Разработка литературно-музыкальной гостиной «Земного счастья верх - любовь»
методическая разработка по музыке на тему
Цель: развивать у учащихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, помогать увидеть и услышать своё внутреннее «я», способствовать раскрытию богатого духовного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muz_gostinaya_delova.doc | 1018 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Детский дом – школа №95»
654040 г. Новокузнецк,
ул. Климасенко,15 (3843) 535-029
Разработка литературно-музыкальной гостиной
«Земного счастья верх - любовь»
Автор: Делова Ирина Борисовна
учитель музыки
г. Новокузнецк-2006
Цель: развивать у учащихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, помогать увидеть и услышать своё внутреннее «я», способствовать раскрытию богатого духовного мира.
Оборудование: красочные плакаты в форме сердец с высказываниями о любви разных поэтов, музыкальные записи романсов, песен, произведений великих композиторов, музыкальный центр, микрофон.
Место проведения: Небольшое помещение, в котором должен быть инструмент фортепиано.
Высказывания о любви:
«Прекрасная страна – Любовь».
«В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность –
Любовь». (Анатоль Франс)
«Любовь одна – веселье жизни хладной.
Любовь одна – мучение сердец
Она дарит лишь миг отрадный
А горестям не виден и конец». (А.С.Пушкин)
«Любить – значит делать добро». (Л.Н.Толстой)
«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать». (А.В.Вампилов)
«Ненавижу и люблю » (Катулл)
Ход мероприятия:
Звучит романс из кинофильма «Жестокий романс
« Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…».
Ведущая: О любви написано много. О любви написано мало.
Оба утверждения верны. Говорить о любви – все равно, что объять необъятное! Её радости и муки взывают к высокому слову. Любовные переживания ищут выхода. Почти все влюблённые пишут стихи. Даже те, кто в иное время отворачивается от них. Поэзия обнадёживает в час грусти, в минуту подавленности утешает, а в пору восторга и самозабвения даёт человеку крылья.
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Под его музыку читается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»
Чтец: Ещё в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин девятнадцатилетнюю Анну Петровну Керн. Её сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой, здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для неё. Стихи , посвящённые Анне Петровне Керн, - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощённого в них чувства, но и гармоничностью. Все стихи А.С.Пушкина о любви пронизаны глубокой лиричностью, восхищением тем, что живой родник новых любовных переживаний, ощущений, желаний не иссякнет в нём.
А как чутко поэт описывает восторженное состояние влюблённого человека:
Пустое Вы сердечным Ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: «Как Вы милы!»
И мыслю: как тебя люблю я…
Ведущая: Тема любви в творчестве А.С.Пушкина это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение бесконечного уважения к женщине. Поэты всех времён и народов мучались, пытались понять загадочность женской души, посвящая женщинам необыкновенные по силе и страсти стихи.
Чтец. Читает стихотворение В.Я.Брюсова: «Женщине».
Звучит романс «Тебе одной» под аккомпанемент фортепиано.
Чтец: Как возникает любовь? В улыбке? В первом взгляде? Нам этого никогда не понять. Почему вдруг встретились два человека, и между ними пробежала искра, подобная электрической, и они почувствовали, что влюбились сразу – пламенно и бесповоротно. Любовь, как поэт, всегда находит новые стихи одной и той же поэзии. Сколько мы слышали о ней, сколько видели влюблённых, и всё же она застаёт нас врасплох и очаровывает нежданными чарами. Так произошло с героями бессмертного романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Она несла в руках отвратительные жёлтые, тревожные цветы. Они отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она шла по переулку и тут повернулась. Шли тысячи людей, но можно ручаться, что одного меня увидела и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно.
И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, невиданное никем одиночество в глазах. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».
Чтец: Любовь. Верить ли романтике, - что вот, за морями и горами есть такая необыкновенная, одна любовь – всепобеждающая, всеобновляющая - любовь. Но не всегда влюблённые остаются вместе. К сожаленью, очень часто судьба распоряжается жестоко: разлучает двух людей и заставляет их страдать.
(Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «К.Л.»).
Чтец: Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит теме любви в лирике Лермонтова. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой взаимной любви – любовь приносит не радость, а грусть и страдания.
Чтец: Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит теме любви в лирике Лермонтова. Вот почему в его стихах не встречаются строки о взаимной счастливой любви – любовь приносит не радость, а грусть и страдания.
Чтец: Разве по воле человека рождается любовь? Нет. Поэтому никто не имеет права судить, и чужим людям не заглушить её, ни уничтожить. Об этом повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Главный герой – телеграфист Желтков, безнадёжно влюблён в графиню Веру Шеину. Между ними страшная пропасть: её замужество и сословные границы. Но это не сможет убить высокое чувство любви, перед которой все равны и одинаково прекрасны.
Герой умирает, не единым словом не упрекает свою возлюбленную. Наоборот, он почитает за счастье, что ему дарована такая любовь! И из жизни он уходит в восторге, говоря: «Да святится имя твоё»!
(Звучит «Лунная соната» Л.В.Бетховена. Под музыку читаются строки: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя твоё! Я ухожу один, молча, так угодно Богу и судьбе. В предсмертный, печальный час я молюсь только тебе и, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-тики пою: «Слава, тебе! Да святится имя твоё!»
