Развитие творческих способностей на уроках музыки
статья по музыке на тему

Матькова Ирина Александровна

Творческие способности свойственны любому человеку, любому нормальному ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей на уроках музыки

И.А.Матькова.  

МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк.

      Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свои лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

      По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того  чтобы они могли проявить свои дарования, нужно просто, нам взрослым,  умело руководить. Каждый  ребенок  талантлив и имеет свои способности. Просто кого-то из них вовремя не заметили, недоучили. Возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания упускать нельзя. В это время он еще не разучился удивляться богатству и красоте окружающего его мира, солнечному свету, пробившемуся сквозь тучу, красивой бабочке на лепестке цветка, разноцветной радуге и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

     Творческие способности свойственны любому человеку, любому нормальному ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Этим оно и ценно, что обучающиеся сами открывают  что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. Творческий процесс активно тренирует и развивает память, мышление, наблюдательность, логику, интуицию. На уроках музыки детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться  придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических  движениях, слушании музыки.

         Музицирование в ансамбле, игра в оркестре, пение в хоре, музыкальные постановки  прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый, неуверенный в себе ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а, более  творческий ребенок – проявит свое воображение и  фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение друг к другу, развивается умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти волшебные слова раскрывают перед ребенком огромные ворота в мир фантазии, красоты, изобретательности, где он может творить, и не скован почти ни какими ограничениями.

      Проблемность в обучении,  активизация творческой деятельности, требует нового подхода к наполнению урока музыки. «Сюжетные уроки» являются одним из методов решения этой задачи, как принцип построения урока музыки в младших классах. Термин “сюжет” означает последовательное и связное описание событий. Если мы говорим об уроках музыки, то он подразумевает логически выверенный и выстроенный ход урока, в котором прослеживается сюжетное действие. Оно объединяет все элементы урока, его тематический материал. Интерес к  новому, любознательность, эмоционально-выразительная активность дает возможность каждому ребенку раскрыться в таком сюжетном уроке. У учителя появляется возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, переключая внимание с одного задания на другое, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество ритмических и двигательных упражнений. На таком уроке обучающие, незаметно для себя, постоянно заняты музицированием. «Сюжетный урок» позволяет органично включить   игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Развивающие, обучающие, сюжетно-ролевые, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки, - именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, активизируют и развивают внимание, память, интеллект, эмоции, В основе построения «сюжетного урока» могут жить и действовать музыкальные термины, сказочные и реальные  герои, это могут быть путешествия во времени и пространстве.

      Импровизация, которая является результатом детской творческо-игровой деятельности на уроке, становится наиболее естественным видом деятельности для детей. Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринужденности  составляют суть деятельности на уроке. Интонационно-речевые, двигательные, инструментальные импровизации и различные комбинации из них, умело организуемые и направляемые учителем,  позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество.
    В среднем звене сохраняются задачи музыкального и творческого воспитания, реализуемые в начальной школе. Здесь музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. Важным условием для формирования музыкально-познавательных интересов обучающихся является такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и осмысливает музыкальные знания в посильном для себя самостоятельном труде. Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, фантазию, мышление, формируют художественную интуицию, эстетический вкус, способность высказывать свое собственное мнение. В условиях групповой, коллективной работы успешно решается проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение сотрудничать с другими членами классного  коллектива.

        Многие считают, что обучающиеся легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую художественного названия. Скорее всего, они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В таких случаях программные названия не столько  активизирует музыкальное восприятие у детей, сколько зачастую парализует его. Чтобы у детей не срабатывал стереотип, что симфония, соната или опера – это скучно, желательно ставить произведение, не называя его. Тогда обучающиеся слушают просто красивую музыку и даже дают свое собственное название, исходя из того, что ими было услышано, осмысленно, прочувствованно.

       Игра на детских музыкальных инструментах вызывает огромный интерес у обучающихся. Она разнообразит  ход занятий, развивает музыкальную память, ритм, гармонический и тембровый слух, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу и фантазию детей. Такая практическая деятельность дает понять ребенку, что он создает музыку, находится внутри ее, а не снаружи. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.

   Шумовой оркестр – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр вызывает у школьников живой интерес. Она активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества. Одно из любимых занятий школьников - это  импровизация. Обучающиеся с удовольствием импровизируют. И не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, которые еще  недостаточно владеют своим голосом. Именно в импровизации ребенок раскрепощается, чувствует себя свободным. Выступая с собственной мелодией, он не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Именно в импровизации легче всего пробудить интерес ребенка к пению. Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. В процессе обучения он учится воспринимать музыку, развивает музыкальный слух,  воображение и способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое, на основе уже имеющегося опыта.   В учебный процесс включаются различные  виды вокальной импровизации:  импровизирование мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов. Одним из видов заданий является “музыкальный разговор”, где дети импровизируют мелодии в заданном характере (песни, марша, танца и т.д.). Эмоциональный настрой лежит в мелодизации стихотворных текстов.

      Особое место на уроке отводится актерской импровизации. Инсценирование детских песен, небольших произведений яркого характера, разыгрывание небольших сцен под музыку помогает детям получать удовольствие от своего творчества, от соприкосновения с прекрасным. Создается  особая атмосфера урока, в которой внутренний комфорт, раскованность, эмоциональный настрой испытывают все. Такие занятия имеют педагогическую направленность: углубляются знания и в области речи, и в музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.

       Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Главное, что дети уносят с собой после занятия музыкой – это ощущение радости, счастья от собственного творчества. Ведь ребенок творит ради радости. И эта радость является  особой  силой, которая питает его. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная, творческая личность.

 “Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

Список литературы

Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания, //  [3-4, с.128] / Е.А.Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....

Развитие творческих способностей на уроках музыки

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать будущие действия для д...

Развитие творческих способностей на уроках музыки с учётом требований ФГОС

Развитие творческих способностей , одна из важнейших задач уроков музыки.Использование различных игр , технологий помогают учителю сделать этот процесс интересным и увлекательным....