эффективные технологии на разных этапах урока
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
методические рекомендации для уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_tehnologii_na_raznyh_etapah_uroka.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Новый подход к контролю знаний на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС ООО и СОО
«Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - говорил В.Сухомлинский. Во все времена учитель стремился к тому, чтобы ученикам было интересно учиться, чтобы дети как можно прочнее освоили материал. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо, чтобы учителю самому было интересно. Для этого важно расширять свой кругозор, постоянно придумывать что-то новое. Казалось бы, давно уже все придумано. Но тем не менее приходится подключить фантазию.
Так, в 5 классе при повторении «Проверяемых безударных гласных в корне» мы обычно по правилу подбираем проверочные слова, чтобы верно написать гласную в корне. Однако не все пятиклассники владеют навыками подбора проверочного слова. Для них это действительно непросто. Поэтому пришлось пойти обратным путем: сначала проговариваем и пишем проверочное слово, потом однокоренное слово с проверяемым безударным гласным. В одну группу подбираем слова с однокоренными именами прилагательными:
дИво- удИвительный, бЕрег- на бЕрегу, лЕс-лЕсной, дОм-дОмовой, дОмашний, грИб-грИбной, нОчь- нОчной, смЕх-смЕшной, гОрод – гОродской, нЕбо-нЕбесный.
Во вторую группу подбираем однокоренные слова – глаголы: кОсит- кОсить, пОздний- опОздать, стАнет- остАновиться, покАжет- покАзаться, трЯска- трЯсет, нагрАда- нагрАдить, блИзко- приблИзиться, пАдать- выпАдать.
В третью группу можно отнести имена существительные во множественном числе: вЁсны- вЕсна, зЕмли- зЕмля, сЁла – сЕло, гнЁзда – гнЕздо, сЁстры- сЕстра, зИмы- зИма, вЁрсты – вЕрста.
На этапе контроля или самоконтроля на уроках литературы часто провожу небольшие проверочные работы, когда учащиеся должны показать хорошее знание содержания произведения: обучающиеся должны вставить недостающие слова в высказывания или вопросы.
Такие технологии развивают логическое мышление обучающихся.
Проверочная работа по повести Валентина Катаева «Сын полка», 5 класс
- Вставьте недостающие слова.
1) Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи __________________, возвращавшиеся с разведки.
2) Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась ___________.
3) Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были___________, автоматы — _______________, плащ-палатки — ______________, и лица, наклонившиеся к нему, — тоже ____________, ________________.
4) Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий _______________.
5) Постоянно с собой в сумке _____________ ____________ таскал. Это он себе такое оружие выдумал.
6) в это время ____________________, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой.
7) в своих коричневых домотканых портках, крашенных луковичной шелухой, в рваной кацавейке, с торбой через плечо, босой, простоволосый мальчик как нельзя больше походил на ____________________, каким его изображали в старых букварях.
8) Ваня вдруг схватился руками за высокий борт, сделал отчаянное лицо и сиганул из машины, кувыркнувшись в мох. Это произошло так быстро и так неожиданно, что __________________ сначала даже потерялся.
9) Серко был старой, умной обозной _____________. Если бы он умел говорить, он многое рассказал бы разведчикам.
10) Мальчика же они взяли с собой за _______________, потому что он отлично знал эту
болотистую, труднопроходимую местность.
11) А вместо записной книжки он решил воспользоваться (____________).
- Определите героя по описанию.
1) Кто носил «…старенькую, но исключительно опрятную, ладно пригнанную шинель с чёрными петлицами и золотыми пуговицами, на его твёрдую фуражку с лаковым ремешком, чёрным околышком и прямым квадратным козырьком»? (____________________)
2)Кто «на местности ориентируется всё равно как взрослый разведчик. Даже ещё получше»? (_________).
3) Кто это: костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, по прозвищу «шкелет»? (_______________).
4)Кто передвигался со взводом управления в своём натуральном виде — заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой? (_______________).
5) Кто в тесном френче с просторным отложным воротником чёрного бархата, обшитым серебряным басоном… лицо было прикрыто рукой с тонким обручальным кольцом и грязными ногтями ухо? (_____________________).
Проверочная работа по повести Валентина Катаева «Сын полка», 5 класс
- Вставьте недостающие слова.
1) Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи _три разведчика, возвращавшиеся с разведки.
2) Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война_.
3) Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — _русские_, и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, _родные_.
4) Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок.
5) Постоянно с собой в сумке заточенный гвоздь таскал. Это он себе такое оружие выдумал.
6) в это время Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой.
7) В своих коричневых домотканых портках, крашенных луковичной шелухой, в рваной кацавейке, с торбой через плечо, босой, простоволосый мальчик как нельзя больше походил на пастушонка, каким его изображали в старых букварях.
8) Ваня вдруг схватился руками за высокий борт, сделал отчаянное лицо и сиганул из машины, кувыркнувшись в мох. Это произошло так быстро и так неожиданно, что Биденко сначала даже потерялся.
