"Что это за листья?" (интегрированный урок музыки и окружающего мира)
план-конспект урока по музыке по теме
План - конспект интегрированного урока музыки и окружающего мира "Что это за листья?" составлен для учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir_i_muzyka_1_klass.zip | 20.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КАССЕ
Тема урока «Что это за листья?»
Цель:
- Познакомить с миром звуков. Подводить детей к определению
звучания окружающей природы, учить слышать смысловые контрасты.
- Учить распознавать листья наиболее распространенных пород
деревьев. Познакомить с отличительными признаками сосны и ели по их веточкам, хвоинкам, шишкам.
- Привлечь родителей к совместной творческой деятельности, через
составление композиции для осеннего костюма из природного материала.
Оборудование: схемы – таблицы по окружающему миру /строение листа, виды листьев по листовой пластинке, виды деревьев /; натуральные листья различных пород деревьев, веточки рябины, веточки ели, сосны, лиственницы; стилизованная береза; Орф – инструменты; аудио запись звуков осенней палитры; аудио запись сказки; шляпы и палочки для игры; атрибуты для изготовления костюмов; карты – настроений.
Тип урока: интегрированный
Методы и приемы:
- наглядный (работа с таблицами);
- словесный (беседа в вопросно – ответной форме);
- проблемный;
- частично – поисковый (сравнение хвойных деревьев)
Ход урока:
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Коммуникативная игра под музыку Т. Боровик
I часть – «Променад» – свободное движение по залу;
II часть – хлопки в ладоши и по коленкам;
III часть – слушаем фермату и здороваемся за руку по звуковому сигналу.
II. Введение в тему урока
У нас сегодня будет необычный урок. Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать. Что мы слышим?
Прослушивание записи спецэффектов – природных звуков: ветра, дождя, шуршания листвы…
- Как называются такие звуки? / шумовые /
- С музыкой какого времени года мы будем знакомиться? / с музыкой осени /
- Какой характер у осени? / ответы детей /
/ Для ответа используются подсказки «карты – настроений» и музыкальное сопровождение рассказа /
- У осени разное настроение: то оно солнышком смеется /веселая карточка/, то вдруг, что такое, подул сильный ветер, небо нахмурилось /сердитая карточка/, выползли тучи, и совсем мрачной стала погода /злая карточка/. Наверное, сейчас польет дождь. Слышите? /плаксивая карточка/
III.Работа по теме урока
а) Послушайте сказку.
- Живет здесь, неподалеку одна старая, добрая приятельница.
- Хотите познакомиться с ней?
(Выносится передвижная ширма. На ней стилизованная береза, с белыми листьями, от разных пород деревьев).
- Ребята, вы узнали ее? Что это за дерево? Давайте с ней поздороваемся.
- Здравствуй, красавица. Как поживаешь? Посмотри, какие очаровательные ребята хотят с тобой познакомиться.
- Расскажи нам о себе…
Аудио запись / рассказ березы /
Однажды был сильный ураган. И ветер маленьким семечком принес меня из далекой двухцветной страны. Там лишь два цвета – черный и белый. А мне так хотелось порадовать всех осенними красками. Сама осень хотела мне помочь, да видно задержалась где – то в дороге. И вот стою я здесь грустная, одинокая. Друзей нет. Даже птицы и звери обходят меня стороной. А почему, не знаю. Что случилось?
- Ребята, что необычного на дереве вы заметили? / листья белого цвета и от разных пород деревьев /
- Давайте определим, с каких деревьев эти листочки?/ дети снимают листочки с березы и называют породы деревьев /.
- Чем похожи и чем отличаются эти листочки?
б) Работа с таблицами.
Таблица «Строение листа»
Таблица «Виды листьев»
Простые Сложные
(Одна листовая пластинка) (Несколько листовых пластинок)
- Как осенью меняется окраска деревьев?
Желтые листья – береза, клен, липа
Красные листья – клен, осина, рябина
Коричневые листья – дуб, клен
- Давайте поможем березке, сменить наряд /дети наклеивают на березку желтые листочки /
Аудио запись (рассказ березы)
- Спасибо вам, ребята, за помощь. Я предлагаю вам поиграть.
в) Проводится игра «Звуки осени». Музыка и слова Т.Боровика.
/В игре принимают участие дети и родители. Дети сопровождают пение игрой на орф – инструментах. Родителям раздаются: листы бумаги, деревянные палочки, барабаны… /
- В доме моем тишина.
В доме моем я одна.
Только где – то шуршунчики шуршат.