Ведущая: Любовь заставляет совершать необдуманные действия, не подчиняющиеся рассудку поступки, говорить странные слова, вести себя ненормально. Любовь – это сумасшествие, так рассуждают многие. Да и сами влюблённые считают себя ненормальными, в хорошем смысле этого слова. В значении не как все, на другом уровне общения, где не нужны пустые фразы, где полное взаимопонимание.
(Чтение отрывка из рассказа «Бродяга» Н.И.Петровской. « - Какая же она, эта любовь? – спросил я, и у меня дрожали губы. Она наклонилась. Близко я увидел странные, сосредоточенно блестящие глаза. Такого выражения я не видел уже после ни у кого, никогда, всю жизнь»).
Чтец: Наверное, ещё страннее, трагичнее, когда любовь была, глаза любимого человека горели огнём страсти, а потом чувства исчезли.
(Чтение стихотворения А.Ахматовой).
Лирика Ахматовой прекрасна своей откровенностью, глубиной чувств и мудростью, которая помогает переносить любые удары судьбы, не теряя чувства собственного достоинства. Её произведения наполнены внутренней энергией, позволяющей только предположить подлинную силу и глубину страсти. Лирика Ахматовой – это энциклопедия женской души, души любящей и страдающей, прекрасной и мудрой.
(Исполняется романс «А на последок, я скажу…», Андрея Петрова).
Чтец: Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений о любви определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Может, это было не настоящее чувство, а только пылкая страсть, которая быстро сгорает? А может быть, влюблённым нужна разлука.
(Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева).
В разлуке есть высокое значенье –
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон – одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен, наконец, проснуться человек.
(Исполняется «Школьный романс», музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина)
Чтец: Влюблённые часто пишут стихи. Возможно, всё искусство существует для того, чтобы выразить себя и любовь. Высоцкий считал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую великую страну любви. (Чтение стихотворения В.Высоцкого «Баллада о любви»).
Ведущая: О любви говорить легко и сложно, о ней сказано много и мало. Я надеюсь, что каждый из вас впишет свою строку в старинную книгу с пожелтевшими страницами, но вечно юную с названием кратким – любовь.
(Исполняется песня «Дольче Вита»).
Звучит музыкальная запись последних строк романса из кинофильма «Жестокий романс»:
Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь – весенняя страна, весенняя страна,
И только в ней бывает счастье…
Приложение
Высказывания о любви:
«Прекрасная страна – Любовь».
«В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность –
Любовь». (Анатоль Франс)
«Любовь одна – веселье жизни хладной.
Любовь одна – мучение сердец
Она дарит лишь миг отрадный
А горестям не виден и конец». (А.С.Пушкин)
«Любить – значит делать добро». (Л.Н.Толстой)
«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать». (А.В,Вампилов)
«Ненавижу и люблю » (Катулл)
Стихотворения
1. А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»
Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья
Передо мной явилась ты, Тянулись тихо дни мои
Как мимолётное виденье, Без божества, без вдохновенья
Как гений чистой красоты. Без слёз, без жизни, без любви.
Шли годы бурь порыв мятежный Душе настало пробужденье
Рассеял прежние мечты, И вот опять явилась ты,
И я забыл твой голос нежный, Как мимолётное виденье,
Твои небесные черты. Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, И сердце бьётся в упоенье,
В тревогах шумной суеты, И для него воскресли вновь
Звучал мне долго голос нежный И божество, и вдохновенье,
И снились милые черты. И жизнь и слёзы и любовь.
2. М.Ю.Лермонтов «К.Л.»
У ног других не забывал Принадлежишь другому ты,
Я взор твоих очей; Забыт певец тобою;
Любя других, я лишь страдал С тех пор влеку меня мечты
Любовью прежних дней; Прочь от земли родной,
Так память, демон - властелин, Корабль умчит меня от ней
Всё будит старину, В безвестную страну,
И я твержу один, один: И повторит волна морей
Люблю, люблю одну! Люблю, люблю одну!
3. А.Ахматова:
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать,
Не целуй меня усталую, -
Смерть придёт поцеловать.
4.В.С.Высоцкий «Баллада о любви»
Когда Всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь –
И растворилась в воздухе до срока, а срока было - сорок сороков.
И чудаки – ещё такие есть – вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, - и, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт такого же – неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю, долго оставаться на плаву
Прежде чем узнать, что «я люблю» - то же, что «дышу « или «живу».
И много будет странствий и скитаний. Страна любви – великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний всё стороже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний, лишит покоя, отдыха и сна.
Но вспять безумцев не поворотить! Они уже согласны заплатить:
Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил, с ног сбивал, из мёртвых воскрешал, -
Потому что если не любил – значит, и не жил, и не дышал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Литературно-музыкальная семейная гостиная «Моей мамы лучше нет». Для детей старшей и подготовительной к школе групп.
Праздничный концерт, посвящённый дню Матери, который проводится в последнюю пятницу ноября. Песни, стихи, игры для любимых мам....
Разработка: Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы»
Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы». История песен военных лет с презентацией. ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Lwf8/bvZC1VKcF,https://...
Литературно-музыкальная композиция «Гостиная живописи 19-20 веков». Конкурс «Живые картины».
усиление интереса и любви к русскому языку путем проведения недели как массовой формы внеклассных занятий; проведение мероприятий, которые оптимально подходят познавательным интересам, уровню подготов...
Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."
На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «ПИСАТЕЛЬ, СТАВШИЙ СУДЬБОЮ ВРЕМЕНИ»
Сценарий мероприятия, посвященный Л.Н.Толстому...