Развитие творческих способностей на уроках музыки
статья по музыке на тему
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач:
· максимально развить гармоничную личность;
· приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами;
· выработать ассоциативный вид мышления и воображения;
· помочь сформировать положительный духовный опыт;
· пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_urokakh_muzyki.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей на уроках музыки»
2014г.
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Урок музыки – это урок искусства. Каким мне видится этот урок? Конечно же творческим. Этот урок должен способствовать решению следующих задач:
- максимально развить гармоничную личность;
- приобщить к искусству и осознать неразрывную связь между различными его видами;
- выработать ассоциативный вид мышления и воображения;
- помочь сформировать положительный духовный опыт;
- пробудить и развить чувство доброты, сердечности, сопереживания к окружающим.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.
Под термином «творчество» подразумеваю «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известно им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать истинный смысл слова – это и есть творческая работа души. А всё творчески усвоенное становится прочным достоянием, и сам процесс познания приобретает развивающий характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами. Важно, чтобы все испытали эту радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей.
Немыслимо сегодня для меня проводить урок музыки без тесной связи с другими предметами и видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным. И это не просто межпредметные связи или интеграция в подаче материала, а синкретизм, когда музыка, пение, поэзия, танец, театр не отделены друг от друга. А сочетание всех этих видов деятельности – это и есть искусство. А что такое искусство для ребёнка? Это – жизнь. А музыка и жизнь – это и есть генеральная тема, сверхзадача школьных занятий. И чем больше будет жизненных связей музыки обнаружено на уроке, тем более прочно будет музыка входить в сознание ребят.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.
Приучаю детей слышать музыку непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например: произошло с фрагментом из "Утра" Грига. Ребята по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Я прибегаю к "подсказкам", полагая, что они помогают восприятию музыки.
Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы. Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями. Творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Б.В.Асафьева о том, что музыка «заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».
Одним из методологических положений программы является определение единой, целостной музыкально-творческой деятельности как раскрытия жизненного содержания музыки, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.
Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.
Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Надо учить детей, подростков думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца.
Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и "проживания" ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная "тренировка" которых и дает новое качество - развития их как творческой, культурной и духовной личности.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании выделяю:
- выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
- сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования;
- сочинение подголосков;
- внутреннее слышание интонации данной песни;
- активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор ";
- сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.
Наилучший прием, когда дети, "проживая" текст песен, рождают созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся авторскому замыслу.
Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизирование как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока – урока, свободного от штампа.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) - такого рода приемы импровизирования также использую на своих уроках.
Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности. Форма различная: фестивали, конкурсы, музыкальные путешествия, смотры. Каждый год День знаний открывает новый учебный год. В День учителя каждый класс спешит порадовать педагогов своим мастерством. Далее – осенние праздники, посвящение в первоклассники, занятия по правилам дорожного движения, Международный женский день 8 марта, День Победы и Последний звонок.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. В школе два вокальных ансамбля «Музыкальная капель» и «Звучащая радуга». К каждой песне стараемся подойти творчески: от продумывания костюмов до исполнительского мастерства.
Вся внеклассная работа подчинена педагогике сотрудничества, творческому общению с людьми.
Ведь задача не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, их стремление к прекрасному; бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
И в заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе
Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания для учащихся 1-8 класса....
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....
Мастер-класс на тему: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Содержит презентацию и сценарий выступления...
Развитие творческих способностей на уроках музыки.
Базовая модель обобщения опыта учителя музыки Галкиной Надежды Николаевны....
Развитие творческих способностей на уроках музыки с учётом требований ФГОС
Развитие творческих способностей , одна из важнейших задач уроков музыки.Использование различных игр , технологий помогают учителю сделать этот процесс интересным и увлекательным....
Развитие творческих способностей на уроках музыки.
Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!...