Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"
план-конспект урока по музыке на тему
Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesnyanki.docx | 18.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№20
ДЕКАДА ИСКУССТВА и НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(7-17 апреля)
Сценарий
открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3б классе с участием фольклорного ансамбля «Забава»
«Как Весна-красна сестрицу встречала»
Сценарий разработала Сизова Е.С., учитель начальных классов
Шлычкина С.Г., учитель музыки
2014г.
Цель: сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда; воспитывать интерес и уважение к нему как части фольклорного наследия.
Оформление:
- тематическая выставка книг и журналов;
- выставка рисунков «Жаворонки прилетели»;
- изделия народных умельцев.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- видеодвойка;
- диски и кассеты с народной музыкой;
- видеофильм «Искусство России»;
- песочное тесто, пластиковые ножи.
Ход занятия
- Введение
Сообщение темы и определение целей занятия.
В старину в народе говорили, что на Сороки день с ночью встречаются, зима кончается, весна начинается. Что весну приносят на крыльях 40 разных птиц, и первыми – жаворонки. А ещё говорили, что в жаворонков воплотились 40 воинов, которых в 313 году сожгли на костре на площади армянского города Севастии после страшных мучений за великую христианскую веру. И стало 22 марта переломным днём – днём ухода от язычества к вере христианской. А символом светлого, победоносного дня стали жаворонки, одни из почитаемых птиц на Руси.
2.Основная часть занятия.
Рассказ с элементами беседы.
В этот день в деревнях и селах выпекали пышки – жаворонки. В каждой семье пекли жаворонков столько, чтобы обязательно досталось всем хоть по одной птичке. Участие детей в лепке жаворонков было обязательным, детям доверяли украшать птичек: формировать ножом на крылышках пёрышки, а по спинке и гребешку делать спичками точечные углубления.
Жаворонки получались разных размеров, большие и маленькие. Какие побогаче люди, в тесто вливали конопляное масло – это означало «надушить жаворонка маслицем, румяней гостинец будет».
Ребятишки ранним утром с нетерпением ждали, когда же испекутся жаворонки, чтобы с печёными птичками зазывать весну.
Получив от матери жаворонка, ребёнок тут же выбегал на улицу, брал самую высокую палку, насаживал на неё птичку и, высоко подняв над головой, вместе с гурьбой других ребятишек бегал по селу с песенками-закличками. На селе это называлось «чурюкать весну».
Набегавшись и наигравшись, ребятишки съедали птичек, по обычаю начиная с головы, чтобы не поссорится. Для богатого урожая ранним утром большой толпой жители села выходили за околицу, сожали на кусты птичек-жаворонков и «чурюкали»:
Сороки святые,
Жаворонки слепые,
На Сороке печены.
Соломой страчены,
Кулик-самород,
Полетел на огород,
Сломил палку,
Убил галку.
Галка плачет.
Весна-красна,
На чём пришла?
На сошочке,
На бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке!
Вообще с птичками связано много примет и обычаев.
Птичку-сороку обязательно клали на Божницу: она приносила в избу благополучие и счастье. Ещё в деревне при помощи жаворонка можно было узнать будущее и свою судьбу. Поэтому там, где птичек пекли, по числу членов семьи, в них запекали различные предметы, по которым потом и гадали: щепку, деньги, кольцо, жито. Попадалось в разломанном на две половины жаворонке жито – к хорошему «житию», деньги – к богатству, кольцо к женитьбе, хмель – к веселью, а щепка – к смерти.
А молодые девки выходили за гумно, сажали птичку на плетень, ждали, когда сворует ворона, в какую сторону она полетит, туда и выйдет девушка замуж.
Ещё на селе существовал обычай выбирать первого засевальщика. Казалось бы, праздник во всех сёлах один – Сороки, а обряды в них разные.
3.Творческая работа учащихся. Практическая часть.
Разучивание песен-закличек, веснянок. Просмотр фрагмента фильма «Искусство России». После разучивания веснянок, дети лепят из песочного теста жаворонков. Украшают и организовывают выставку готовых птичек.
4. Заключительная часть. Дети совместно с руководителем подводят итоги занятия.
Обряды заметно изменились или же вовсе забыты нами. Но знание старинных русских обрядов, традиций, понимание и возрождение их станет возрождением основой национальной идеи – служение высокому и доброму во всех его проявлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"
Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром....
"Что это за листья?" (интегрированный урок музыки и окружающего мира)
План - конспект интегрированного урока музыки и окружающего мира "Что это за листья?" составлен для учащихся 1 класса...
Конспект интегрированного урока по химии и окружающему миру (3 класс) по теме: "Свойства той, без которой не было бы жизни, или несколько слов о плодородии"
Химия - непростой предмет, с этим мало кто будет спорить. Познавательно и в то же время привлекательно для учащихся начальной школы начать знакомство с данным предметом еще при изучении окружающего ми...
Интегрированный урок ИЗО, музыка, технология на тему "9 мая-День Победы"
Интегрированный урок ИЗО, музыка, технология на тему "9 мая-День Победы"...
Интегрированный урок по музыке, чтению, ознакомления с окружающим миром и рисования по сказке «Волк и семеро козлят» во 2 классе»
Данный урок представлен для обучающихся 1-2 классов. Можно использовать как внеклассное мероприятие....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»
Комплексное занятие: окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....