/Родители с помощью листов бумаги издают шорох листьев /
Шуршунчики шуршат, шуршунчики шуршат.
- В доме моем тишина.
В доме моем я одна.
Только где – то стукунчики стучат.
/Звучат деревянные палочки, стук пальцами по парте, столу… /
Стукунчики стучат.
Шуршунчики шурчат.
- В доме моем тишина.
В доме моем я одна.
Только где – то скрипунчики скрипят.
/Родители водят ногтем по кожаному барабану /
Скрипунчики скрипят.
Стукунчики стучат.
Шуршунчики шуршат.
- Бурбунчики бурчат. / Фонема бр – бр – бр… /
- Сопунчики сопят / Посапывание носом /
- Для вас, ребята, березка приготовила загадки. О каких деревьях пойдет речь?
- Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. / Ель /
- У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. / Сосна /
г) Практическая работа
1.Выбор веток.
Разложите веточки на группы: еловые и сосновые, отдельно другие.
- Что у вас на столе?
- Назовите деревья?
- Как вы их отличили?
- Что мы видим на веточках?
2.Рассматривание хвоинок.
- Что такое хвоинки?
- Чем похожи хвоинки? / цвет, колючие /
- Чем различаются? / длина, по – разному прикрепляются /
3.Рассматривание шишек.
- Отличия / у ели длинная, вытянутая; у сосны – более округлая /.
- А оставшиеся веточки похожи на сосновые и еловые?
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. / Лиственница /
- Сходства и отличия веточки лиственницы от других хвойных деревьев.
Таблица «Виды деревьев»
Лиственные Хвойные
/ Ученики прикрепляют таблички с названиями деревьев, которые они знают, завершают работу родители /
- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Веселые шляпки»
д) Игра «Веселые шляпки» - импровизационная двигательно – композиционная игра с родителями на взаимодействие. Для нее подойдут любые панамки, шляпки, украшенные листьями, ягодами и т.д.
Все дети получают по деревянной палочке, но у второй группы ребят на палочки надеты шляпки. Во время веселой части музыки все свободно танцуют, перемещаясь по классу и передавая шляпки с палочки на палочку. Во время спокойной части музыкального произведения те, у кого шляпка на палочке, надевают ее на голову, а у кого только палочки, ходят и кланяются друг другу.
Аудио запись (рассказ березки)
Приглашение на бал
Все уселись? Вам удобно?
Расскажу сейчас подробно,
Что у нас вчера случилось.
С неба звездочка спустилась.
Это к нам сквозь тучи смело
В гости чудо прилетело.
Из – за гор, из – за морей.
Для осенних королей.
Хоть она еще малышка,
Про балы читала в книжках,
Но узнала: Осень – мать
Бал решила скоро дать.
Всех царица Осень ждет,
Кто нарядный к ней придет.
Ночью праздник состоится,
Все спешат принарядиться.
А царевна как заплачет!
И лицо в ладошки прячет.
Так она на бал спешила,
Что наряд свой позабыла!
Так хотела быть красивой!
Мама дочь на бал пустила
Только так она сказала:
«Если ты в беду попала,
Попроси скорей ребят,
Пусть сошьют тебе наряд!»
е) Дети, совместно с родителями мастерят наряд из имеющейся заготовки и природных материалов: листьев, веточек, корзинок, зонтиков…
Ветки, ягодки, травинки
Листья, зерна, паутинки –
Все берите, применяйте
Чудо платье украшайте.
Будет наш наряд хорош.
С Осенью самою схож,
Да такой, что даже Осень
У своей царицы спросит.
«Где ж тебя принарядили?
Где такое платье сшили?»
Вот и музыка слышна.
Нам на бал пора, друзья!
Дети под музыку «Вальс», композитора Боккерини демонстрируют свои костюмы, а затем исполняют песню «Листопад», Е. Олиферовой.
IV. Итог урока
- Что нового узнали?
- Чему научились родители?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
у меня получилось …
я смог…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"
Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...
Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"
12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира
Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...
Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"
Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...
Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"
Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III" на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...
Урок ознакомления с окружающим миром. 4класс ЗПР.
Тема: В гости к весне.Цели: - систематизировать знания учащихся по теме «Весна»; - расширять представления об окружающем м...
Интегрированный урок по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО "Как Весна-красна сестрицу встречала"
Сценарий открытого интегрированного урока по музыке, технологии, окружающему миру, ИЗО в 3 классе с участием фольклорного ансамбля «Забава» «Как Весна-красна сестрицу встречала»...