9) Серко был старой, умной обозной лошадью. Если бы он умел говорить, он многое рассказал бы разведчикам.
10) Мальчика же они взяли с собой за проводника, потому что он отлично знал эту
болотистую, труднопроходимую местность.
11) А вместо записной книжки он решил воспользоваться букварём.
- Определите героя по описанию.
1) Кто носил «…старенькую, но исключительно опрятную, ладно пригнанную шинель с чёрными петлицами и золотыми пуговицами, на его твёрдую фуражку с лаковым ремешком, чёрным околышком и прямым квадратным козырьком»? (Капитан Енакиев).
2)Кто «на местности ориентируется всё равно как взрослый разведчик. Даже ещё получше»? (Ваня).
3) Кто это: костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, по прозвищу «шкелет»? (Биденко).
4)Кто передвигался со взводом управления в своём натуральном виде — заросший, нечёсаный, босой, с холщовой торбой? (Пастушок).
5) Кто в тесном френче с просторным отложным воротником чёрного бархата, обшитым серебряным басоном… лицо было прикрыто рукой с тонким обручальным кольцом и грязными ногтями ухо? (Немецкий офицер).
Ещё одно задание – восстановить последовательность событий в произведении.
Проверочная работа по рассказу Андрея Платонова «Никита», 5 класс
- Восстановите последовательность событий и действий в рассказе
1) Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него.
2) Никита поднялся в страхе, что везде кто-то живет и отовсюду глядят на него чужие глаза, а кто не видит его, тот хочет выйти к нему из-под земли, из норы, из черной застрехи сарая.
3) Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени.
4) Никита поднялся в страхе, что везде кто-то живет и отовсюду глядят на него чужие глаза, а кто не видит его, тот хочет выйти к нему из-под земли, из норы, из черной застрехи сарая.
5) Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице.
6) Никита с охотой, как большой, начал работать молотком.
7) Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки.
8) Рано утром мать уходила со двора в поле на работу.
9) Никита хотел испить молока, что оставила ему мать, но, посмотрев на стол, он заметил, что стол — это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.
При повторении изученного материала эффективно применяется также технология с тестовыми заданиями с выбором ответов. Здесь важно знать не только содержание произведения, но и знания по истории страны.
Проверочная работа по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», 9 класс
1.Какая фамилия у Матрёны? Подчеркните верный ответ.
Григорьева
Васильева
Фадеева
Ефимова
2. Какая характеристика подходит для главной героини? Выделите цветом правильный вариант ответа.
«Крестьянка, 80 лет, безработная»
«Крестьянка, одинокая женщина, 60 лет, отпущенная из колхоза»
«Одинокая крестьянка, 60 лет, репрессированная»
«Крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»
3. Соотнесите характеристику с героями.
А) «...Я казался квартирантом выгодным: сверх платы сулила школа за меня, ещё машину торфа на зиму...»
Б) «...Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса...»
В) «...Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле...»
Фаддей
Игнатич
СМатрёна
ответы
4. Распределите даты истории создания и публикации рассказа на ленте времени.
1956 1959 1963
Дата первой публикации
Рассказ был написан
Время действия в рассказе Сбросить ответы Сохранить и перейти к следующему
5. Восстановите цитату, рассказывающую о Матрёне.
«Я заметил: у неё было средство вернуть себе расположение духа − ….. ».
А) верное
Б) доброе
В) работа
6. Кем является рассказчик? Зачеркните неверные утверждения.
Автобиографический персонаж
Сосед Матрёны
Фаддей
Кира
7. Какой троп положен в основу названия «Матрёнин двор»?
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
8. Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть дома Матрёны? Зачеркните неверные утверждения.
1)Дают участок, но на нём должно стоять строение
2)Дали участок, построили дом, нужны сухие дрова
3)Для перепродажи и выручки денег
4)Построить сарай рядом с домом
9. Каким элементом композиции является эпизод разрушения дома в повести «Матрёнин двор»?
1) Завязкой
2) Экспозицией
3) Кульминацией
4) Развязкой
10. Какое художественное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
1) Метафора
2) Эпитет
3) Сравнение
4) Олицетворение
11. Матрёнин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого её добра, вспоминая живую Матрёну, вдруг отчётливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что Матрёна и есть тот самый _______________.
В старших классах в основном работа направлена на подготовку к ГИА, поэтому здесь часто приходится составлять тестовую работу, составленную по материалам из открытого банка заданий.
Проверочная работа, 10 класс
1 вариант
1.Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
1)Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
2)Адресуя свою книгу детям, она написана живым и образным языком.
3)График работ был нарушен вопреки указания директора.
4)Впервые после войны из парка доносился детский смех и слышится скрип качелей.
5)Известная певица говорила о своих родителях, что я горжусь своим происхождением.
6)По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.
2.Подберите пароним к выделенному слову и запишите подобранное слово.
Памятниками эпохи всех поколений Аксаковых является парк с ВЕЧНЫМИ соснами.
Жители Амурской области возмущены ХИЩНЫМ отношением браконьеров к природе.
