – можно.

        Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Уже на начальном этапе обучения можно проводить работу, имеющую практическую значимость: после чтения любимых книжек и рассказов можно приготовить к ним иллюстрации. С большим желанием дети работают над созданием эскиза аппликации.

        Метод проектов в сочетании с техникой ИКТ.  Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

        Методика работы над проектом:

  • подготовка детей к работе над проектом
  • выбор проблемы
  • сбор информации
  • разработка собственного варианта решения проблемы
  • реализация плана действий
  • подготовка к защите проекта
  • презентация проекта
  • рефлексия

Возможности графического редактора для формирования красивого почерка и правильной каллиграфии

        Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли теже самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромны. Графические редакторы ориентированы на процесс «рисования» изображения и комбинирования готовых изображений. Ребенок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребенок создает собственными руками.

        При подготовки к уроку и учащиеся, и учитель составляют ребусы и кроссворды. В урочной и внеурочной деятельности активно используем составление презентаций.

Компьютерные дидактические игры и их влияние на формирование познавательных процессов в младшем школьном возрасте

        Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.  Все эти процессы взаимосвязаны. Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ ЭВМ.

        В чем же польза от компьютерных игр. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои сказок. Но также оживают предметы окружающего мира, цифры, буквы. Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставлять их изменяться, появиться или пропасть, то есть он чувствует их реальность.

        Детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи и детали. Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психологические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, который уже есть у ребенка, ускоряя темпы формирования новых психических операций. Компьютер делает значимым, ярким содержанием усваиваемого материала, что не только кусоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности. Компьютерные игры помогают учителю и родителям развивать и поддерживать любознательность и активность ребенка.

        Существуют различные виды компьютерных программ: направленные на развитие восприятия и внимания. Это весьма распространенные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картинку из отдельных фигурок разной формы и размера.

Большое  значение для развития детей имеют конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление.

Основными  видами заданий на развитие и совершенствование восприятия являются задания на развитие восприятия формы: предлагается наложение на геометрические фигуры разных форм; обвести контуры различных геометрических фигур различными цветам. Зарисовать различные геометрические фигуры (универсальные и сложной конфигурации с использованием точечной основы), увеличить или уменьшить заданную фигуру (рисунок) в заданном масштабе; задания на развитие глазомера (графические редакторы, «Витраж», «Сложи узор», «Снежинка»).

Для развития пространственного воображения используется дорисовка заданной геометрической фигуры (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник и др.); задания на отыскание в абстрактных картинках заданных фигур или образов; составление заданной фигуры из других или их частей с постепенным увеличением числа деталей («Гараж», «Водитель», «Дом»).

Развитие мыслительных операций, то есть умения проводить обобщение, отыскивать закономерность, проводить классификацию по заданному или найденному признаку. Задания на развитие умения проводить сравнения: сравнивать два предмета (один из заданных предметов дорисовать так, чтобы оба предмета стали совершенно одинаковыми), сравнивать группы предметов (сравнение чисел, числовых выражений, примеров).

Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные программы для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов.

Выводы и практические рекомендации

Каковы же функции ЭВМ в обучении. Во-первых, ЭВМ  помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения.

Во-вторых, дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти. Такие ученики делают много ошибок при письме, заменяя, пропуская или переставляя символы. Эти учащиеся сначала напишут, а потом обдумывают – и начинаются исправления.

В-третьих, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка6 развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация; они способствуют развитию логического мышления; в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивается моторика (моторная координация) и координация совместной деятельности зрительного и моторного  анализаторов; интерес который вызывают занятия с компьютером лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Среди дидактических возможностей ВТ можно выделить:

  • фрагментарное использование ВТ в зависимости от цели этапа урока;
  • осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
  • сочетание индивидуальной работы с работой всего класса4
  • сочетание обучения с игрой

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

        Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на разных этапах урока

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом...

использование средств мультимедиа на разных этапах урока русского языка

статья об использовании мультимедийных технологий на уроках...

Статья: "Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка".

Применение активных методов обучения на разных этапах урока русского языка....

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...