В августе состоялось вручение БЛАГОДАРНЫХ писем работникам культуры.
Моя соседка очень экономная и ПРАКТИЧНСКАЯ женщина.
Старик оказался очень ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ человеком.
3.Укажите варианты ответов с безударными чередующимися гласными в корне.
1)занимательный, вырастает, пловчиха
2)управление, непреклонный, блистающий
3)примерять (костюм), вспоминать, выскочка
4)восторгаться, начинался, гармония
5)приравнять, подложить, заклинать
4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква.
1)в..колыхнуть, бе..вкусица, бе..конечный
2)пр..стройка, пр..зреть (сироту), пр..зывный (крик)
3)(зелёные) н..саждения, пр..внучка, пр..глядеть (ошибку)
4)сверх..скусный, контр..гра, до..нфарктный
5)а..страктный, о..ходить (территорию), о..тереть (краски)
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква.
1)пр..чудливый, пугов..чка
2)продл..вать, керч..нский
3)наде..лся, юрод..вый
4)кресл..це, дожд..вой
5)опазд..вать, завед..вать
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква.
1)(она) леле..т, неотъемл..мый
2)просе..шь, ла..вший
3)задерж..шься, ненавид..мый
4)(они) увид..тся, пряч..щийся
5)слыш..шь, кол..щий
7. Расставьте знаки препинания.
Входя в суд(1) крестьянин (2) держал руки (3) вытянутыми по швам (4) придерживая этим положением (5) слишком длинные рукава.
8. Расставьте знаки препинания.
Ты мне велишь (1) о друг (2) мой нежный (3)
На лире лёгкой и небрежной
Старинны были напевать.
Ты (4) знаешь (5) милая подруга (6)
Твой друг, блаженством упоённый,
Забыл и труд уединённый,
И звуки лиры дорогой.
9. Расставьте знаки препинания.
Перед тем как (1) мы расстались (2) она спросила (3) чем я занимаюсь (4) и каковы мои планы.
10. Расставьте знаки препинания.
До рассвета мы шёпотом беседуем про орлов (1) и (2) когда начинает светлеть(3) видим (4) как один орёл делает круг над нашей долиной.
11. Расставьте знаки препинания.
Сойдя вниз (1) женщины замолкли и (2) крестясь и кланяясь (3) стали проходить в отворённые двери (4) блестевшей золотом (5) церкви.
12. Укажите цифры, где пишется НН.
Чайки церемо(1)о сидели на чугу(2)ых шарах, изъеде(3)ых ржавчиной, и беспреста(4) о выхватывали что-то из воды.
Таким образом, современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою технологию, по-новому взглянуть на собственный опыт работы и сделать урок интересным, нескучным для учащихся.
Проверочная работа по Цветаевой и Ахматовой, 11 класс
1.Распределите правильно названия сборников и произведений: «Юношеские стихи», «Вечерний альбом», «Чётки», «Лебединый стан», «Белая стая», «Подорожник», «Волшебный фонарь», «Вёрсты», «Стихи о Москве», «Реквием».
Марина Цветаева:
Анна Ахматова:
2. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой. Кто был её муж?
3. К какому литературному течению принадлежали эти поэты?
4.Где училась Анна Ахматова?
5. Кто писал « Страсть к стихам – от матери, страсть к работе и к природе – от обоих родителей…»?
6. Какой троп лежит в названии сборников «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь»?
7. Определите троп:
Юные женщины так не глядят,
Юная бабушка, кто вы?
8. Кого имеет в виду Анна Ахматова в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям»?
9.Назовите стихи Ахматовой о России, о русском языке.
10.Из какого произведения строчки:
Я была тогда с моим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.
11. Определите тропы: «красною кистью рябина зажглась», «жаркой рябины горькую кисть», «имя твоё – птица в руке, имя твоё – льдинка на языке», «вновь Исакий в облаченье из литого серебра», «в глухом чаду пожара», «и песня дикая родного края».
12. В каком фильме звучит песня на тихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»?
Такой подход к проведению проверочных работ на этапе контроля и самоконтроля помогает повышать мотивацию, углубить уровень понимания материала, формировать учебно-познавательные и информационные компетенции обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разных форм ИКТ на разных этапах урока
использование разных форм ИКТ делает его интересным и разнообразным, здоровьесберегающая технологии-основной фактор при проведении таких технологий...
«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».
Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФГОСОВСКОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Тема урока: Великобритания. The Land and The People of Great Britai...
Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету. В этой статье показано использование игровых технолог...
Методическая разработка "Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности на разных этапах урока информатики"
Рассматриваются различные игровые технологии на разных этапах урока информатики...
Конструктор урока. Этапы приёмов на разных этапах урока.
Использование разных игр и приёмов на разных этапах урока английского языка...
«ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА»
Что же такое эффективное общение или эффективные коммуникации?Любая коммуникация – это диалог, но она не сводится просто к обмену информацией. Коммуникация всегда значима для ее участников, всту...